Проповедь
митрополита Флоринского Августина (Кантиотиса) на Пасхальной Божественной
Литургии.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Ин. 1, 1)
Эта
пасхальная проповедь, мои возлюбленные, будет очень краткой. Все мы очень
устали, но ни одна литургия не должна совершаться без проповеди.
Евангелие, которое читается сегодня, — самое важное из всех Евангельских чтений года. Самое возвышенное и наполненное глубочайшим богословием. Кто взойдет на высоту великих событий, которые описывает апостол и евангелист Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1)? Способны ли мы дать им верное толкование? У нас не хватит красноречия, а у вас — терпения, чтобы выслушать полное объяснение этого изречения. Скажем по этому поводу всего лишь несколько слов.
* * *
Говорят,
что когда-то в древности один царь пригласил во дворец мудреца.
-
Я хочу, чтобы ты разрешил моё недоумение. Меня мучает вопрос, что такое Бог.
-
Это сложно, — сказал мудрец. — Я не могу ответить
сразу. Дай мне три дня на размышление.
Царь
дал ему три дня, чтобы подумать. Мудрец пытался найти ответ в книгах, проводил
исследование. Когда он снова пришел во дворец, то сказал:
-
Мне пока не удалось найти ответ. Прошу отсрочку ещё на три дня.
Царь
снова выделил ему три дня, но опять не получил ответа. Мудрец и в третий раз
получил отсрочку — никакого результата. Он так и не смог дать царю вразумительный
ответ. На
этот вопрос, оказавшийся неразрешимым для древнего мудреца, сегодняшнее
Евангелие отвечает точно и кратко, несколькими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Как
мы должны понимать эти слова? Давайте-ка мысленно перенесёмся в прошлое. Преодолеем
века и тысячелетия, и, наконец, окажемся в той эпохе, когда на земле ещё не жил
человек. Продвигаясь в ещё более глубокую древность, мы обнаружим тот период
истории, когда не было ни животных, ни птиц, ни деревьев, ни растений, ни
других следов жизни, которые сегодня изучают геологи. А если пойти ещё дальше в
прошлое, мы найдем тот период, когда не было моря, «земля же была безвидна и
пуста» (Быт. 1, 2). Когда во Вселенной не было ни планет, ни Земли, ни Солнца,
ни галактик, ни комет, ни звёзд. И, наконец, мы достигнем такого момента, когда
не было ничего.
Подождите,
что это я такое сказал? Это богохульство! Как это, не было ничего? Существовал
Бог! В начале был Бог, было Божественное Слово, — говорит
нам Святое Евангелие. «В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог».
А
значит не было времени, когда не существовало Сына и Слова Божия, то есть
Христа. Христос существовал всегда. Он — безначален
и собезначален Отцу; Он — вечен и совечен Отцу, то есть всегда существовал
вместе с Отцом в вечности. Вы скажете, что всё это очень трудно, что это тайна.
Да, это действительно великие таинства. И мы не будем их отрицать, а примем их с
верой.
Как я уже
говорил вам ранее, тайны порой скрываются даже в самых обычных вещах. Этот мир
полон загадок. Нерешённые проблемы есть во всех научных областях. Наука зачастую
просто дает описание происходящему, но не объясняет его полностью, не вникает в
глубинные причины вещей и явлений. Например, что такое электричество? Что такое
сила притяжения? Что такое всемирное тяготение? Наука всё это описывает, но
точно не знает, что это такое. В природе мы находим неисчислимое количество
чудес, даже в наималейших вещах. Минимальное количество материи, атом — это микромодель Вселенной. Позвольте вам
привести один пример из области медицины. В Риме прошла международная
медицинская конференция ведущих ученых, которые занимаются изучением рака — неизлечимой болезни, поразившей человечество. Они много беседовали на эту
тему. В итоге, председатель подвел итоги: «Мы знаем, как появляется, как развивается
рак и каковы его симптомы, но мы до сих пор точно не знаем причину, по которой
он возникает. Как происходит, что одна из миллионов клеток нашего организма,
которая гармонично сосуществовала и взаимодействовала с другими, вдруг «сходит
с ума», сходит с орбиты, и с этого момента начинается рак?».
Так что
повсюду таятся загадки. А если ученые затрудняются объяснить какие-то материальные
вещи, то тем более как можем мы, простые смертные люди, раскрыть тайну Лиц Пресвятой
Троицы? Пусть они сначала откроют все тайны, которые скрывают физические
явления, а уже потом просят нас объяснить сверхъестественные вещи. Человеческий
разум — это
маленькая чаша, которая не может вместить океан.
* * *
«В
начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Словом
на языке Библии и
Церкви называется Сын Божий, потому что Он рождается Богом
Отцом, который есть Великий Ум. Как
слово рождается от ума, так и Бог Сын, Божественное Слово,
предвечно рождается от Бога Отца.
