пятница, 18 августа 2023 г.

Украинская «автокефалия»: разоблачительный диалог

 

Протопресвитер

Анастасий Гоцопулос

Клирик храма Св. Николая, г. Патры

Тел.: 6945–377621, agotsopo@gmail.com

 

Патры, 12.07.2023

 

Украинская «автокефалия»:

разоблачительный диалог

На последнем этапе подготовки так называемого «Святого и Великого Собора» (Крит, июнь 2016 года) в Православном центре Вселенского Патриархата в Женеве (Швейцария) с 21 по 27 января 2016 года проходило Собрание Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей.

Протоколы этого собрания были опубликованы в сборнике, выпущенном Секретариатом по подготовке Святого и Великого Собора под названием «Собрание Предстоятелей Святейших Православных Автокефальных Церквей, протоколы и тексты», издательство «Апостолики Диакония» Элладской Православной Церкви, Афины, 2021, 542 с.[1]

В настоящей статье мы опубликуем выдержки из этих протоколов и, в частности, напряженный диалог по украинскому вопросу, который состоялся между Вселенским Патриархом Варфоломеем и Патриархом Московским Кириллом на открытии 2-й, 3-й и 4-й сессий Собрания Предстоятелей.

Важность этого диалога очевидна, если учесть, что это был последний раз, когда эти два Предстоятеля публично и на таком высоком уровне, в присутствии Предстоятелей всех Поместных Церквей, обсудили проблему украинского раскола.

Также в этих диалогах вне всяких сомнений раскрывается всеправославное церковное сознание по украинскому вопросу — в том виде, как оно было выражено в официальном коммюнике Собрания Предстоятелей, при участии Вселенского Патриарха Варфоломея и иных Предстоятелей — глав всех Православных Церквей: Вселенское Православие считает, что Украина в церковном аспекте входит в юрисдикцию Русской Церкви. На вышеупомянутом Собрании Предстоятелей никто не высказал возражения или даже косвенного сомнения в этом!

Даже Вселенский Патриарх, который неоднократно подчеркивает особые отношения украинских православных с Константинопольской Матерью-Церковью, подписав официальное коммюнике Собрания Предстоятелей:

- четко выражает позицию, что Русская Православная Церковь имеет канонические права на Украину, которые Вселенский Патриархат не подвергает сомнению;

- признает митрополита Онуфрия (Предстоятеля Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата) единственным каноническим митрополитом Киевским;

- осуждает раскольников, не принадлежащих к УПЦ под омофором митрополита Онуфрия;

- не признает действительным рукоположение и, следовательно, действительность архиерейства у всех так называемых «архиереев», которые связаны с расколом;

- обещает, что не даст автокефалии Украине и никоим образом не узаконит раскольников,

- утверждает, что раскол и недействительность рукоположения некоторых архиереев могут быть уврачеваны совместно с РПЦ.

Внимательно читая взгляды Предстоятелей, каждый может сделать свои выводы о том, на ком лежит если не исключительная, то, во всяком случае, главная ответственность перед Богом, Вселенским Православием и историей за серьезный кризис православных отношений и потрясения всеправославного единства...

Апостольское слово звучит как никогда актуально: «Да будет ваше да да, и ваше нет нет, да не впадете вы в лицемерие» (Иак. 5, 12). Кто его не соблюдает, тот услышит порицание Господне: «Горе вам... лицемеры».

Для удобства читателей и облегчения пользования текстами, параграфы выдержек из протоколов пронумерованы от 1 до 36, а слова Вселенского Патриарха Варфоломея выделены синим цветом. Предлагается краткая хронология выдержек из протоколов, а под заголовком «Краткое содержание протоколов» вкратце излагается содержание каждого параграфа. Мы предпочли выделить жирным шрифтом некоторые моменты протоколов, и, не поддавшись искушению, не комментируем (кроме одного пункта) диалог двух Предстоятелей, предвидя, что читатели отнесутся к нему с той серьезностью, которая подобает столь высокому уровню встречи...

