Благодарим Святого Бога
за то, что в критические и очень трудные годы Он воздвиг в нашей Церкви великого
учителя, святителя Григория Паламу, которого сегодня Церковь чтит особенным
образом как выдающегося защитника и борца за Православную веру. Сегодняшний день
некоторым образом является вторым Воскресеньем Торжества Православия.
Святитель Григорий Палама, монах-святогорец, а в дальнейшем — Архиепископ Солунский, был величайшим проповедником важнейших истин Православной веры в XIV веке, когда эти истины подвергались сомнению западными богословами и особенно Варлаамом Калабрийским.
То, чему учил святой
Палама, не было открыто им впервые. Таков был опыт нашей Церкви, просто святитель
Григорий собрал его воедино, а затем обобщил и сформулировал как догмат, чтобы
он был неким «противовесом» и обличением еретических заблуждений и учений
Запада, поскольку в то время существовало большое противостояние между православным
учением, в центре которого находится Богочеловек Иисус Христос, с одной
стороны, и западным рационалистическим антропоцентризмом, с другой. В эту
полемику, к сожалению, были втянуты и многие православные ученые, в остальном весьма
благочестивые люди.
Произошло великое
смятение, и если бы святитель Григорий Палама не совершил это спасительное
вмешательство и не дал православное разъяснение ряда понятий, наша вера была бы
в опасности и сегодня мы не были бы православными (каковыми мы являемся по
благодати Божией). Но хотя та эпоха и очень далека от нас по времени, она совсем
не далека от нас по своей сути, потому что и сегодня у нашего общества, у нашей
Церкви, у наших ближних существует та же проблема. Большая часть нашего народа,
в том числе и богословы, прельстилась этим западным, гуманистическим,
антропоцентрическим духом и не идет за святителем Григорием Паламой.
Однако Церковь хранит истинную веру, свое Православие, за
которое мы должны бороться все вместе. Святитель Григорий Палама не только боролся
за утверждение истины о том, что существует удивительное различие между
божественной сущностью и божественными энергиями-действованиями и что человек
может быть причастным божественным действованиям и нетварному Свету, но и учил,
следуя всем Святым Отцам, пути подвижничества, аскетической жизни, посредством
которой человек может усвоить себе нетварную благодать Божию и достичь обожения
(эти два явления в Православии связаны друг с другом). Правая вера, признание всех
православных догматов и правильная христианская жизнь на практике. Делание (гр.
πράξις) и созерцание (гр. θεωρία). И в том, и в другом святитель Григорий Палама был
образцом. Сам он жил аскетической жизнью, упражнялся в добродетели смирения и совершал
другие подвиги, ходил по Святой Горе Афон, будучи еще молодым, но уже
освященным монахом, непрестанно взывая к Богу: «Просвети мою тьму». Поэтому Бог
просветил его, и святой Григорий весь исполнился Светом. Затем он начал учить
других тому, что он достиг и познал сам: если человек подвизается, если он кается,
если он молится, если он соблюдает заповеди Христовы, то он может быть причастным
Божественному Свету. И это сегодня утешительное послание для всех нас, видящих
духовную тьму, которая покрывает наш народ, а также и нас самих. Ведь если мы с
вами заглянем в свое сердце, то нам станет ясно, что нас еще не вполне осиял Свет
Христов. В наших душах есть темные места, которые нуждаются в просвещении. Дай Бог,
чтобы мы полностью исполнились Светом. Конечно, мы исполняемся Светом и в
Церкви, поскольку мы, православные христиане и монахи, исповедуемся и
причащаемся Святых Христовых Таин. Свет Христов проник в нас в достаточной
степени. Ведь если бы мы не получили Света Христова, то не уверовали бы и не находились
бы в Церкви. Но если каждый из нас внимательно рассмотрит себя, то он увидит,
что внутри нас до сих пор есть какие-то темные стороны, которые еще не освещены
Светом Христовым. Так давайте же непрестанно взывать вместе со святителем
Григорием: «Господи Иисусе Христе, просвети мою тьму», дабы во все наше существо,
во все глубины нашей души, — в то, что является сознательным, и в то, что является
бессознательным или подсознательным, — проник Свет Христов и осветил все, чтобы
мы были сподобились полного и всецелого освящения, как в душе, так и в теле.
Потому что, по учению святителя Григория Паламы, обожение касается не только человеческой
души, но и тела. Освящается, просвещается и обоживается весь человек. Смиренно
просим его молитв, чтобы он дал свое благословение всем нам, а особенно тем, кто
живет на Святой Горе Афон, на которой он также подвизался многие годы. Он,
конечно же, заходил и в наш монастырь, как и в остальные монастыри Святой Горы
Афон. Просим его благословить нас и научить нас следовать по его стопам. Хорошо
почитать память наших предшественников, но этого недостаточно: мы должны также
идти по их стопам — по тому пути, который они открыли для нас.
Посему просим его молитв
и его благословения. Мы чувствуем его живое присутствие в нашем монастыре, которое
ощущается у нас в монастыре с особенной силой, поскольку Бог сподобил нас чудесным
образом получить частицу его святых мощей. Он здесь, и мы можем молиться ему и
просить благодати и благословения этого великого святого.
Дай Бог, чтобы наш народ
и все мы — и богословы, и клирики, и монахи — оставались верными этому
драгоценному наследию, оставленному нам Святыми Отцами, в том числе и святителем
Григорием Паламой!
Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 80-85.
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!