За последнее десятилетие мы не раз замечали, что во время святых праздников Пасхи и Рождества Христова перед Святой Чашей толпится множество верующих. Они буквально расталкивают друг друга, чтобы получить Божественное Причастие, несмотря на то, что даже не следили за службой, а некоторые, возможно, не подготовились к Причастию должным образом. И ещё один огорчительный факт: большинство из пришедших в храм в эти великие праздники не причащаются в остальное время года: или по неведению, или по причине различных предрассудков.
Чтобы прекратить это безчинство во время богослужений, Священный Синод
Элладской Церкви посчитал целесообразным обратить наше внимание, а через нас передать
и другим клирикам и верующим нашей священной митрополии следующее:
каждый
православный христианин непременно должен осознавать, что Сын Божий пришел на землю не только для того, чтобы
дать нам Свое высочайшее учение,
но и для того, чтобы
принести в жертву
Свое Пречистое Тело и
Свою Честную Кровь. И эта жертва Сына Божия должна
пребывать во веки, чтобы верующие
в Него приобщались сего самого Тела Его и сей
самой Его Крови. Таинство Святого Причащения
увенчавает собой Его божественное учение и является основополагающим Таинством Церкви Христовой.
По этому вопросу величайшей важности
мы имеем свидетельство святых апостолов и
евангелистов Христовых. Как первые три евангелиста (Матфей,
глава 26; Марк,
глава 14; Лука,
глава 22), так и апостол Павел в
Первом послании к Коринфянам (глава 11) подробно описывают установление и совершение
этого величайшего Таинства во время Тайной вечери.
Евангельские тексты доносят до нас слова Господа, которые совершенно ясны, и
Его заповедь, звучащую
повелительно и категорично. Ученики должны совершать
Таинство Евхаристии
или преломление
хлеба, повторяя слова Христовы: «Приимите, ядите…» в
память о Его спасительной жертве, и причащаться Его пречистых Тела и Крови.
Эта заповедь Спасителя
не означает, что Евхаристия
имеет аллегорический или образный характер, как
утверждают некоторые еретики. Евхаристия является священнодействием,
таинством преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, что происходит, согласно Святым Отцам, истинно и существенно. И при этом не образно, а действительно
присутствует Христос, «приносяй
и приносимый» — приносящий Себя в жертву и принимающий её.
К этому Божественному Таинству нас постепенно готовит Сам Господь, ещё задолго
до того, как в Сионской горнице в тот самый вечер совершилась первая Евхаристия.
Он образно предживописует Святое Причастие в Своих притчах о брачном пире и о
винограднике, а особенно — во время проповеди, произнесенной Им на следующий
день после величайшего чуда умножения хлебов, когда Он дословно говорит
следующее: «Аз есмь хлеб животный, иже
сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже
Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин. 6, 51). Эту
последнюю мысль Господь повторяет в тот день трижды!
Эту совершенно ясную заповедь о Евхаристии и традицию её совершения,
которую Господь доверил Своим ученикам, древняя Церковь верно сохранила и
передала последующим поколениям без малейших изменений. В послеапостольский
период преемники святых апостолов делают особый акцент как на этом учении, так
и на богослужебной практике древней Церкви. В трудах св. Игнатия Антиохийского,
в книге «Дидахе» (или «Учение апостолов») и в работах мученика Иустина
подчеркивается, что Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся, есть «пища и
питие» наши, и поэтому мы непременно должны причащаться, ибо Святые Тайны
соединяют нас с Богочеловеком Христом
и даруют нам жизнь вечную. О необходимости Божественного Причащения повторяют и
другие святые, жившие век спустя: св. Климент Александрийский и св. Киприан
Карфагенский.
Но намного больше внимания уделяют этому вопросу три великих святителя: Василий
Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые приводят множество
примеров, указывающих на важность и на крайнюю для нас необходимость
участвовать в уникальном таинстве Божественного «приобщения». То же самое повторяют святые Кирилл
Иерусалимский и Максим Исповедник, а также святой Симеон Новый Богослов,
описывавший это святое таинство такими словами, которые никого не оставят
равнодушным. Вслед за ними два великих корифея византийского богословия, св. Григорий
Палама и св. Николай Кавасила, отмечают, что Таинство Божественного Причащения
является истинной пищей и питием, посредством которых мы соединяемся со Христом
и становимся сотелесниками Христовыми.
Эту великую истину вновь открывают во время турецкого владычества два богопросвещенных
святых мужа: митрополит Коринфский Макарий (Нотара) и Никодим Святогорец, и
излагают её в написанном ими труде под названием «Книга душеполезнейшая о
непрестанном Причастии Святых Христовых Таин» (1783), где приводится множество
свидетельств святых отцов на эту тему. Вселенский Патриархат в период правления
Патриарха Григория V, национального
героя греческого народа и священномученика, в 1819 году подтвердил правильность
такого подхода и подчеркнул, что «благочестивые должны при каждом священном
тайнодействии приступать [ко Святой Чаше] и причащаться…».