Протопресвитер Анастасий (Гоцопулос)

 

Краткая хронология

2016 (21-28 января): Собор Предстоятелей в Шамбези с участием митрополита Киевского Онуфрия, признанного на тот момент всеми Предстоятелями (включая Патриарха Варфоломея) единственным каноническим митрополитом Киевским. Обширная дискуссия по украинскому вопросу. Прямое обещание Патриарха Варфоломея, что он не даст автокефалии Украине!

2018 (11 октября): Синод Константинопольского Патриархата в ускоренном порядке восстановил всех раскольников в качестве канонических архиереев, независимо от того, получили они каноническое рукоположение или нет.

2018 (15 декабря): «Объединительный» Собор с участием представителей Вселенского Патриархата и раскольников. Каноническая УПЦ под омофором митрополита Онуфрия от участия в «Объединительном» Соборе отказалась. Собор избрал Епифания «митрополитом» Киевским, несмотря на существование канонического митрополита Онуфрия.

2019 (6 января): Вселенский Патриарх, несмотря на несогласие канонической Украинской Православной Церкви и всех других Поместных Православных Церквей, дарует раскольникам Томос об автокефалии.

 

Краткое содержание протоколов

§3. Митрополит Киевский Онуфрий (УПЦ МП) участвовал в Собрании Предстоятелей в составе делегации Русской Церкви.

§4, 8. Патриарх Московский Кирилл протестует против присутствия и поддержки раскольников в Украине украинскими архиереями, которые служат в юрисдикции Вселенского Патриархата.

§4-5. Патриарх Московский Кирилл сообщает Собранию о насильственных действиях раскольников против канонической Церкви.

§6. Патриарх Московский Кирилл благодарит Поместные Церкви за поддержку канонической Церкви Украины.

§8. Патриарх Московский Кирилл благодарит Вселенского Патриарха за отказ поддержать раскольников.

§10. Вселенский Патриарх выражает радость по поводу участия митрополита Киевского Онуфрия в делегации РПЦ и официально заявляет, что «все присутствующие здесь признают (его) единственным каноническим иерархом нашей Православной Церкви в Украине».

§12-18. Вселенский Патриарх читает свое письмо к Патриарху Московскому об Украине и признает, что Украина была «присоединена к Святейшей Русской Церкви».

§14. Вселенский Патриарх официально заявляет, что «Константинопольская Церковь не вмешивается во внутренние дела Автокефальных Церквей», но действует «всегда по инициативе заинтересованной Церкви».

§15. Вселенский Патриарх официально заявляет, что не оспаривает канонических прав Русской Церкви на Украину.

§16. Вселенский Патриарх характеризует Филарета как «раскольника» и заявляет, что он запрещает клирикам Вселенского Патриархата иметь церковно-богослужебное общение с раскольниками.

§17. Вселенский Патриарх официально заявляет, что, несмотря на неоднократные приглашения украинских властей восстановить ставропигии Вселенского Патриархата в Киеве и Львове, он не желает разрывать братские отношения с Русской Церковью, которые он считает «ценным благом». Он желает, «чтобы все уладилось, по возможности, при добросердечном сотрудничестве наших Церквей».

§19. Патриарх Московский выражает благодарность Вселенскому Патриарху за то, что, несмотря на постоянное и сильное давление, он не поддерживает раскольников в своих публичных выступлениях.

§20. Патриарх Московский выражает сильную озабоченность тем, что после Собора Вселенский Патриархат попытается узаконить раскольников путем предоставления им автокефалии, несмотря на категорическое несогласие Русской Церкви. Такое действие будет иметь разрушительные последствия для единства Православия. Он сообщает Вселенскому Патриарху, что некоторые его «представители» подтверждают, что после Святого и Великого Собора Вселенский Патриархат примет решение по Украине и русским придется сообразоваться с этим.

§22. Вселенский Патриарх в ответ категорично заявляет, что эта информация несерьезна. Важно не то, что говорят об Украине разные архиереи, а только то, что говорит он сам, Вселенский Патриарх: ««Еще вы приводите слова некоторых архиереев Вселенского Патриархата о том, что произойдет в Украине после Святого и Великого Собора. Действительно же только то, что вы слышите от меня, потому что именно я представляю Вселенский Патриархат и соборные решения, которые принимаются на Фанаре, формулирую и обнародую именно я. Остальные могут говорить все, что угодно». «Остальное — злонамеренная критика и клевета, которые нас не интересуют».

