пятница, 8 октября 2021 г.

«Давайте будем оптимистами, что бы ни происходило». Святитель Николай Сербский.

 


Святитель Николай Сербский.

Беседа об оптимизме.

 

Расскажу вам об одном замечательном человеке: он инвалид, но полон оптимизма. Я видел его своими глазами и имел возможность пообщаться с ним. Он был солдатом в действующей армии и получил ранение на войне. Вражеская пуля пронзила его тело, ранив его в области поясницы. Однажды он пригласил меня к себе в гости. Мы вошли в полутемную комнату. У окна стояло большое кресло, а в нем сидел мой знакомый. Он посмотрел на меня и сказал:

«Я сижу здесь с утра до вечера и наблюдаю за жизнью через окно. С утра до ночи, а иногда с утра и до следующего утра. Знаете ли вы, что если человек окажется в пустом колодце и посмотрит оттуда в полдень на небо, то он увидит звезды небесные? Так и я наблюдаю сквозь полумрак за людьми, и они кажутся мне далекими сияющими звездами, которые движутся непрерывно по кругу. Пока я участвовал в водовороте жизни, я не замечал, что жизнь так прекрасна и так мила. Я потерял на войне способность ходить, но зато приобрел способность видеть. Да, наконец-то, я вижу эту жизнь! Я наблюдаю за ней с тех самых пор, как сел в это кресло. Жизнь прекрасна и полна гармонии.

Болезнь не является каким-то великим злом, как не является злом и смерть — ни великим, ни малым. Я совсем не чувствую своих ног. Не они держат меня, а я их. Но есть нечто поддерживающее меня, точно так же, как я поддерживаю свои неходячие ноги. Если бы не это, меня бы давно уже парализовало полностью. Меня поддерживает оптимизм, который живёт в моей душе. Моя душа долгое время оставалась парализованной. В основном была парализована моя душевная способность к созерцанию, и потому моя душа не могла видеть красоту и не осознавала смысл жизни.

Моя душа блуждала во тьме, и весь мир казался ей мрачным. Единственной её заботой было подчинение телу, рабское служение ему. Моё тело тащило за собой душу, как охотник, который тянет собаку на поводке. Моя душа подпрыгивала, валялась в пыли и грязи, следуя за телом и всегда действуя по его воле.

Я был здоров, но не чувствовал этого. У меня были глаза, но я не мог видеть. Солнечные лучи радостно прикасались ко мне, но при этом я нахмуривал брови и намеренно отворачивался от них. С неба на меня глядели прекрасные звезды, но я испытывал к ним боязнь и глубокое отвращение. Я был словно крот, которого кто-то вытащил из норы на свет и на воздух, и кругами бродил то туда, то сюда. Дрожа, я ковырялся в земле, чтобы укрыться от солнца и спрятаться снова в темное царство земли.

Слава Богу, случилась эта война! Слава Богу, что враг подстрелил меня так, что у меня отнялись ноги! Этот враг стал для меня величайшим благодетелем. В этой войне я лишился ног, но зато обрел душу. Как велика Премудрость Божия! Даже самые строгие меры Он использует для нашего блага. За свою душу я отдал одни только ноги. Если бы вы только знали, насколько бóльшую ценность имеет душа по сравнению с конечностями!

С тех пор, как я сижу в этом кресле и наблюдаю за людьми из окна, я разобрался с тем, что творится в моей душе, и привел в порядок свои мысли и чувства. В моей голове и в моем сердце долгое время царил хаос. Человек находит гармонию в жизни и в мире только тогда, когда он находит её внутри себя самого. Эту внутреннюю гармонию я приобрел только сейчас. Я избавился от хаоса и страха, которые гнездились в моём сердце. Раньше я боялся даже подхватить насморк. Сегодня у меня парализованы две конечности, которые когда-то входили в число наиважнейших частей моего тела, и я совсем не испытываю страха. В моей душе произошел полный переворот. Теперь, когда я стал уродливее, мир кажется мне более прекрасным, чем прежде. Когда все выражают мне свое сочувствие, мне становится жаль всех людей».

