Зрением
Промысла Божия внушается беспредельная покорность Богу. Окружат ли раба Божия
отовсюду различные и многосплетенные скорби? — Так утешает он свое уязвленное
сердце: «Все это видит Бог. Если бы по причинам, Ему, премудрому, известным,
скорби были мне не полезны и не нужны, то Он, всемогущий, отвратил бы их. Но Он
не отвращает их: есть же Его всесвятая воля на то, чтобы они угнетали меня.
Драгоценна для меня эта воля, драгоценнее жизни! Лучше умереть созданию, нежели
отвергнуть волю Создателя! В этой воле — истинная жизнь! Кто умирает для
исполнения воли Божией, тот вступает в большее развитие жизни. За все — слава
Богу!».
От зрения Промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут. Для такой души нет оскорблений, нет обид, нет злодеяний: вся тварь действует по повелению или попущению Творца; тварь — только слепое орудие. В такой душе раздается голос смирения, обвиняющий ее в бесчисленных согрешениях, оправдывающий ближних, как орудия правосудного промысла». Отрадно раздается этот голос среди страданий, приносит спокойствие, утешение; он тихо вещает: «Я приемлю достойное по делам моим. Лучше мне пострадать в кратковременной жизни, нежели вечно страдать в вечных муках ада. Грехи мои не могут быть ненаказанными, того требует правосудие Божие. В том, что они наказываются в краткой земной жизни, вижу неизреченное Божие милосердие». Слава Богу!
Зрение
Промысла Божия хранит, растит веру в Бога. Видящий невидимую всемогущую Руку —
правительницу мира — пребывает несмущенным при страшных бурях, мятущих
житейское море, он верует, что быт гражданский, кормило Церкви, судьбы каждого
человека держатся всемогущей и премудрой десницей Бога. Смотря на свирепые
волны, на грозные бури, на мрачные тучи, он удовлетворяет и умиряет себя
мыслью, что совершающееся видит Бог. Человеку — слабому созданию — прилична
тихая, смиренная покорность, одно благоговейное познание, созерцание судеб
Божиих. Да направляется все по предначертанным ему путям к определенным свыше
целям! За все — слава Богу!
Перед
видением Божественного Промысла не устаивают не только временные скорби, но и
те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.
Их притупляет, уничтожает благодатное утешение, всегда нисходящее в душу,
отрекшуюся от себя для покорности Богу. При самоотвержении, при преданности
воле Божией сама смерть не страшна: верный раб Христов предает свою душу и
вечную участь в руки Христа, предает с твердой верой во Христа, с надеждой непоколебимой
на Его благость и силу. Когда душа разлучится с телом и дерзостно, нагло
приступят к ней ангелы отверженные, она своим самоотвержением поразит, обратит
в бегство ангелов мрачных и злобных. «Возьмите, возьмите меня, — мужественно
скажет она им, — ввергните в бездну тьмы и пламени, ввергните в бездну ада,
если есть на то воля Бога моего, если последовало от Него такое на меня
определение: легче лишиться сладостей рая, легче сносить пламень ада, нежели
нарушить волю, определение великого Бога. Ему я отдалась, и отдаюсь! Он, а не
вы, Судия моих немощей и согрешений! Вы и при безумном непокорстве вашем только
исполнители Его определений». Содрогнутся, придут в недоумение слуги
миродержца, увидев самоотвержение мужественное, кроткую, полную преданность
воле Божией! Отвергнув это блаженное повиновение, они сделались из Ангелов
светлых и благих темными и всезлобными демонами. Они отступят со стыдом, а душа
невозбранно направит свое шествие туда, где ее сокровище — Бог.* Там будет она
зреть лицом к лицу зримого здесь верой в Промысле Его и вечно возглашать: слава
Богу.
*
* *
Для
кого нет Бога в Промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих. Кто
увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением,
кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может «утвердить плоть»
свою «в страхе» Божием (Пс. 118, 120): распять волю и мудрование
греховные и веществолюбивые на кресте евангельских заповедей. Чтобы увидеть
Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты
нужна жизнь по заповедям Евангелия. Из видения судеб Божиих рождается в сугубом
обилии матерь этого видения — жизнь благочестивая.
Управляет Бог вселенной, управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие с виду условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. «Не две ли малые птицы, — сказал Спаситель, — продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же», присные и верные служители Божии, «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 29–30). Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего.
*
Преподобный Иоанн Карпафийский. Глава 25. Добротолюбие. Ч. 4.
Промысел Божий есть! Это любовь! Бог любит Своё творение! Бог есть любовь! С высоты своих лет ты понимаешь, что те или иные ситуации в жизни - это промысел Бога.
ОтветитьУдалить