§ 24. Вселенский Патриарх официально «заверяет» Собор Предстоятелей, что его предложение не передавать Святому и Великому Собору, а отложить рассмотрение вопроса об автокефалии до окончания Собора, не содержит в себе «ни скрытых мотивов, ни каких-то намерений» в отношении Украины, как намекала Москва.

§ 25. Митрополит Горийский (Грузинская Православная Церковь) утверждает, что Автокефалия Грузинской Церкви была дарована ей Антиохийской Церковью, а в 1990 году Томос Константинопольского Патриархата подтвердил это.

§ 26. Патриарх Московский объявляет, что Вселенский Патриарх Варфоломей официально подтвердил Русской Церкви в присутствии четырех архиереев, что ни во время Собора, ни после Собора на Крите не легализует раскольников и не даст автокефалии Украине.

§ 27. Вселенский Патриарх Варфоломей подтверждает заявление Московского Патриарха о том, что он не предоставит автокефалии Украине ни во время, ни после Критского Собора.

§ 28. Вселенский Патриарх возвращается к тому, о чем упомянул в своем письме Патриарху Московскому (см. § 12-18), уточняя, что написанное им ни в коей мере не означает «вмешательства во внутренние дела Украинской Церкви и узаконивания раскола».

§ 28. Вселенский Патриарх заявляет, что «мы в Константинополе не только сейчас, но и давно осознали, насколько болезненным является этот (украинский) вопрос», а также что он уважает чувствительность Русской Церкви в отношении Украины.

§ 29. Вселенский Патриарх заявляет, что он рекомендовал своим архиереям, посещающим Украину, прежде всего совершить визит к митрополиту Киевскому, Блаженнейшему Онуфрию, ибо «таков порядок».

§ 30. Вселенский Патриарх сообщил Собранию Предстоятелей, что пригласил митрополита Киевского Онуфрия в паломничество, которое он организует в Каппадокии.

§ 31-32. Митрополит Киевский Онуфрий выражает благодарность за поддержку Поместных Православных Церквей, а также жалуется на то, что некоторые архиереи поддерживают раскольников.

§ 34. Митрополит Черногорский (Сербская Церковь) осудил поведение раскольнического «лжепатриарха Филарета» и призвал всех к взаимодействию для восстановления церковного порядка.

§ 35. Вселенский Патриарх сообщил Собранию Предстоятелей, что, когда он посетил Киев, хотя его настойчиво просили встретиться с «раскольником Филаретом», он отверг это предложение «с самого начала».

§ 36. Вселенский Патриарх открыл перед Собранием Предстоятелей, что Вселенский Патриархат договорился с Русской Церковью совместно рассматривать одно за другим некоторые дела архиереев-раскольников, «потому что некоторые из них были рукоположены каноническими архиереями», чтобы далее, говорит Патриарх, «мы вместе решали, что подобает делать в каждом конкретном случае». Он повторяет перед Собранием Предстоятелей предложение Русской Церкви и лично Патриарху Московскому «вернуться к намеченному двустороннему соглашению и продолжить рассмотрение таких случаев, чтобы помочь хотя бы некоторым из них вернуться к лоно канонической Церкви».

Комментарий: Последние слова Вселенского Патриарха являются самыми шокирующими и должны обеспокоить тех православных верующих и священнослужителей, которые хоть немного верят в таинство рукоположения и апостольское преемство архиереев! Как признался Вселенский Патриарх Варфоломей, он уверен, что только «некоторые» из архиереев, входящих в раскольнические группы Украины, имеют действительное рукоположение от канонических епископов, а остальные нет! Это, по словам Патриарха Варфоломея, требовало детального исследования совместно с Русской Церковью, чтобы выяснить, кто имел каноническое рукоположение до впадения в раскол, и каким-то образом восстановить их в сане, всегда советуясь («совместно рассматривать») с Русской Церковью!