Всё это я услышал от парализованного человека. Сколькие из вас имели бы такое же расположение души и не сказали бы, что готовы покончить с собой, окажись вы на его месте? Вызывает тревогу постоянное увеличение самоубийств в наше время, причем и по менее серьезным причинам, чем парализованные ноги. Важную роль в этом вопросе играют образование и воспитание. Человек учится либо быть настроенным оптимистично по жизни, либо склонным к самоубийству. Наше поколение получило настрой на второе. Родители — первые, кто невольно готовит своих чад покончить с собой.

Например, мать каждое утро внушает своему сыну, насколько плохи окружающие его люди: «Все они эгоисты, завистники и лжецы». «Держись от людей подальше, сынок». «Ориентируйся только на себя, никого не слушай». Следом за мамой начинает отец: «Какая плохая погода для работы в поле». «Какой мерзкий вид из окна». «Как отвратительно ведут себя люди». «Как надоела эта жара». «Как скучно и печально нам живётся». Такие отец и мать часто повторяют своему сыну безумные слова одного поэта-пессимиста: «Брат, в мире не существует любви».

Нет более страшного приговора, чем этот. Человечество всё ещё живо благодаря одной лишь только любви. Если кто-то говорит, что в мире нет любви, эта ужасная и ложная фраза является приговором к уничтожению. Именно на этом принципе, который озвучил в своих стихах поэт, ощущающий себя пессимистом и неудачником, воспитывается все наше поколение. Сегодня вы встретите сотни молодых и пожилых людей, которые не знают «Отче наш» и не читают Евангелие, но вы не найдете даже нескольких десятков человек, которые бы не повторяли каждый день: «Брат, в мире не существует любви». Однако, тот, кто повторяет эти слова, не задумывается над тем, что в этом мире есть улыбка и радость.

Учителя и педагоги продолжают недооценивать учеников, намеренно сохраняя большую дистанцию, и не позволяют им приблизиться. Одним словом, мы пресмыкаемся по земле и никак не продвигаемся вперед. Повсюду ходят меланхоличные, бледные, подавленные люди. Наша радость наполовину грустна. Наша улыбка совсем не похожа на золотистый свет солнца, она скорее напоминает бледный, меланхоличный свет луны. Многие привыкли к жизни в замкнутом пространстве. Наши развлечения ограничиваются только грехом. В силу нынешнего образования и воспитания, «парализована» вся наша страна. Именно с этим связан наш внутренний пессимизм, наша меланхолия и печаль, недостаток радости. Большая часть нашей меланхолии вытекает из тех внутренних установок, которые сегодня преобладают в школе, церкви, семье и общественной жизни. Редко можно найти паралитика, который имел бы оптимистичный настрой.

Многие думают, что кто-то по жизни оптимист, а кто-то — пессимист, вот и все. Но это не так. Оптимизм означает счастье, а пессимизм — несчастье. Наивысшее счастье для человека — это не здоровье, не богатство, не слава и не друзья. Человек ощущает себя счастливым тогда, когда душа его наполнена оптимизмом. Ровным счетом как и набольшее несчастье для человека — это не болезнь, не бедность, не одиночество, не оставленность, не несправедливость, не какие-либо трудности или потери. Величайшее несчастье для человека — это быть пессимистом, потому что если оптимизм — это гимн жизни, то пессимизм — это гимн смерти.

Люди никак не могут привыкнуть наблюдать за всем происходящим с точки зрения вечности. А ведь всё, что произрастает в людях в этой жизни, будет иметь продолжение и за ее пределами, в жизни иной. Наша любовь и дружба тоже неподвластны времени. Наши глаза ошибаются, когда говорят нам, что всё проходит, точно также, как они вводят нас в заблуждение, когда речь идет о движении солнца. Есть духовная среда, в которой всё живет и движется. Эта среда стабильна и неподвижна. Все, кто когда-то жили на Земле, живут в этой духовной среде и сегодня. Все, живущие ныне, будут жить вечно в этом духовном измерении. Любовь и дружба не теряются с приходом смерти, но продолжают существовать в гораздо более чистой и возвышенной форме в мире ином.

