Отрывок из беседы с архимандритом Епифанием (Феодоропулосом)
– Геронда, в притче о мытаре и фарисее есть один показательный момент. В
то время, как мытарь показал свое истинное лицо, фарисей, кроме всего прочего, носил
некую «маску». И это, конечно, касается не только его.
– Это правда, что мы все часто надеваем какую-то маску. В той или иной степени, маска есть у каждого из нас. Мы одни, а кажемся другими. Нам потребуются большие усилия, чтобы снять с себя маску, потому что, если мы ее не снимем сами, то ее снимет с нас Бог. И очень часто Он делает это совершенно потрясающим образом. Давайте заботиться о том, чтобы не выглядеть иными, чем мы есть на самом деле. Прежде всего, это касается тех из нас — благочестивых людей, священнослужителей и мирян, — которые в своей среде имеют личину святости и благочестия. Конечно, не в нашем близком окружении — там нас хорошо знают. Жены знают своих мужей, мужья – жен, дети знают родителей, родители — детей. Раньше говорили, что «худшее мнение о короле имеют его камердинеры», потому что они знают его слабости, знают его недостатки, в то время как многие люди видят его в королевском сиянии. Любого верховного правителя — церковного, политического, духовного, судебного, общественного, вообще какого угодно — многие видят издалека, на расстоянии, и не различают отдельных мелочей.
А вот в нашем ближайшем окружении спрятаться непросто. Мы не можем там
находиться в маске. Маска там спадает. Но в более дальнем окружении мы всегда
носим маску. Давайте попробуем не надевать эту маску и выглядеть теми, кто мы
есть на самом деле. Потому что, повторюсь, часто маску снимает Сам Бог. И тогда
мы предстаем во всей своей наготе, и все видят, какие мы убогие и достойные
сожаления. Давайте не будем надевать маски. Не будем выставлять напоказ свое мнимое
благочестие и святость. Будем вести себя естественно и выглядеть такими, каковы
мы и есть на самом деле.
– Что лучше — быть искренними и не скрывать своего раздражения, даже если
мы становимся неприятны для других, или же использовать маску, чтобы казаться
благородными, не будучи таковыми?
– Есть способ, с помощью которого мы можем быть искренними, не будучи
грубыми. И при этом не носить маску. Многие люди неправильно истолковывают искренность
и думают, что искренность — это когда говоришь всё, как есть, — к месту, не к
месту, даже если этим обижаешь другого человека без причины. «Я говорю правду»
не означает, что я говорю всё, что я знаю, независимо от того, нужно ли это.
Нет. Это — отсутствие благоразумия.
Простите мне один анекдот. Однажды Ходжа поругался с женой, и его жена решила пойти к судье и попросить развод. Пошла. Судья говорит:
– Какая у тебя жалоба на мужа?
– Судья, он говорит всю правду.
– Это дар, это великое дело, добродетель — говорить всю правду!
– Но он невыносим. Не нужно говорить всё. Есть такие вещи, которые не обязательно
говорить.
– Ты что, ненормальная? Твой муж говорит правду, и он невыносим?
– Судья, говорю тебе — он невыносим, и для меня, и для окружающих.
– Я не могу дать тебе развод по этой причине.
– Но он невыносим!
– Я не могу дать тебе развод. Но в любом случае, раз ты настаиваешь,
приходите сюда завтра вдвоем.
На следующий день женщина приходит с Ходжой. Когда они вошли, Ходжа отвесил
низкий поклон и сказал: «Кланяюсь тебе, одноглазый судья». Судья действительно когда-то
потерял один глаз, но незачем было называть его при всех одноглазым, хоть это
было и правдой. Это анекдот, вымышленная история, но она говорит о многом.
Если мы видим на улице человека к каким-то физическим недостатком, например, косоглазого, мы не должны ему говорить: «Доброе утро, косой». Есть множество других вариантов: «С добрым утром, дорогой». «Доброе утро, господин». «Доброе утро, дружище». Следует отличать одно от другого. Часто мы думаем, что искренность — это когда мы ругаем человека или говорим ему о каком-то его недостатке. Однако обличение — это не вопрос искренности. Мы не должны притворяться, это совершенно другое. Мы должны быть искренними и общаться с людьми без «маски», но ни в коем случае не оскорбляя и не унижая других. А если случится так, что наши мнения разойдутся, тогда мы обозначим свои позиции и скажем: «С этим я не согласен».
Архим. Епифаний Феодоропулос, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, Издательство Св. Иоанна Дамаскина,
Стамата, 2019 (под редакцией архим. Иоанна Костова).
https://apantaortodoxias.blogspot.com/2019/03/2019.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
если случится так, что наши мнения разойдутся, тогда мы обозначим свои позиции и скажем: «С этим я не согласен» -проявляя смирение? Мнения не совпадут , а должны проявить уважение. Вот и опять маска? Может вообще промолчать ? Бог сам все управит....простите меня.
ОтветитьУдалить