Однако…

Через 20 месяцев, в октябре 2018 года, без каких-либо переговоров по этому вопросу, сам Патриарх Варфоломей, без всякого расследования, без каких-либо консультаций с Русской Церковью, не только признал всех раскольничьих лжеепископов каноническими архиереями, но и вознаградил их, предоставив им автокефалию!

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРОТОКОЛОВ

Секретариат по подготовке Святого и Великого Собора,

«Собрание Предстоятелей Святейших Православных Автокефальных Церквей, протоколы и тексты», издательство «Апостолики Диакония» Элладской Православной Церкви, Афины, 202, 542 с.

 

СОБРАНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ СВЯТЕЙШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Шамбези, 21-28 января 2016 г.

1. По приглашению Его Божественного Всесвятейшества, Вселенского Патриарха Варфоломея, Блаженнейшие Предстоятели Святейших Автокефальных Православных Церквей ... явились на Собрание, состоявшееся в Женевском Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези с 21 по 28 января 2016 года для окончательного формирования повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви... (стр. 16).

2. В частности, Представителями Православных Церквей были:

Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей в сопровождении старца-архиепископа Американского Димитрия и архиепископа Телмесского Иова, а также его советников старца-митрополита Пергамского Иоанна, наконец, приглашенные к участию митрополит Эммануил Галльский, архимандрит Варфоломей (Самарас), генеральный секретарь Святого и Священного Собора и секретарь Собрания... (с. 17).

3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополитов Киевского Онуфрия и Волоколамского Илариона, протоиерея Николая Балашова, епископа Солнечногорского Сергия, протоиереев Игоря (Якимчука), Александра (Волкова) и пресвитера Анатолия (Цурякова) в качестве переводчика... (с. 18).

Приветственное заседание

Пятница, 22 января 2016 г. (15:00-19:30)

….

4. Вселенский Патриарх Варфоломей: ...Дорогой брат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, приветствую Вас.

Патриарх Московский Кирилл: Благодарю Вас, Ваше Всесвятейшество... Серьезным вызовом, который дестабилизирует православное единство, является также поддержка раскола в Украине со стороны украинских иерархов диаспоры, США и Канады, принадлежащих к клиру святейшей Константинопольской Церкви. И все это происходит в тот момент, когда раскольники в Украине цинично презирают законодательство и попирают нравственность, захватывая силой святые храмы, избивая наших верующих и ведя безудержную клеветническую кампанию в украинских СМИ против канонической Церкви. Сейчас насильственным путем захвачено более 30 храмов Украинской Православной Церкви, еще не менее 10 находятся под угрозой нападения раскольников и националистов, выдающих происходящее за якобы добровольный переход верующих в так называемый «Киевский Патриархат». На самом деле это самый настоящий бандитский, рейдерский захват: проводят собрание лиц, не имеющих отношения к общине, затем при помощи властей фальсифицируют уставные документы, захватывают храмов силами боевиков-националистов, а общину вместе со священником выбрасывают на улицу! (с. 39-40).

5. Невозможно представить, чтобы здесь в Швейцарии, Греции или в другой европейской стране верующие другой конфессии могли прийти в православный храм и «принять решение», что теперь этим храмом будут пользоваться они. А на Украине это сейчас реальность. Изгнанные из храмов общины канонической Церкви выигрывают все судебные процессы. Суды подтверждают, что захваченная храмовая собственность принадлежит им. Но раскольники и их полубандитские вооруженные формирования игнорируют решения судов, защищая захваченное силой.

Наших верующих бьют, наносят им увечья. Совсем недавно в селе Птичья Ровенской области верующих жестоко избили только за то, что они пошли по селу крестным ходом. Кто-то их жертв оказался в больнице. Месяц назад в том же селе раскольники устроили массовые избиения верующих и духовенства, пришедших помолиться в свой храм. А потом блокировали их в церкви и пять дней морили голодом, холодом и жаждой, отключив воду, тепло и свет. На пятый день пожилым женщинам в храме стало плохо, но бандиты даже отказались пропустить скорую помощь. Женщину в тяжелом состоянии пришлось вывозить на машине полиции. И это лишь один пример того, до чего может доходить ненависть раскольников к верующим канонической Церкви. Эти люди сеют зло, сознательно создают межконфессиональный конфликт, раскалывают украинское общество.

