четверг, 13 апреля 2023 г.

И этот взгляд будет наихудшим мучением…

Господь только что был схвачен после предательского поцелуя Иуды в Гефсиманском саду и среди ночи приведен «в дом первосвященника»[1]. Петр, следуя за Ним издалека, входит во двор первосвященника и смешивается с толпой и слугами, которые разводят костер, чтобы согреться.

Петр кажется слугам подозрительным; они задают ему вопросы, не знаком ли он со Христом и не был ли он одним из Его учеников. Эти вопросы застигают Петра врасплох и он, неожиданно для себя самого, трижды отрекается от Христа. Причем на третий раз, чтобы отвести от себя подозрение, Петр даже начал клясться и божиться[2]. Сразу же после этого запел петух.

И тогда, в этот самый момент, «Господь, обратившись, взглянул на Петра»[3]. Стоя перед первосвященником на допросе, который проводили члены Синедриона, Он слегка поворачивает голову в ту сторону, где находится Петр. Его взгляд, пробегая сквозь безымянную толпу, ищет взгляд Петра далеко во дворе. И они встречаются глазами. Море боли и печали, переполнявшей очи Христа, заставляет Петра мгновенно опомниться.

Христос не бросает в Петра громы и молнии, не налагает на него никакого наказания за его отречение. Он просто показывает Петру, насколько Ему больно. Самым страшным мучением для Петра был этот взгляд Христов. И тогда Петр, «выйдя вон, горько заплакал»[4].

Но в последние времена картина будет иная. Сын Человеческий приидет «на облаках небесных с силою и славою великою»[5].

Его будут сопровождать все Ангелы Его, и Он воссядет «на престоле славы Своей»[6]. Вселенная содрогнется. Небо и земля прейдут: «Все они, как риза, обетшают»[7]. Пророк и псалмопевец Давид сравнивает их со старой одеждой, которую выбрасывают вон и заменяют на новую.

«Прежнее небо и прежняя земля миновали»[8]. Мертвые восстают. Все изменяется. И только Христос остается неизменным и вечным; это Тот, Кто «присно сый, такожде сый»[9], «вчера и сегодня и вовеки Тот же»[10]; Тот, «Который есть, и был, и грядет»[11].

И преклонится пред Ним «всякое колено небесных, земных и преисподних»[12], и они признают, что есть только один Господь: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос»[13]. Всякая гордыня и тщеславие сравняются с землей.

«Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное… И высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день»[14].

И все же этот страшный Судия не придет, чтобы зажечь огонь под адскими котлами и сковородками. Он не придет, чтобы метать молнии в проклятых грешников. Это не гомеровский «тучегонитель Зевс», собирающий грозные черные тучи, мечущий молнии «с угрозами и кровью» и безжалостно обрушивающий божественное возмездие на «нечестие» человеческое.

Христос приходит не для того, чтобы наказывать Своих противников и отступников от веры и мстить им.

Он приходит, чтобы в последний раз заплакать о своих детях, которых Он никогда не переставал любить и которых Он хотел заключить в Своих объятиях, «как птица птенцов своих под крылья»[15]. Но они пожелали жить вдали от Него и приняли бесповоротное решение, сделав выбор, определивший их участь вовеки.

И тогда все мы увидим, что во взоре Христа будет сиять не пламя и жажда мести, а та же безмерная боль, скорбь и любовь, с какими Он смотрел на Петра в момент его отречения.

И этот взгляд будет наихудшим мучением. Больнее, чем любое страдание и чем любое адское пламя, которое только можно себе представить.

Нам было бы даже легче, если бы Он поразил нас множеством молний, лишь бы мы только не видели этот взгляд Христа, залитый слезами. А потом — потеряли навсегда возможность видеть мирный и кроткий лик нашего Господа.

Помести нас, Господи, рядом с теми, кто будет вечно видеть «Твоего лица доброту неизреченную»[16]!

О. Димитрий (Бокос)

 

Источник: https://proskynitis.blogspot.com/2023/02/blog-post_24.html#more



[1] Лк. 22, 54.

[2] Мк. 14, 71.

[3] Лк. 22, 61.

[4] Лк. 22, 62.

[5] Мф. 24, 30.

[6] Мф. 25, 31.

[7] Пс. 101, 27.

[8] Откр. 21, 1.

[9] Молитва священника на Литургии верных.

[10] Евр. 13, 8.

[11] Откр. 1, 4.

[12] Флп. 2, 10.

[13] Ответ народа и хора на возглас «Святая – святым» на Литургии верных.

[14] Ис 2, 12-17.

[15] Лк. 13, 34.

[16] Молитва 5-я, святителя Василия Великого, утреннее правило.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Мир Вам, хочу сказать - Действительно Бог есть Любовь, Однако Господь есть и Праведный Судия - и в День Страшного Суда Божия Господь будет Судить мир как Судия В Высшей мере Справедливый , Грешников нераскаянных ждёт ад к сожалению

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!