Этой же линии следовали и византийские богословы, авторы священных гимнов,
которые воспевали участие верных в причащении, воистину являющемся
божественным.
Наконец, заслуживает особого внимания то, что священные каноны Церкви
подчеркивают великую цель Литургии, которая воистину является общением верных с
Богом, и необходимость их соучастия в Таинстве Божественного Причащения,
частота которого должна соответствовать их ревности о Господе и духовному горению. В
частности, «Правила святых апостолов», выражающие богослужебные обычаи первых
христиан, которые были одобрены Пято-Шестым Вселенским собором, призывают всех
верующих к частому Божественному Причащению.
Самое важное из них, посвященное этой теме, 9-е Апостольское правило, дает
строгое предписание: «Всех верных,
входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом
Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от
общения церковного».
В одном духе с ним составлено и 2-е правило Поместного Антиохийского собора
(IV в.), которое гласит: «Все, входящие в церковь и слушающие
Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в
молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Евхаристии, да будут
отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут
просити прощения, и таким образом возмогут получити оное...».
Таким образом, каноническое предание и сознание Церкви в один голос
призывают и побуждают верующих к частому принятию Святых Христовых
Таин. Литургические возгласы и песнопения «Вкусите и видите, яко благ
Господь», «Тело Христово
приимите, источника безсмертнаго вкусите» имеют непреходящее значение и
каноническую ценность, и точно так же обращены к евхаристическому собранию
верующих, как и прежде.
Следовательно, основываясь на заповеди Господа и на всем опыте нашей Святой
Церкви, мы
считаем своим долгом
подчеркнуть всю важность и первостепенное
значение этого священного Таинства, посредством которого верующие стремятся
объединиться со Христом, чтобы жить жизнью Христовой
и быть причастниками истинной и вечной жизни, о чем говорил Сам Спаситель,
Господь и Бог наш Иисус Христос.
По вышеуказанным причинам Божественная Евхаристия
считается и воистину является
источником и центром духовной жизни во Христе, когда все верные члены
Церкви составляют единое Тело Христово в «общении
Святого Духа» (2 Кор.
13, 13).
Участие верующих в Таинстве Евхаристии и приобщение Честных Даров
дает возможность
тем, кто
участвует с осознанием этого
Таинства как величайшего дара Божия, наследовать избавление от грехов и обрести
спасение. Восприять победу жизни над смертью, пережить Воскресение на своем
опыте и ощутить предвкушение блаженства,
ожидающего нас в вечной жизни, в Царствии Небесном.
Вот почему Церковь непрестанно предлагала и предлагает верующим вплоть до
сегодняшнего дня Божественную Евхаристию, Таинство таинств, призывая их «и в
час сей стати пред славою Святаго Жертвенника» Божия.
Но для того, чтобы мы, верующие, неосужденно участвовали в этом величайшем
таинстве Церкви, мы должны подготовиться к нему должным образом. Исследование своей
совести и твердое решение исправиться, молитва и исповедь, примирение с ближними,
помощь нуждающимся — вот те средства, которые помогут нам в этом. Особое же внимание
следует уделить тому, чтобы во время Божественной литургии в храме не было
никакого беспорядка и чтобы никто не приступал к Чаше со спешкой, без благоговения,
с раздражением и стремлением пройти первым. Все это омрачает таинственное
общение души с Богом, которое совершается в этот священный момент.
Братья и сестры!
Если мы привыкли причащаться Честных Даров только по случаю великих
праздников Пасхи и Рождества Христова или некоторых других, лишь несколько раз
в году, это значит, что наша христианская жизнь имеет неправильное устроение. И
мы очень много теряем.
Результатом этой привычки является обычное для наших дней и очень
прискорбное явление, когда служащий иерей выходит из алтаря и провозглашает: «Со
страхом Божиим и верою приступите», но к Святой Чаше не подходит ни один
человек.
Для нашей Церкви это не что иное, как пренебрежение к Святым Тайнам и духовное
безчинство, когда при совершении Таинства Божественной Евхаристии ни один из
верующих в храме не принимает Святое Причастие.
Божественная Литургия совершается для того, чтобы мы причащались! Об этом говорит православное вероучение и богослужебная практика, и такая традиция существовала с первых лет христианства на протяжении множества веков, чтобы и мы сегодня благоговейно хранили и придерживались её.
Архимандрит Илия (Мастроянопулос)
Источник: http://aktines.blogspot.com/2020/02/blog-post_31.html?m=1
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Колливадская практика причащения у латинян списана.
ОтветитьУдалить