суббота, 29 ноября 2025 г.

«Следуй за Мной» (митрополит Августин Кантиотис)


«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф.9:9).

* * *

ЕСЛИ, дорогие мои христиане, кто-то вам скажет, что уголь превратился в бриллиант, червь — в орла, а волк — в кроткого агнца, поверите ли вы этому? Конечно же, нет. Ибо в нашем привычном, физическом мире, уголь остается углем, червь остается червем, а волк остается волком. Их природа не изменяется.

Но есть мир иной — нравственный и духовный, мир Божественной благодати, где действуют иные законы. Там возможны поистине чудесные духовные изменения, вызывающие изумление. Мы видим это на примере святого евангелиста Матфея, чью память наша святая Церковь прославляет сегодня.

* * *

Кем был Матфей до того, как он стал учеником Христа? Он был человеком, погрязшим в грехе, чья душа была темна, как уголь. Его жизнь напоминала жалкое существование червя, копошащегося в грязи и отбросах, или хищного волка, терзающего беззащитных овец. Но затем произошло чудо преображения. Уголь превратился в сияющий бриллиант. Червь превратился в орла — золотого орла, летящего ввысь, в небеса. Волк стал ягненком Христа, бывший грешник — святым. Как это стало возможным? Евангелие поведает нам эту историю.

Каким ремеслом занимался Матфей или Левий, как его нарекли при рождении?

Существуют профессии, которые не вызывают осуждения и считаются благословенными: труд земледельца, пастуха, рыбака или ремесленника. Эти люди добывают себе пропитание честным трудом.

Однако есть и занятия, которые по своей сути греховны и недопустимы и потому не могут считаться достойными профессиями. К ним относится, например, работа в злачных местах, ночных заведениях.

Кроме того, существуют профессии, которые создают благодатную почву для греха. Если человек, занимающийся такой деятельностью, не будет бдителен, он может навредить другим и сам погибнуть.

Матфей был мытарем, то есть сборщиком налогов. Но не таким, как наши бедные сотрудники налоговой службы, которые взимают налоги для государства. Конечно, если они не имеют страха Божия и совести, они могут легко поддаться искушению наживы и злоупотребить своим положением.

Мытарь, живший во времена Христа, значительно отличался от современного налогового служащего. Занимаясь сбором податей, он имел возможность брать с людей все, что хотел, пользуясь их простотой и страхом перед римской властью. Например, вместо законных 100 драхм, он мог потребовать 200, 300, а то и 500!  Эти алчные и нечестные люди, подобно кровопийцам, высасывали из народа последние деньги, набивая собственные карманы и накапливая богатства. Сколько таких же хищников и грабителей, эксплуатирующих других, мы видим и в нашем обществе!…

* * *

Матфей был мытарем. Люди его ненавидели и отвергали. Однако был один Человек, Который не испытывал к нему ненависти и отвращения. Это был Христос. Будучи Богом, Христос, видел не только внешность человека, но и его внутреннюю сущность. Христос-сердцеведец видел и видит сейчас всю глубину человеческого сердца. В случае с Матфеем Он видел, что в глубине его сердца, под толстым слоем порока и зла, скрывалась жажда добра, которая, словно искра под грудой пепла, ждала подходящего момента, чтобы разгореться и превратиться в священный огонь, который бы выжег из его души всю греховную скверну.

И подходящий момент наступил. Благословенный момент, достойный вечности. В этот миг Христос увидел Матфея, стоявшего у своей мытницы и готового, как паук, наброситься на очередную жертву. Но Христос, глядя на него Своим проницательным взглядом, видел, что этот человек может стать совсем другим.

Он сказал ему: «Следуй за Мной». То есть, Он как бы сказал: «Матфей! Бросай свою работу и иди за Мной, чтобы стать Моим учеником».

И Матфей, не колеблясь ни секунды, без каких-либо возражений, мгновенно оставил все свое прежнее и пошел за Христом.

Он оставил тленное золото ради любви ко Христу и последовал за Ним.

День, когда сердце Матфея откликнулось на зов Христа, был самым счастливым днем в его жизни. Пусть другие считают лучшими дни, когда с ними произошли какие-то приятные события. Для Матфея, как и для каждого верующего, самым счастливым стал день, когда он сподобился познакомиться с Христом. Познакомиться не формально, а по сути, духовно, и поверить в Него как в Спасителя своей души.

Матфей, переполненный радостью, устроил праздничный пир и пригласил на него Христа. За столом собралось множество мытарей и грешников.

Христос вместе с мытарями и грешниками! Это возмутило фарисеев, которые считали себя святыми. Однако Христос не оставил их возмущение без ответа. Его слова являются укором для фарисеев и одновременно утешением для грешников всех времен. Вот что сказал им Христос: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12-13).

С тех пор Матфей вместе с другими учениками следовал за Христом. Он был в горнице, когда воскресший Христос пришел и сказал апостолам: «Мир вам» (Лк.24:36).

Он был и в тот день, когда Христос вознесся на Небеса. Он был и в день Пятидесятницы, когда сошел Святой Дух и просветил учеников.

