пятница, 30 декабря 2022 г.

Две трапезы Господни (митрополит Флоринский Августин)

 

Неделя 28-я по Пятидесятнице: Притча о Званных на Вечерю

 * * *

Вы слышали, мои дорогие, священное и святое Евангелие: сегодня на службе была зачитана притча — простой рассказ, скрывающий в своей простоте глубокий смысл под видом картины, сцены из жизни.

Господь говорит одно, а подразумевает другое. Он старается возвысить своих учеников, привести их от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от видимого к невидимому, от конкретного к абстрактному. Насколько же Он великий учитель, непостижимый для нашего ума, и насколько Он прав, когда говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23, 8).

В притчах Он берет примеры или образы из природы и жизни. А здесь за основу Он взял сцену из жизни семьи, накрытый стол.

Один человек праздновал какое-то радостное событие (Христос этого не осуждает) и накрыл стол. Будучи радушным и щедрым, он позаботился о том, чтобы ужин был обильным. Повара приготовили самые лучшие блюда; на стол поставили дорогие приборы и подали редкие вина; дом был украшен цветами; звучала прекрасная музыка — настоящее наслаждение для всех чувств. Кто не хотел бы сидеть за этим столом?

И все же никто не пришел к хозяину в гости! Неужели все хлопоты и расходы были напрасны? Почему отовсюду отказ, ведь он направил им официальное приглашение? Послушайте только ответы приглашенных. Когда к ним пришел слуга и сказал: «Приходите, все готово, и мой господин ждет вас», один ответил: «Я купил поле и должен пойти посмотреть его». Другой отказался иначе: «Я купил пять пар волов и собираюсь испытать их». А третий, дерзкий и сластолюбивый, дал бесстыдный ответ: «Я только что женился, у меня «медовый месяц», поэтому я не могу прийти». Они отказались один за другим. Все они сказали: «Молю тя, имей мя отречена» (см. Лк. 14, 18–20).

Когда хозяин услышал об их отказе, он разгневался, говорит Евангелие (см. Лк. 14, 21). Что теперь будет? Ведь не зря же он накрывал на стол. Он поручает слуге: «Пойди скорее по площадям и улицам города и приведи кого только найдешь: нищих, увечных, хромых и слепых». Без промедления слуга выполняет приказ и докладывает: «Господин, все исполнено по твоему приказанию, и еще есть пустые места» (зал в том доме был очень просторен). Хозяин снова посылает его: «Пойди по дорогам и изгородям, и кого ты найдешь, приведи силой, чтобы наполнился дом мой».

Такова эта притча в нескольких словах. Возникают вопросы. Во-первых, кто этот хозяин, который готовит большой ужин? Во-вторых, кто приглашенные? В-третьих, что это за трапеза и изысканные блюда? Время не позволяет ответить на эти вопросы со всеми подробностями. Скажу лишь несколько слов о центральном значении притчи, то есть о самой трапезе.

* * *

Тот, кто готовит ужин, дорогие мои, — это Господь, Бог во Святой Троице. Он предлагает нам две трапезы: одну материальную, а другую — духовную. Он накрывает наш материальный, видимый стол каждый день. Когда вы садитесь за стол, посмотрите на вашу еду и вы увидите, что вся она послана Богом. Род сей, слепой и мыслящий только вещественными, материальными категориями, не осознает величия Промысла Божия. Отец, который приносит продукты, мать, которая готовит, и вы, дети, которые собираетесь есть, взгляните на стол и подумайте немного. Что лежит перед вами? Даже у самых бедных есть несколько оливок и немного хлеба, а у других — молоко и сыр, рыба или мясо, или фрукты и другие плоды земли, вода и вино или что угодно еще. Скажите, есть ли из этого что-нибудь рукотворное? Даже синтетические продукты и таблетки получены из элементов природного происхождения. Так вот, накрывает на стол Сам Господь Бог. Если не будет дождя, не выглянет солнце, не будет дуть ветер или если будет блокада, окружение, то наступит голод.

Во время немецко-фашистской оккупации я оказался в городе Козани. Это был 1943 год, когда немцы жгли села в Сербии и Хасии и люди толпами приходили в наш город, голодные и замерзшие. Однажды я увидел картину, от которой моя душа заплакала горькими слезами: маленькая девочка с почерневшими от холода ногами стояла у дверей богатого дома и смотрела, как хозяйка вытряхивает белую скатерть на снег, а когда хозяйка зашла в дом, она наслюнила свой пальчик и стала подбирать по несколько крошек, осеняя их крестным знамением. Она была похожа на маленького воробья, который стучит клювом по окнам на кухне. До такой нищеты и нужды дошли люди в то трудное время. А теперь мы, неблагодарные и неверующие, держим во рту кусок и хулим Христа! Скоро разверзнется земля, чтобы поглотить нас. Когда я об этом думаю, то говорю: «Греция, наша родина, тебя ждет какое-то бедствие! Потому что так продолжаться не может: Бог кормит тебя, а ты, как бешеная собака, кусаешь руку твоего Творца».

