вторник, 1 февраля 2022 г.

Митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма: «Что сказали мне святые».


На фото: митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма

В этом интервью митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма (+3.01.2022) рассказывает об уникальном опыте общения с современными святыми нашей Церкви: преподобным Паисием Святогорцем, преподобным Порфирием Кавсокаливитом и преподобным Иаковом Эвбейским, и передает нам те наставления, которые услышал лично от них!

Митрополит Косма: Я помню, как святой Паисий Святогорец говорил мне, что мы не должны спешить и побуждать молодых принимать монашеский постриг в юном возрасте. Пусть они сначала закончат школу, закончат университет, поучатся, поработают, подержат в руках деньги, заработанные своим трудом, чтобы они поняли, что такое деньги, и если после этого они захотят уйти в монастырь, их выбор будет тогда осознанным.

И мы, духовники, должны действовать с большим рассуждением и со многим вниманием. Нет ничего прекраснее монашества. Но мы должны советовать человеку избрать этот путь только тогда, когда мы видим настоящее призвание, и после того, как мы его испытаем, — и непременно с большой любовью. Тогда мы действительно поможем молодым. Мы не должны им говорить: «А ну-ка давай я постригу тебя в монахи». И люди принимают монашеский постриг, будучи ещё очень молоды, а потом происходят ужасающие падения и кораблекрушения в вере…

Ведущая: Вы только что упомянули о преподобном Паисии Святогорце. Были ли Вы знакомы с этим святым лично? Расскажите нам, пожалуйста, о Ваших отношениях с ним.

Митрополит Косма: Господь дал мне благословенную возможность общаться со святым Паисием Святогорцем, и мы много раз посещали его вместе с моим братом Апостолосом — писателем, богословом, гимнографом и преподавателем музыки. Мы бывали у св. Паисия по много раз в году.

Это, по благодати Божией, было для нас величайшим благословением. Преподобный Паисий Святогорец оказал нам большую духовную помощь и очень многому научил нас. Святой Паисий приезжал и сюда, к нам, чтобы поклониться мощам священномученика Власия из Склавен, который был канонизирован Вселенским Патриархатом в 2016 году.

Образ святого Власия, созданный по описанию прп. Паисия и хранившийся в его келье. 

Геронда Паисий остановился в доме моего отца, а вечером мы пошли поклониться мощам святого Власия. Я был тронут до глубины души, наблюдая за тем, как один святой поклоняется другому: если бы вы видели, с каким благоговением преклонил колени преподобный Паисий, как он делал земные поклоны… Святой Власий явился ему в его келии, поэтому он отправился к его мощам на поклонение. Он действительно очень многому научил нас.

Что сказать вам о преподобном Паисии? У него был такой взгляд, который пронизывал до глубины души. Это знают отцы со Святой Горы, которым доводилось общаться с ним лично.

Преподобный Паисий Святогорец.

Ведущая: У Вас, конечно, остались воспоминания об общении с ним…

Митрополит Косма: Да, он оказал нам очень большую помощь.

Ведущая: Вы помните свою первую встречу со святым Паисием?

Митрополит Косма: Да. Это происходило в Келлии Честного и Животворящего Креста возле монастыря Ставроникита.

Ведущая: Расскажите нам об этой встрече. Что поразило Вас больше всего?

Митрополит Косма: Мы пошли туда с моим братом. Преподобный Паисий видел его впервые в жизни, и он обратился к нему по имени, назвав его «Апостолосом». Мы потеряли дар речи. И я не раз видел, как к нему приходили другие паломники, и он называл их по имени либо говорил им такие вещи, которые не мог знать никто другой, кроме них.

Преподобный Паисий говорил нам о Христе и учил нас любить Христа — это самое важное. Он говорил, чтобы мы любили нашу Святую Церковь и хранили трезвение. Он рассказывал нам о том, насколько бдительны должны быть иереи, получившие дар священства, чтобы сохранить этот дар в чистоте. 

Преподобный Паисий Святогорец.

Однажды мы пошли к преподобному Паисию с десятью другими студентами. Мы сели на пеньках у него во дворе и разговаривали между собой. Один юноша (сейчас он преподаватель филологии, глава большого и благословенного семейства) задал ему вопрос:

- Геронда, можем ли мы познакомиться с девушкой, чтобы просто общаться и гулять с ней, провожать её домой? Просто дружить, не вступая в греховные отношения?