Совсем недавно один из них публично заявил, что если Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то это лишь потому, что не нашлось подходящего орудия пытки — утюга или паяльника. Страшно представить, что было бы, если б эти бандиты получили каноническую легализацию и влились в нашу среду! (с. 40-41).

6. Украинская Православная Церковь, страдающая от раскола, вместе со всей полнотой Русской Церкви благодарна братским Поместным Церквам, в частности Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Польской, за молитвы, за поддержку, выраженную в последние месяцы их Предстоятелями и архипастырями. Святейший Патриарх Сербский Ириней совершенно верно написал мне об украинских раскольниках: эти люди относятся к Православию только по имени; «их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство».

Для таких людей есть лишь один путь в Церковь — через покаяние. Нас спрашивают, почему мы не хотим с ними объединяться, требуют начинать диалог едва ли не на равных. Но какое может быть согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 15) (с. 41).

7. Православный народ Украины по-прежнему поддерживает каноническую Церковь. Последний крестный ход наших верующих в Киеве в день святого князя Владимира собрал десятки тысячи людей, по некоторым подсчетам около ста тысяч. Я верю в будущее Украинской Православной Церкви: ее верующие едины в своем осуждении раскола; насилие и зло лишь укрепляют их в подвиге любви и веры (с. 41-42).

8. В свете этих событий, украинские архиереи из Америки и Канады из клира Константинопольской Церкви без предварительного согласования с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием неоднократно посещали Украину, проводили публичные встречи с раскольниками и поддерживают их, утверждая, что они действуют от имени Вселенского Патриарха. Эта позиция вызывает соблазн среди верующих и духовенства, порождает недоверие к Святейшей Константинопольской Церкви и ее действиям. В своих письмах к Святейшему Патриарху Варфоломею мы неоднократно обращали внимание на недопустимость подобных действий, и мы благодарны Святейшему за неоднократные заверения в неподдержании им таких действий, которые, к сожалению, продолжаются... (с. 42)

9. Вселенский Патриарх Варфоломей: Благодарим нашего Святейшего брата, Патриарха Московского и всея Руси, за обширное, подробное обращение к нашему святому Собранию. Так как в Вашем тексте много конкретных моментов, на которые нужен ответ, попрошу Вас набраться терпения, чтобы все братья Предстоятели выступили со своим приветственным словом, и тогда я отвечу сегодня или, если не хватит времени, то завтра утром... (с. 50).

10. Вселенский Патриарх Варфоломей: ...Я кратко ответил каждому выступавшему брату, но я обязан дать подробный ответ нашему Святейшему брату Патриарху Московскому Кириллу.

Ваше Святейшество, то, что я оставил напоследок ответ или, во всяком случае, комментарий на расширенный текст вашего доклада, связано с тем, что он затрагивает многие моменты, которые касаются всех нас, и я хотел иметь больше времени в своем распоряжении. Во-первых, приветствую всю вашу делегацию и рад тому, что в нее входит митрополит Киевский господин Онуфрий, которого все присутствующие здесь признают единственным каноническим иерархом нашей Православной Церкви в Украине, конечно вместе с иными святыми иерархами ... (с. 72).

11. ...Его Святейшество подробно остановился на вопросе об участии иерархов Вселенского Патриархата в делах Украины. Он же направил нам в Фанар письмо об этом, думаю, не в первый раз, на что мы ответили нашему брату, Святейшему Патриарху Московскому следующим письмом (4 декабря 2015 года): (с. 76).