Он накрывает для нас стол: «Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости» (Пс. 103, 28). Поэтому каждый раз, когда вы наслаждаетесь благами Его, говорите: «Благодарю Тебя, Христе!».

Но Господь приготовляет нам и другую, более высокую трапезу — трапезу духовную. Что это такое? Во время Божественной Литургии посмотрите, дорогие мои, в алтарь. На священном престоле совершается Тайная Вечеря: там во святой Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. Мы говорим это для тех, у кого есть вера; если же веры нет, объясним проблему иначе. Очень важно все прояснить и расставить по своим местам. Дезертир — это уже не солдат, а прогульщика исключают из школы: точно так же нельзя называться христианином, если ты отсутствуешь почти каждое воскресенье и появляешься в храме только три-четыре раза в год; это совсем ничего.

Должно произойти очищение. Лучше пусть в церкви будет пятеро верующих, чем толпа тех, кто приходит «для галочки». Один храбрый офицер как-то сказал мне: дайте мне пятьдесят храбрых солдат, и я продвинусь вперед; если же вы дадите мне полк трусов в придачу, я не достигну успеха.

Очень важно, чтобы наша Церковь пополнялась теми, кто верит в догматы, открытые Господом, и в Таинства, которые передал Господь. Знаете ли вы, как далеко мы отстоим от веры? Раньше во время Великого входа, глаза у людей наполнялись слезами, а уста говорили: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). В наши дни нет такой веры ни у духовенства, ни у народа. Преобладает рационализм. Господь наш Иисус Христос призывает: «Приимите, ядите... пийте от нея вси», но кто приступает к Причастию, как того хочет Господь?

* * *

Так в чем же причина, дорогие мои? С одной стороны, виновато господствующее всюду неверие, а с другой — материалистический подход к жизни. Оправдания выдвигаются те же, что и у званных на Вечерю.

Говоришь одному: постись. «Я не могу, здоровье не позволяет». А говорит это человек, здоровый как бык, который легко мог бы работать кувалдой на ремонте дорог.

Говоришь другому: молись. — «У меня нет на это времени». А я вижу, как он в кафе играет в нарды или участвует в других развлечениях.

Говоришь другому: читай Евангелие. «Я его не понимаю».

Вчера в митрополию приехал 25-летний мужчина, который женился 5 месяцев назад и теперь просит развод. Какова же причина? Я захотел с ним поговорить. Постепенно он открыл передо мной свой образ жизни. Он уходил с поля в семь вечера и возвращался домой в полночь. Он шел туда, где был телевизор, чтобы посмотреть всякую мерзость, и совершенно забывал о жене. Несчастный, что ты там делаешь? Иди домой и включи другой телевизор, Библию.

Говоришь другому: иди в церковь. «Мне некогда». Из 168 часов в неделю нам жалко отдать Богу даже один час.

Говоришь другому: иди на исповедь. «В чем мне каяться? Я хороший человек, исповедь мне не нужна». Кто это говорит? Измаравшийся в нечистотах настолько, что их не отмоет даже весь Ниагарский водопад. В итоге он остается непричастным Тайной вечере.

* * *

Вот что, дорогие мои, я должен был вам непременно сказать. Умоляю вас всех: приступайте к трапезе Господней. Вы должны регулярно участвовать в исповеди, ходить на службы, изучать Священное Писание, молиться, поститься. Во время богослужения всегда будьте в храме, не пропускайте. Мужчины, вы знаете, что когда выдается повестка и солдата «приглашают» в военкомат, его явка строго обязательна. И здесь выдается такая же точно повестка-приглашение. Христос призывает нас всех, совершенно всех, к Божественному Причащению с покаянием и соответствующим приготовлением.

Да пребудет с нами всегда Господь наш Иисус Христос, благословляя и освящая во всем жизнь наших семей и жизнь нашего народа.

(†) Митрополит Августин (Кантиотис)

 


Расшифровка проповеди, произнесенной в храме свв. Константина и Елены в селении Аминтэу 15 декабря 1968 года.

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/12/blog-post_82.html#more

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


1 комментарий:

  1. Все по слову Твоему Господи...человек порабощает человека , а Ты их освобождаешь. Двум служить не дано.....вот и получается одни рады миру...другие плачут от него. Десять больных пришли к здоровому. Человек не видит в другом Образ Божий...отсюда и войны и развращение и грехов востание на человека. Душа не видимо плачет,. Просится обратно от куда пришла в бреное тело. А другая душа миру радуется - видя зло вокруг. Лишь бы её не трогали - думает вечно будет жить в теле... Прости Господь меня много грешного пред людьми ...и верую в Твоё правосудие с великою милостью ко мне. За других не имею права не молится, не просить. Сам в худшем состоянии.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!