понедельник, 12 июня 2023 г.

Исповедание веры (митрополит Флоринский Августин)

 


Проповедь в Неделю Всех Святых
(Евангелие от Матфея воскресное, 1 утреннее, зачало 116)

ЕСТЬ, возлюбленные мои, неверующие и безбожники, которые открывают свои уста и насмехаются над святым и священным, и пытаются искоренить из сердец людей веру в Бога. Некоторые из них лживо говорят: «То, что говорит Евангелие и проповедует Церковь, — хорошо, но кто так делает?». Такие слова сеют неверие. Утверждая, что никто так больше не делает, они желают сказать, что Евангелие уже устарело. Но скорее солнце потеряет свой свет, чем станет устаревшим Евангелие. Они не имеют веры и поэтому хотят, чтобы Евангелие было иным; они желают получить антиевангелие, «евангелие» антихриста. Что мы можем на это ответить? Если из миллиардов людей найдется хотя бы один такой, который будет жить по Евангелию, то его одного будет достаточно, чтобы доказать, что применение Евангелия возможно. Если его применил один, то его могут применить и другие, потому что все люди сделаны из одного теста.

Но я спрашиваю: разве только один человек исполнил Евангельские заповеди? Не один, но много. Сколько? Об этом говорит сегодняшний праздник Всех Святых. Сегодня чествуют не одного или двух святых, не десять или может быть сто, триста, пятьсот или тысячу. Точно так же, как невозможно сосчитать звезды на небе, так невозможно сосчитать и святых, прославляемых сегодня, ведомых и неведомых. Это святые со всего мира. Это мужчины, женщины и даже дети. Среди них есть старики, но есть и младенцы. Здесь люди всех профессий: пастухи, земледельцы, рабочие, учителя, профессора, философы, поэты, ораторы, цари, полководцы. Они со всех концов земли: греки, болгары, сербы, румыны, русские… отовсюду, где есть Православие. Миллионы святых. И что же все они нам говорят? Они опровергают неверующих и говорят: мы жили не на луне и не на звездах, мы жили здесь, на земле, и если мы смогли применить Евангелие, то сможете применить его в своей жизни и вы. Они трубят в небесные трубы и призывают нас следовать за ними и жить, как они.

* * *

Как жили святые, об этом рассказывает сегодня Евангелие. Как можно определить, является ли человек святым? Какой признак является для святых отличительным, характерным? Вот один из таких признаков. Христос сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). То есть наш долг — исповедовать нашу веру.

Что означает слово «исповедание» (греч. ὁμολογία)? Это то, во что ты веришь и не скрываешь это от других; то, в чем ты признаешься открыто. Подобно юноше, который любит девушку и не скрывает своей любви, но где бы он ни находился, всеми средствами (мимикой, цветами, письмами, стихами, песнями, любыми способами), он выражает свою любовь, так и ты. Если ты христианин, если ты чувствуешь любовь ко Христу, ты должен повсюду исповедовать Его и горячо проповедовать веру Христову. Так поступали все святые, они исповедовали Христа.

Когда они Его исповедовали? Не только в мирное время, но и в тяжелые времена, в страшные годы гонений. В то время, когда считалось преступлением даже сказать, что ты христианин. Если кто-то признавался, что он христианин, его тут же арестовывали. Его хватали, приводили на суд и допрашивали: «Ты христианин?». Сказать сегодня, что ты христианин, ничего не стоит, а в те времена это стоило головы! «Ты христианин?», — спрашивали тогда судьи. Краткий вопрос, всего лишь два слова. Некоторые отрицали это, а некоторые признавались и говорили: «Да». Тогда их задерживали, лишали прав, увольняли с должностей, подвергали страшным пыткам, о которых говорит сегодня апостол (см. Евр. 11, 33-12,2), и, в конце концов, осуждали их на смерть и казнили. И они до последней минуты исповедовали Христа, не отрекались от Него.

Хотите пример? Я мог бы многое рассказать, но у вас нет желания слушать. Хотя вечером вы часами слушаете ложь по телевизору, в храме вы скучаете и не можете дождаться, когда священник скажет отпуст. Таково наше поколение. Поэтому я просто приведу вам один пример.

Жила-была женщина 25 лет, богатая, образованная и красивая. Она была замужем, у нее был солидный муж, от которого у нее родился симпатичный сынишка. Ее схватили, привели в суд.

- Ты христианка?

– Да, я христианка.

– Ты, такая почтенная женщина, и христианка?

– Да, я не отрицаю этого.

Ее заключили в тюрьму и приговорили к смертной казни. Вечером накануне казни отец и муж пришли навестить ее в тюрьме.

Отец упал на колени и сказал дочери:

– Дитя мое, что ты делаешь, не оставляй нас! Отрекись, скажи, что ты не христианка!

– Нет, отец.

– Неужели ты нас не любишь?

– Я люблю вас, но больше всего я люблю Христа.

Подошел к ней и муж, который ее очень любил, и со слезами на глазах говорит:

– Зачем ты это делаешь? Ты не любишь своего ребенка? Ты не любишь меня?