Чтобы лучше осознать эту истину, давайте-ка вспомним,
что человек был создан
«по образу Божию» (Быт. 1, 26), и поэтому святое
Евангелие называет его «образом Божиим» (1 Кор. 11, 7; Кол. 3, 10). Относятся ли слова «по образу Божию» к телу человека?
Конечно же, нет. У Бог нет ничего материального: у Него нет тела, нет рук, нет ног, нет ушей и всего
того, что приписывали наши
предки своим ложным богам. Иногда, по снисхождению к человеку, Библия
даёт Богу некоторые человеческие
характеристики, но всё это условно. Бог есть Дух. А,
следовательно, человек является «образом Божиим» не
по своему тленному телу, а по своей бессмертной душе. Главное
в каждом человеке — это, прежде всего, не то, что доступно нашему зрению, а то, чего не увидишь очами. Видимое,
телесное — это материя, а невидимое — это душа.
Между
Богом и человеком есть некоторое сходство. Бог —
это Святая Троица, а у человека трёхсоставная душа. Бог Отец — это Великий Ум, который предвечно
рождает Божественного Сына (Бога Слово) и предвечно
изводит Святого Духа; а у человека есть ум, есть слово/мысль, и также есть дух.
Мысль — это великий дар Божий. Именно в ней
заключается величие человека. Подобная человеческой мысль не встречается у животных и у других созданий. Что
такое сила мысли, сила ума! Мы
можем, телесно находясь в этом месте, в одно мгновение мысленно перенестись в Америку или в другую часть света. Вы когда-нибудь задумывались нам тем, как размышляет человек, как рождается его мысль? Мысль — это основа науки; с её помощью человек исследует землю, рассчитывает
вес звезд, изучает небесную сферу, делает
открытия, занимается творчеством.
Поначалу мысль имеет
сокровенный характер (позвольте
мне заставить вас поразмышлять о сложных
вещах). Что означает «сокровенный»? Это нечто сокрытое глубоко внутри человека, неведомое другим. Мы не знаем, что думают окружающие; это
знает только Бог. Если кто-то найдет способ читать наши мысли и
подчинять их своему влиянию, это будет настоящей трагедией для человечества.
На языке Церкви мысль называется «словом» (греч. «логос»), она
принадлежит разумной части души. Обратите внимание: ум порождает речь. Как возникает речь, откуда берётся слово? Человек
мыслит иначе, чем животные. Богословы говорят, что ум порождает внутреннюю речь, то есть мысль. А когда мысль выражается
через уста, то она воплощается в слове во внешней речи. Есть
ещё одна загадка, на которую я не могу найти ответ: мне интересно, откуда берутся неверующие? Кто наделил нас способностью говорить? Как
рождается человеческое слово? Наука до сих пор не дала точного
ответа на этот вопрос. Учёные пытаются найти в нашем мозге определенные центры, которые отвечают за устную речь, и не более... Итак, наш ум сначала порождает внутреннюю речь, затем порождает речь
устную и, наконец, наше слово фиксируется на письме, в виде письменной речи.
Но здесь, в Евангелии, «Слово» написано с заглавной буквы. Потому что Слово — это Бог («И
Слово было Бог»). Бог Отец или Великий Ум рождает Бога Слово; Сын предвечно рождается от Отца. Перед лицом этого
Слова логика и мысль человека, несмотря на
всю свою уникальность, является чем-то малым
и весьма незначительным. Можем ли мы осознать, что такое Бог Слово?
Слово Божие — это Христос, Который существовал всегда, «прежде всех век». Памятуя
об этом, Церковь вела неустанную борьбу против Ария и других еретиков, порочащих
имя Христово, как это
делают и сегодня хилиасты.
* * *
Дорогие мои,
давайте возлюбим Христа и приблизимся к Нему всеми силами своей души. Сегодня
днём мы сядем за стол, чтобы насладиться Его земными благами. Кто из нас за
столом помнит о Боге? Многие даже не перекрестятся и не произнесут имя Христово.
Давайте возблагодарим
Бога за все Его дары, а прежде всего — за то, что у нас единственная истинная вера.
Основатели других религий (Мухаммед, Конфуций и прочие) — это всего лишь смертные люди: они какое-то
время пожили на земле, а затем умерли. Но Христос жив и пребывает с нами
сегодня; Он будет жить завтра и пребудет с нами в веках. Нет такого момента во
времени, когда бы не существовало Слова Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И Своим Воскресением Он доказал, что живёт и царствует во веки.
Его Пресветлое
Воскресение мы с вами празднуем сегодня, дорогие братья и сестры, во славу Святыя
Троицы! Аминь.
† Митрополит
Флоринский Августин (Кантиотис)
Св.-Пантелеимоновский
храм во Флорине.
22.04.1984
Источник: http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=34098
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Христос Воскресе!
ОтветитьУдалить"Эта пасхальная проповедь, мои возлюбленные, будет очень краткой. " - интересно. Если это "очень краткая проповедь", какие-же у него были проповеди обычно?
Почитал биографию митрополита Августина - впечатляет. Чем-то похоже на святителя Нектария Эгинского.