Старец Паисий встал, посмотрел им в глаза и спросил:

- Вы что, ангелы небесные?

Он задал этот вопрос каждому.

Студенты смутились.

- Покажите мне ваши крылья, где они?

- Нет у нас крыльев, Геронда…

- Если бы вы были ангелами, то могли бы так делать. Но сейчас, когда вы молоды и когда вы находитесь в университетской, мирской среде, вы не сможете сохранить чистоту при таком общении с девушками.

И он сказал замечательные слова, которые глубоко врезались мне в память:

«Положите всё это в холодильник, отложите на время (Геронда не сказал им отказаться от своих планов совсем, но «заморозить» их, чтобы они не пропали). А когда настанет время, вы достанете их и создадите хорошую, полноценную семью».

И вы знаете: эти ребята в дальнейшем создали прекрасные многодетные семьи. Они послушали совет святого Паисия и выполнили его. Все они стали учёными, и у каждого из них благословенная семья.

Ведущая: Также вы были знакомы с преподобным Порфирием Кавсокаливитом, ещё одним святым нашей Церкви?

 

Преподобный Порфирий Кавсокаливит.

Митрополит Косма: Да. Я тоже приходил к нему с моим братом, правда меньше, чем к преподобному Паисию Святогорцу и преподобному Иакову Эвбейскому. Расскажу вам один случай.

Как-то раз мы пришли к нему и застали его лежащим в постели. Он говорил по телефону с какой-то женщиной, которая звонила издалека (я уже не скажу сейчас точно, где она находилась). В ту пору я был священнопроповедником. Это было за двадцать лет до моей архиерейской хиротонии. В какой-то момент преподобный Порфирий сказал ей: «Давай-ка уже заканчивать разговор, потому что ко мне пришёл владыка и мне нужно побеседовать с ним». Я не понял, что он говорит обо мне — такое мне даже в голову не приходило. В конце мы с братом взяли у него благословение и ушли… Прошло двадцать лет, и его пророчество сбылось!

Ведущая: Вы были лично знакомы и с преподобным Иаковом Эвбейским?

Митрополит Косма: Да, со святым Иаковом мы много общались и часто бывали у него, он был знаком с нашей семьей. Когда преподобный Иаков разговаривал с людьми, его слова были исполнены величайшей любви.

Расскажу вам сейчас кое-что очень поучительное. Я услышал об этом от самого святого Иакова, когда мы беседовали с ним лицом к лицу, как сейчас с вами.

 

Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис). 

Однажды к святому Иакову пришла молодая женщина, которая сообщила ему об одном своем грехе, из-за которого ей нельзя было причащаться. По всей видимости, это было нечто, связанное с вопросами деторождения… Преподобный Иаков сказал ей на время воздержаться от участия в Таинстве Причащения и назначил ей епитимью. Услышав о временном запрете приступать к Причастию Святых Таин, эта женщина очень расстроилась. Она пришла в свой приходской храм и рассказала обо всем местному молодому священнику. В ответ он сказал:

- Не надо слушать этого безграмотного Иакова! Иди и причащайся!

В воскресенье она вместе с другими причастниками приступила к Чаше… и вскоре снова пришла в монастырь к преподобному Иакову, горько рыдая.

- Что с тобой, чадо? — спросил её старец.

- Отец Иаков, я пошла причащаться, потому что так мне сказал наш местный священник. Он вынул священную лжицу из Потира, и я увидела в ней Тело и Кровь Христовы, но когда он донес лжицу до моего рта, она была совершенно пуста. Причастие куда-то исчезло из лжицы!

На это преподобный Иаков ответил:

- Чадо, может быть, я и безграмотный, но я стараюсь увидеть Христа в сердце моем. И то, что говорит мне Христос, то повторяю и я во время исповеди.

К сожалению, мы, духовники, иногда слишком спешим и легко «отпускаем» тяжёлые грехи, не обращая внимания на каноны и на то, что говорит наша Святая Церковь. Святой Иаков Цаликис был очень внимателен к этому! Простите меня за моё многословие…


Продолжение следует...

 

Источник: Расшифровка видео с 00:00 по 10:33.

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!