И что отвечает эта блаженная женщина? Слова, для которых нет весов, на которых их можно было бы взвесить, и ни одна женщина не произносит их сегодня:

– И тебя я люблю, и ребенка я люблю. Но в тысячу раз больше я люблю Христа!..

Женщины, если вы сотворите из своих мужей и детей кумиров, вы не будете достойны Царства Небесного, но будете мучаться в аду…

Конечно, мы сейчас живем в свободном демократическом обществе, нас никто не преследует. Но «колесо крутится», мир меняется. Не исключено, что и мы с вами будем подвергнуты испытанию. Представьте себе, например, что будет запрещено ходить в церковь, как это произошло в некоторых других местах. Я вас спрашиваю: если выйдет такой указ, в котором будет сказано, что «всякий, кто пойдет в церковь, будет казнен», кто его нарушит? Даже священник не пойдет! Потому что мы не ревностные христиане, в нас нет огня Святого Духа, чтобы выбирать страдания. Мы обратились в сплошную плоть: чрево, кишки и мерзкая похоть, в нас совсем не осталось духовного.

* * *

Я говорю с вами жестко и сурово. Но все это потому, что мы должны готовиться к исповеданию веры уже теперь. И поскольку трудно сразу прийти к большому исповеданию и мученичеству, давайте начнем хотя бы с малого. Что такое малое исповедание веры? Например, когда ты встаешь по утрам, перекрестись — это малое исповедание веры. Идешь в поле? Перекрестись, это малое исповедание веры. Ты возвращаешься, садишься за стол, у тебя на нем блага земные? Перекрестись, и это тоже малое исповедание веры. Слышишь звон колокола? Перекрестись, это тоже малое исповедание веры. Проходишь мимо церкви? Перекрестись, это малое исповедание веры. Садишься в машину? Перекрестись. Кто крестится сегодня перед тем, как отправиться в путь? Никто. А потом мы плачем, когда гибнут люди. У нас в Греции больше ДТП, чем в любой другой стране, потому что в машины садятся не только не перекрестившись, но и с руганью. Прежде чем взяться за руль, перекрестись — это малое исповедание веры. Идешь в кафе, слышишь, что кто-то хулит Христа, Святую Троицу, Пресвятую Деву Марию? Не молчи словно ты проглотил свой язык. Если бы он оскорбил твоего отца или мать, что бы ты сделал? Просто промолчал? Если ты веришь, покажи свою веру на деле.

Давайте, дорогие мои, будем исповедовать Христа всегда и везде. Для этого Бог и дал нам дар слова. Животные не говорят, только человек имеет эту привилегию. И мы говорим так много слов. Если посчитать, то за один день кто-то говорит 100 слов, кто-то 500, кто-то 600, а кто-то и 1000 —  о любви, о женщинах, о браках, о разводах, о еде, об одежде, о деньгах, о домах, о политике, о чем угодно. С утра до вечера рот не закрывается, а о Христе ни слова! Ни единого. Если ты любишь Христа, то где твоя любовь? Когда кто-то испытывает любовь, он говорит о предмете своей любви и не стыдится, не боится этого.

К сожалению, мы не просто трусы. Вместо исповедания слышится хула. Боже, как Ты нас еще терпишь! Даже когда собаке бросают кость, она в ответ виляет хвостом, как бы говоря: «Спасибо, хозяин». А мы, получившие так много даров, где наша благодарность? Мы остаемся неблагодарны и бесчувственны.

Люби своего ребенка, люби своего мужа, люби свою семью, люби людей, но более всего люби Христа, Его же, Господа, пойте и превозносите во веки. Аминь.

† Митрополит Флоринский Августин

Проповедь митрополита Флоринского Августина в церкви Всех Святых в Дросеро – Эордея, 9.06.1985 г.

 

Источник: https://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=21597

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Испрведание веры -да! Но каким образом! Я вижу как ученики Господа моего Иисуса Христа как только закончится служба бегом в машины и колесить от всего вся! Духовные беседы и тех нет! И это почти к каждом 2 храме...так! В районе. И чем отличаются прихожане от популярного слова- захожан? Первые вольготно ведут себя на службе- вторые стоят торжественно как столбы. Так это же на глазах у всех! Что делается? Стыдно должно быть...но самим не видно. А скажы иди попробуй! И как скажите тем людям приходить в храм? С чувствительным внутреним миром осознания происходящего! Когда явлены такие примеры!
    Я не сужу их - но являюсь свидетелем происходящего в Очах Божих! Как вести себя таким как я? Сказать что мы не такие? Значит обличить и себя в глазах Божьих. Как понять людям что мы звенья одного образа жизни в Православии? Если компрометируешь себя то и автоматически другого...умывание рук как сделал Пилат уже не действует. Посмотрие вокруг себя- осознайте свои действия в отношении других...а как в Раю то будем?
    С такими характерами? Ведь там без любви - что делать? Простите меня если не по вашему я воспринимаю происходящее.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!