12. «С благоговейным вниманием мы прочитали (…) письма Вашего Святейшества к нам, а также протоиерея Николая Балашова (…) к Его высокопреподобию архимандриту Варфоломею Самарасу, генеральному секретарю (...), с упомянутыми вопросами, касающимися отношений нашей Святейшей Константинопольской Церкви с пребывающими в Украине раскольническими группировками, отколовшимися от Православной Церкви. Для ознакомления Собора и в качестве ответа сообщаем следующее: (с. 76)

13. Всем хорошо известно, что наш Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол был и по-прежнему является Матерью-Церковью для православных верующих в Украине, которые вместе с другими славянскими народами получили свет Евангелия от этого Престола и посредством крещения вошли в нашу Святую Православную Церковь. Ведь на протяжении веков Вселенский Престол рукополагал и отправлял в эту страну каждого митрополита Киевского, создавая таким образом нерушимую духовную и душевную связь с Константинопольской Церковью, которую невозможно было стереть из сознания православного украинского народа посредством его последующего присоединения к Святейшей Русской Церкви (с. 76-77).

14. Также наверняка известно Вашему Святейшеству, что по каноническому порядку (см. Правило 9 Четвертого Вселенского Собора) и многовековой традиции Православной Церкви, каждый Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх принимает призывы о прибежище и прошения об урегулировании возникающих, если таковые имеются, вопросов внутри Автокефальных Православных Церквей, и обязуется разрешать их доступными способами, предусмотренными каноническим порядком, как это имело место в недавнем прошлом в делах Святейших Церквей Иерусалима, Болгарии и Кипра, а также в этом году Церкви Чешских земель и Словакии, где часть епископата и верующих усомнились в каноничности избрания Предстоятеля этой Церкви, которая обратилась к нашему Престолу для рассмотрения возникшего вопроса. Во всех этих и других подобных случаях наша Святейшая Константинопольская Церковь никоим образом не вмешивается во внутренние дела Автокефальных Церквей, как это неточно утверждает Ваше Святейшество, действуя всегда по инициативе заинтересованной Церкви и в рамках своей канонической ответственности, как указано выше (с. 77).

15. В такой ситуации, Святейшая Константинопольская Церковь, не имея возможности отказаться от своей ответственности, канонического порядка и традиции, и даже в тех случаях, когда существуют неразрывные связи между материнской и дочерней Церквами, принимает время от времени и в последующем, как и должно, тщательно рассматривает просьбы православных верующих в Украине и компетентных политических органов, чтобы разрешить нерешаемое и уже даже застарелое разделение православной паствы, не подвергая сомнению каноническое право Святейшей Русской Церкви, предстоятелем которой Вы являетесь (с. 77).

16. В отношении сообщаемых Вашим Святейшеством случаев, когда украинские священнослужители диаспоры, подчиняющиеся Вселенскому Патриархату, общаются с украинскими раскольниками либо в Украине, либо за ее пределами, как это произошло во время визита в Америку раскольника Филарета, мы раз и навсегда заявляем Вашему Святейшеству, что совершенно ясные указания, данные им нами, были таковы, чтобы они воздерживались от всякого общения в Таинствах или от совместных богослужений с данными раскольниками, и, насколько нам известно, они точно соблюдались. Потому что, как показывает распространяемый Вашей Церковью фотоматериал, во время проведения литии у гроба Мстислава раскольником Филаретом, присутствовавшие там наши архиереи не носили никаких богослужебных облачений, ограничиваясь одним только присутствием на мероприятии в честь и в память о человеке, который занимает особое место в национальном сознании украинцев. Всем известно, насколько глубоко и сильно национальное чувство украинцев, а посему представляется невозможным какое-либо ограничение их общения со своими соотечественниками. Единственное, что мы можем требовать в церковном плане от клириков Украинской Православной диаспоры под нашим омофором — это избегание любых сослужений с раскольниками, и это соблюдается. Всякое богослужебное общение между ними становится невозможным, так как будет изобличено Церковью, в том числе и совместная молитва, которую, впрочем, практикуют сегодня многие во множестве случаев (с. 77-78).

Ваше Святейшество,

17. Наша Святейшая Константинопольская Церковь является объектом выражения особой любви и почитания со стороны православных Украины, которые с благодарностью считают ее своей Матерью-Церковью, по причинам, изложенным нами в начале. [В действительности же, не только православные, но и униаты Украины, иногда приезжая в Константинополь, смело и ясно демонстрируют, что Константинополь и для них является Матерью-Церковью]. В контексте таких событий нас призывают, среди прочего, восстановить наше историческое присутствие в Киеве и Львове. Однако, в силу наших братских отношений [и не потому, что мы убоялись угрозы, которую ранее озвучил протопресвитер Николай Балашов], которые мы считаем ценным благом, мы не предпринимаем никаких действий, способных привести к непоправимым последствиям, желая, чтобы все уладилось, по возможности, при добросердечном сотрудничестве наших Церквей (с. 78).