Между этим миром невидимым и тем видимым миром, в котором мы живем, существуют границы, и по причине своей близорукости мы не видим продолжения, продления этой жизни после смерти. И мы не способны узреть очами души наше «сейчас».

Все мы плетем ткань истории, братья и сестры. Все мы являемся ткачами истории, но есть и Ткач, превосходящий всех нас. Каждый день нашего прошлого ничего не значил бы сам по себе, если бы он не был частью общего полотна, состоящего из всех дней нашей жизни. Время всех людей в мире ничего не значило бы само по себе, если бы его целью и содержанием не было создание всеобщей мировой композиции, цельного мирового полотна, сотканного вручную. Каждое наше дело до сей самой минуты, каждое слово и каждое чувство сохраняются и не теряются — они составляют часть нашей личной композиции. Весь наш героизм, как и вся наша порочность, ненарушимо вплетены в полотно минувших дней.

Мы, люди, не являемся хранителями своей истории, мы просто её создатели, её ткачи. Прошлое хранит Тот, Кто ничего не забывает. Ключи от прошлого хранит Верховный Ткач, неусыпно наблюдающий за каждой нитью, при помощи которой происходит плетение Его рукотворного создания. Подумайте, друзья мои, каков ваш вклад в этот огромное полотно, принадлежащее Богу? Слово Божие — это слово с оптимистичным настроем.

Оптимизм представляет собой ореол христианской философии и христианской истории. Оптимистом был Основоположник нашей веры, Господь наш Иисус Христос, самый Оптимистичный из всех оптимистов в мире. Он оставался оптимистом и тогда, когда, покинутый всеми, Он в одиночестве молился Отцу в Гефсиманском саду. И когда Его тащили от Ирода к Пилату и издевались над Ним. И когда на Него надели терновый венец, изранивший Его божественную голову. И когда Он под тяжестью Креста выходил из Иерусалима, который провожал Его насмешками, проклятиями и всхлипываниями слабых женщин. И, наконец, даже тогда, когда чаша горечи была переполнена и в историю вошло слово Голгофа, Он все равно оставался оптимистом.

Оптимистами были и мученики Христовы. А если мученики и великомученики были оптимистами, как можем мы быть пессимистами сегодня? Оптимистами были те, кого выводили на арену в Риме и отдавали на съедение диким зверям, чтобы развлечь кесаря. Оптимистами были те, кого сжигали на площадях на костре на потеху императору и его женам. Оптимистами были те, кого колесовали или живьем закапывали в землю. Оптимистами были те, кто не знал равенства или свободы прессы. Неужели мы будем пессимистами, зная всё это? Да и зачем нам становиться пессимистами? Христианские мученики, сгорая в огне, кричали: «Мы все равно продолжаем верить». Те, кого разрывали звери, шептали: «Мы все равно продолжаем надеяться». Распинаемые на кресте, плача и рыдая, мученики говорили: «Мы и сейчас вас любим. Мы не жалеем, что претерпели мучения, и надеемся на блаженство в жизни вечной. Веруем во Единого и Всемогущего Бога, Который управляет всем существующим под солнцем и у Которого сочтены все наши страдания и все неправды наших мучителей».

Этих людей, которых пинали ногами подобно бесполезным камням, забрал Господь, Творец всех и вся, и поместил их в основание Своей Церкви. Его Церковь является величайшим строением оптимизма, которое когда-либо было возведено на земле. Христианский оптимизм не является просто какой-то духовной теорией, потому что он испытан временем и подтвержден на деле.

«Я не смог бы называть себя христианином, если бы не был оптимистом. А если бы я называл себя христианином, не будучи оптимистом, я был бы неискренним. И все вы напрасно называете себя христианами, если вы не настроены оптимистично. Христианство — это величайшая крепость и оплот оптимизма. Христианство основано на вере, надежде, любви. Эти три добродетели неразлучны с нашим спасением.

