четверг, 3 сентября 2020 г.

Наказывает ли Бог?


В последние годы повсеместно слышится, что Бог есть Любовь, а следовательно, Он никого не наказывает. По поводу этого ошибочного представления о Боге, которое широко распространяется некоторыми мирянами и священнослужителями (что особенно печально) и встречает радостный прием у сторонников «послесвятоотеческого богословия», следует высказать некоторые мысли.
Бог наказует в воспитательных целях, потому что Он есть Любовь, но в то же самое время Он есть и Справедливость.
«Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его» (Пс. 10:7).
Иногда это посох, который поддерживает нас и подбадривает нас двигаться вперед, видя нашу немощь и наше старание, а иногда это жезл, который хлещет нас по лицу, чтобы мы пришли в себя, отрезвились от содеянных нами грехов, от вероотступничества и нераскаянности, в том случае, если мы не извлекли для себя полезный урок из Его поддержки и опоры.
«Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» (Пс. 22, 4).
Справедливость Божия не отменяет Его любовь, а, наоборот, еще больше укрепляет её, т. к. помогает делающему зло осознать свою неправоту и остановиться, чтобы он не лишился спасения, а обидимым — избавиться от зла других. Кроме того, епитимьи и наказания от Бога могут сподвигнуть как отдельных людей, так и целые народы проявить доброе беспокойство, покаяться и исправиться, остановить несправедливость, нечестие и отступничество от веры. А для тех, кто идет правильной дорогой, такие меры станут предупреждением — дабы они не сотворили зло в будущем, видя силу Всевышнего Бога и наказание, ожидающее тех, кто уклонился с пути истины.
«Призираяй на землю и творяй ю трястися» (Пс. 103, 32).
Мнение, что Бог не наказывает, некоторые обосновывают ещё одним дополнительным «аргументом»: те, кто представляет Бога «наказующим», якобы одержимы страхом и не способны увидеть любовь Божию или положиться на благотворный Промысл Божий. Делающие подобные утверждения ничего не знают о том, что необходимо иметь здоровый страх Божий, который, по своей сути, является благоговением и надлежащим почтением к Господу-Царю и Его заповедям, а не трусостью и психологическим комплексом.
«Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10).
«Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся» (Лк. 12, 5).
По всей видимости, глубоко заблуждаются те, кто не верят, что Бог наказует нас в воспитательных целях и по Своей величайшей любви, чтобы привести нас к Себе и спасти нас.
Может быть, на самом деле ими движет ошибочный страх (осознанный или неосознанный), потому что они не хотят брать на себя ответственность за свои злые деяния и грехи, а потому утешают себя мечтами о псевдо-любви и о ложном «духовном благополучии» в этой земной жизни и в жизни вечной без каких-либо духовных усилий и затрат.
Утверждение о том, что после Страшного Суда ада не будет и что нас ожидает только Рай, СОВЕРШЕННО ОШИБОЧНО!
«Егда же приидет Сын Человеческий в славе своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю… Тогда речет и сущим ошуюю: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25).
Есть множество примеров тому, что Бог наказывает как Свой народ, так и иноверцев, то есть Он судит любого человека и любой народ и, конечно же, всё человечество и все создания, которые являются Его творением.
Вспомним, например, всемирный потоп и Ноев ковчег, гибель Содома и Гоморры, 40-летние скитания и страдания еврейского народа в пустыне, десять казней египетских, казнь 3000 нечестивых жрецов Ваала пророком Илией по повелению Божию и т. д.
Что касается греческого слова «τιμωρ» (наказывать), этимологически оно имеет следующие значения:
Τιμωρώ < от средневекового греческого глагола τιμωρ (мстить) < от древнегреческого глагола τιμωρ (помогать).
Таким образом, древнегреческое слово «τιμωρ» изначально имело значение «помогать», что целиком и полностью соответствует духу Божию.
Все, что совершает или попускает Бог, имеет благую цель: помочь и привести к покаянию и спасению всех нас.
«Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4).
Следовательно, те, кто признаёт способность Бога применять благородные педагогические меры на благо человека, ни в коем случае не считают Его источником зла (что является самым настоящим богохульством!), как утверждают приверженцы учения о невозможности наказания Богом.
Бог поступает со Своими непослушными чадами так же, как и родители, которые наказывают своих детей, чтобы вразумить их и отвратить их от зла. Никому из имеющих православное мышление даже и в голову не придёт порицать за это родителей и утверждать, будто они не любят своих детей!
Именно потому, что они их любят, они наказывают их и наставляют на путь истины.
«Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6).
На самом же деле, Господь лишает нас «права» мести, которая является высшим выражением наказания, потому что часто человек причиняет зло грешнику, исходя не из любви, а из ненависти и из личных корыстных побуждений.
Кроме того, часто человеческое наказание совершается без рассуждения и либо является слишком слабым, чтобы привести к существенному исправлению и исцелению, либо слишком сильным, в результате чего уничтожает, приводит в отчаяние и обозляет заблудшего.
Поэтому Бог и говорит, чтоб предостеречь нас:
«Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12, 19), оставляя за Собой совершение надлежащего правосудия и справедливого суда, в сем веке и в будущем, побуждая нас двигаться только в самом безопасном направлении — к любви:
«Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф. 5, 44).
Наконец, в Соборном послании св. апостола Иуды, где говорится о том, как Архангел Михаил спорил с диаволом из-за непогребенного тела Моисея (Иуд. 1, 9), а также в Книге Пророка Захарии (Зах. 3, 2) в  подобном же споре с диаволом, Архангел говорит: «да запретит тебе Господь», то есть Господь да накажет тебя.
Следовательно, Господь, обладающий совершенной справедливостью, может и обличать, и наказывать тех, кого Ему угодно, делая это в воспитательных целях — в такое время и таким способом, как Он пожелает.
Нам следует проявлять величайшую осторожность и бдительность, чтобы не создавать лжеучение о Боге, отрицая такие свойства Божии, как справедливость, и приписывая Ему лишь то, что нам выгодно, например, любовь. Так поступают только еретики, которые урезают Истину и перекраивают ее на свой лад.
19 августа 2020
Мария, преподаватель
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!