18. Мы не можем, однако, промолчать и должны по-братски указать на то, что с разделением православных на Украине, продолжающимся непозволительно долго, нужно немедленно бороться, так как оно касается миллионов душ, безосновательно находящихся за пределами сообщества Православных Церквей. Необходимость каждого из нас сделать все, что в его силах, для исправления этой печальной ситуации уже очевидна и крайне желательна» ... (с. 78-79)

Благодарю Вас за терпение, Святейший Патриарх Московский (с. 79).

19. Патриарх Московский Кирилл: ...И еще одно. Я не хочу касаться сейчас украинского вопроса. Вы зачитали письмо, которое Вы мне прислали. Проблема в том, что раскольники пользуются Вашим именем, заявляя во всеуслышание, что Вы их поддерживаете; что канадские и американские архиереи приезжают на Украину по Вашему личному благословению. Я знаю Вашу позицию и благодарен Вам. Вы ни слова публично не сказали в поддержку раскольников, хотя мы знаем, какое давление на вас оказывается. Нам известно и то, какие люди оказывают давление. Продолжайте мужественно сопротивляться… я всегда говорю, что мы должны молиться за Патриарха Варфоломея, потому что он решительно отстаивает свои взгляды. Однако за Вашей спиной создается впечатление, что Константинополь идет по пути раскольников. Об этом говорится на Украине, а повод дают украинские архиереи из Канады и США, которые приезжают на Украину, говоря, что приехали по благословению Патриарха Варфоломея. Поэтому мы должны их остановить (с. 81).

20. Теперь, что касается Украины, имеется серьезная проблема. Я рад присутствию здесь митрополита Онуфрия, но хочу очертить опасности, которые считаю существующими. Будет созван Собор, а затем будут предприняты усилия по легитимизации и интеграции украинских раскольников либо путем их включения в каноническую структуру, либо через учреждение двух юрисдикций, Московской и Константинопольской, либо через предоставление автокефалии. Мы должны понимать, что если это произойдет, то произойдет разделение и раскол во всем Православии. Наши братья из Антиохийского и Иерусалимского Патриархата прервали общение между собой из-за одного прихода в Катаре. Для нас Украина — это то же, что Салоники для Греции. Для нас Киев — мать городов русских. Мы ни при каких условиях не согласимся с кардинальными изменениями на Украине. Мы должны напомнить, что если это произойдет, то до или после Собора произойдет раскол внутри Православия наподобие раскола 1054 года, и я хочу прямо Вам сказать, Ваше Всесвятейшество, что никакой «игры» здесь быть не должно. Никто не должен говорить: «Сейчас будет Собор, как говорят некоторые ваши представители, и тогда мы все решим. Что будут делать русские? Они выберут наше единство». Мы опасаемся, что, весьма вероятно, произойдут события, которые разделят Вселенское Православие (с. 81-82).

21. Вселенский Патриарх Варфоломей: Благодарю Вас за новую речь. Вы ответили по пунктам моего собственного ответа, это естественно и ожидаемо... (с. 84).

22. Относительно Украины вы говорите, что они прикрываются моим именем и обвиняют меня в том, что происходит. Пусть некоторые говорят что угодно в оправдание своей позиций. Точно так же «ревнители» в Греции и других местах говорят, что Патриарх Варфоломей еретик, что он ведет диалоги с инославными, что он экуменист или что он дружит с папой. Каждый может говорить все, что желает. Такова реальность, которую мы все переживаем вокруг круглого стола любви и на нашем общем пути во славу Православия. Остальное — злонамеренная критика и клевета, которые нас не интересуют. Еще вы приводите слова некоторых архиереев Вселенского Патриархата о том, что произойдет в Украине после Святого и Великого Собора. Действительно же только то, что вы слышите от меня, потому что именно я представляю Вселенский Патриархат и соборные решения, которые принимаются на Фанаре, формулирую и обнародую именно я. Остальные могут говорить все, что угодно (с. 85-86).