Вера, надежда и любовь — вместе они создают оптимизм. Во всех испытаниях и трудностях оптимизм имеет ключевое значение, без него мы пропадем. Если у нас нет оптимизма, значит у нас нет и веры. Без веры мы подобны животным, которых просто ведут бойню. Без оптимизма мы станем духовными инвалидами. Человек без оптимизма имеет бóльшую ущербность, нежели человек без ног. Бог сотворил все Своею Премудростию. Лицо оптимиста ежедневно озаряют лучи солнца, они согревают и просвещают его душу, в то время как лицо пессимиста лишено солнечного света, в результате чего его душа холодна и темна. Первый кругом замечает цветы, а второй — нечистоты и кучи мусора. Без оптимизма не может быть никого творчества.

Братья и сестры, давайте будем оптимистами. Будем смотреть на мир при свете дня, будем смотреть на звёздное небо ночью и будем веровать в Бога. Существует Создатель, Творец мира и наш Отец. Пусть эта мысль станет основой нашего оптимизма. Каждое семя сначала сгнивает в земле, а потом прорастает и становится прекрасным цветком. Со смертью подвергается тлению наше тело, чтобы вновь прорасти в жизни вечной. Все мы являемся детьми бессмертного Отца, потому мы и сами бессмертны. Что это был бы за Отец, если бы Он не создал детей, подобных Себе? Какой Отец захотел бы жить миллиарды лет и иметь детей, чья жизнь длилась бы меньше одного века? Будем же оптимистами, потому что ни один праведник не попадет в ад, и ни один нераскаянный грешник не достигнет рая. Но для того, чтобы человек мог попасть в рай, вначале этот рай должен войти внутрь его души. В ад попадет тот, у кого ад уже существует в душе. Рай — это бессмертная радость и божественное вознесение. Ад — это вечная печаль и непрестанные муки, угрызения совести. Наказание грешников и награда праведников — это высшие математические законы Вселенной.

Давайте будем оптимистами, даже когда нам причиняют вред, потому что всякий вред имеет цель и имеет причину. Наши страдания — это важный фактор в общем течении человеческой жизни. Наши страдания — это плата за входной билет в то место, которое Бог освещает множеством солнц.

Лично я три раза в жизни находился на волосок от смерти и могу вам признаться и заверить вас в том, что пережитое мною состояние не было невыносимым или ужасным. Я вспоминаю эти моменты с радостью, потому что все они — эти три события — украшают мою сегодняшнюю жизнь и делают мою душу сильнее. Давайте будем оптимистами и достигнув преклонного возраста, точно так же, как в молодости. В каждом возрасте есть свое величие и своя красота.

Мы должны быть оптимистами как христиане, потому что в нашей вере находили утешение даже самые отчаявшиеся. Давайте будем оптимистичны и в целом, как народ. Нас не забыл, не оставил Тот, Кто творит историю. Наша роль в истории важна и становится еще более важной. Когда мы боремся за свободу, мы боремся за нечто божественное, потому что Бог есть Отец свободных, а не порабощенных душ и тел. Давайте будем мыслить оптимистично, потому что только такие мысли достигают до Самого Бога. Давайте будем оптимистичны и в своих чувствах, потому что оптимизм — это лекарство от печали и источник истинной и вечной радости.

Давайте будем с оптимизмом относиться и к нашим делам, потому что наши добрые дела являются частью Божественного замысла о мире и людях и неразрывно связаны с ним, и они сохраняются вечно — точно так же, как и деяния Бога. Давайте будем оптимистами, потому что сама жизнь несёт в себе оптимизм, а мы, люди, являемся высшим выражением жизни.

Быть оптимистом — это значит жить и по достоинству ценить драгоценный дар жизни».

 

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

«Давайте будем оптимистами, что бы ни происходило».

Издательство «Ортодоксос Кипсели».

 

Источник: https://www.impantokratoros.gr/na-eimaste-aisiodoxoi.el.aspx

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. Самое время для таких проповедей, слава Господу, что сохранилось живое слово святых пропроповедников Истины для нынешних времен, когда с амвона его уже очень редко услышишь. Христос Воскресе! - это ли не самый главный повод для оптимизма?
    Ольга

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!