Движимый глубокой верой, надеждой и любовью, апостол Матфей отправился проповедовать Евангелие. Он побывал во многих местах, дошел даже до Эфиопии.

Там он горячо рассказывал о Христе, привлекал толпы людей своим учением и чудесами. И в конце концов принял мученическую смерть.

Но самое главное, что сделало его известным на века, — это написанное им Евангелие, первое из четырех. В нем также есть страшный рассказ о грядущем Суде.

* * *

Возлюбленные мои! В этот знаменательный день, когда мы чтим память святого евангелиста Матфея, давайте и мы прислушаемся к спасительному зову Христа: «Следуй за Мной». И сегодня есть души, которые слышат Его и самоотверженно следуют за Распятым. Эти люди, посвятившие себя миссионерской деятельности, рассеяны по всему миру и они продолжают проповедь о Христе.

Но призыв «Следуй за Мной» обращен к каждому верующему. Христос не посылает нас в дикие, неизведанные земли, чтобы проповедовать среди «дикарей». Он призывает нас отказаться от греховных страстей и следовать по трудному, но благословенному пути веры и добродетели.

Таким образом, все мы, в той или иной степени, можем подражать святому апостолу Матфею.

 

Из книги митрополита Флоринского Августина «Капли живой воды», стр. 297-302, издание III, «Братство СТАВРОС», Афины 1990 // τοῦ πισκόπου Αὐγουστῖνου Ν. Καντιώτου (Μητροπολίτου πρώην Φλωρίνης) »Σταγόνες π τὸ ὕδωρ τὸ ζῶν», σελ. 297-302 (ἕκδοσις Γ΄, »Ἀδελφότης ΣΤΑΥΡΟΣ», Ἀθῆναι 1990).

http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=84453#more-84453

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

5 комментариев:

  1. "Но Христос посмотрел на него и понял: этот человек может стать совсем другим"
    Это Всеведующий Господь "понял"? То есть не Господь избрал нас, а мы Его и Дух дышит не там где хочет, а где мы Ему укажем?
    Какого то другого Христа здесь проповедуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас за замечание. Здесь действительно лучше было выбрать другой синоним при переводе. Это слово исправлено. Прошу, не судите строго. При подготовке материалов иногда срабатывает человеческий фактор, например, крайняя усталость переводчика.

      Удалить
    2. Уважаемый Анонимный читатель... В тексте написано: «Христос-сердцеведец видел и видит сейчас всю глубину человеческого сердца. В случае с Матфеем Он видел, что в глубине его сердца, под толстым слоем порока и зла, скрывалась жажда добра, которая, словно искра под грудой пепла, ждала подходящего момента, чтобы разгореться и превратиться в священный огонь, который бы выжег из его души всю греховную скверну».
      Какие Вы видите проблемы? Что не так?

      Удалить
  2. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3:5-7).
    Все предызбранные ко спасению прежде всех век, как и Евангелие вечное.
    в Св. Писании предопределение и самоопределение тоже существуют одновременно, но в отношении двух различных родов сущих, а именно, избранных ко спасению по воле Божией («рода Христова» как «второго Адама») и погибающих по собственной воле (рода «первого Адама»). Т.е., согласно Откровению, не существует ни двойного предопределения (одних к спасению, других к осуждению), ни двойного самоопределения, или тотальной контингенции. Поэтому концепт безусловного божественного предопределения является верным в отношении избранных ко спасению, а концепт божественного предзнания будущего сущих как действующих из собственных причин является верным в отношении погибающих, потому что этими причинами выступают злые произволения каждого потомка ветхого Адама, которыми онтологически ограничивается т.н. «свобода воли» падшей человеческой природы.

    ОтветитьУдалить
  3. МЫ БЛАГОДАРИМ ТРОСТЬ СКОРОПИСЦА ЗА ИХ СМЕЛОСТЬ КОСНУТЬСЯ ЖИЗНИ ВЕЛИЧАЙШЕГО И ЗАГАДОЧНОГО ДЛЯ НАШЕГО ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ!!! ПОНЯТЬ ВСЕ В ЕГО ЖИЗНИ ДЛЯ НАС ПРОСТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО!!! ИДТИ ПО ЕГО ЖИЗННОЙ
    ДОРОГЕ, ЭТО ЗНАЧИТ ПОСТОЯННО НАТЫКАТЬСЯ НА КАМНИ И СПОТЫКАТЬСЯ О НИХ!!! НЕ ДОСТОЙНО НАМ ВЫИСКИВАТЬ ТАКИЕ МЕСТА И НАЧИНАТЬ ПОКАЗЫВАТЬ " СВОЕ ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО". МЫ - ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ СВОЕ НИЧТОЖЕСТВО И СТОЯТЬ В ОШЕЛОМЛЕНИИ, ВИДЯ, КАКИЕ ЛЮДИ НАХОДЯТСЯ СЕЙЧАС У СВ.ТРОИЦЫ И МОЛЯТСЯ О НАС!!! БЛАГОДАРИМ Т.С. ЗА ИХ ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОСВЯТИТЬ НАС В ИХ ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ!!! СКИТЯНЕ.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!