23. Вселенский Патриарх Варфоломей: ...В своем выступлении я чувствую необходимость искренне поблагодарить всех прежде выступавших братьев, передавших приветствие от своих Церквей, а также Его Святейшество Патриарха Кирилла, за прекрасный диалог, который мы ведем (с. 88).

 

ВТОРОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Суббота, 23 января 2016 года.

24. Вселенский Патриарх Варфоломей: ...Когда я говорю отложить рассмотрение вопроса об автокефалии и заняться им уже после Собора, уверяю вас, что у меня нет скрытых мотивов или намерений. Вчера в своей речи Святейший Патриарх Московский намекнул, что у нас существуют намерения относительно определенной территории [прим. Украина] и т. д. Нет ни скрытых мотивов, ни каких-то намерений (с. 103).

25. Митрополит Горийский Андрей (Грузинская Церковь): Благодарю Вас, Ваше Всесвятейшество... Мы также хотим сказать по поводу возникших вопросов и дискуссий об Автокефалии, что, как известно, Автокефалия Грузинской Православной Церкви, в соответствии с историческими фактами, была дарована ей Антиохийской Церковью. То же самое упоминает Вальсамон, есть и другие документы. В 1990 году при Вашей помощи и активном участии, Ваше Всесвятейшество, за что мы Вам благодарны, Грузинской Церкви был передан Томос, подтверждающий древнюю автокефалию (с. 119-120).

Вселенский Патриарх: Брат Андрей, мы благодарим вас за вашу речь. Начиная свое выступление, я сразу же хотел бы поблагодарить сестринскую Грузинскую Церковь от имени святого сообщества (с. 120).

 

ТРЕТИЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Воскресенье, 24 января 2016 года.

Вселенский Патриарх Варфоломей: ...Ваше Святейшество, Патриарх Московский.

26. Патриарх Московский Кирилл: Ваше Святейшество, дорогие братья, я хотел бы сделать официальное заявление, поэтому я зачитаю текст. «Хочу сообщить вам, что вчера у нас состоялась встреча со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Во время нашей беседы, в которой также участвовали два иерарха двух Поместных Церквей, Его Святейшество пообещал, что ни во время, ни после Всеправославного Собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол на Украине, или для того, чтобы в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. В связи с этим, Святейшая Русская Церковь считает возможным отложить рассмотрение темы автокефалии и способа ее предоставления и не выносить её на предстоящий Святой и Великий Собор». Прошу Вас рассматривать мою нынешнюю речь как поддержку предложений, которые только что были сделаны Святейшим Патриархом Варфоломеем (с. 150).

27. Вселенский Патриарх Варфоломей: Ваше Святейшество, мы слышали Ваше заявление и действительно говорили об этом вчера. Позвольте мне только добавить, что содержание письма, отправленного Вам несколько месяцев назад по поводу Украины, которое я прочитал в начале нашей работы в пятницу днем, является по-прежнему действительным, то есть Константинополь, как Мать-Церковь, продолжает интересоваться и любить православных Украины, поэтому украинские иерархи нашего Патриархата в США и Канаде будут ездить на родину, когда возникнет необходимость. Они чувствуют себя украинцами, у них личная дружба с соотечественниками. Еще я позавчера говорил, что украинцы обладают сильным национальным чувством и что у нас тесная связь с государством Украины. Когда, например, Украинское государство празднует годовщину своей независимости или годовщину Крещения своих соотечественников, и нас приглашают, мы не можем не ответить на это или через своего представителя, или письмами по разным поводам и юбилеям (с. 150-151).

28. Это никоим образом не означает, что наши архиереи в США и Канаде будут сотрудничать с неканоническими архиереями и клириками в Украине. Все эти подробности, о которых я упомянул и о которых говорится в адресованном Вам, Ваше Святейшество, письме, никоим образом не означают вмешательства во внутренние дела Украинской Церкви и узаконивания раскола. Мы в Константинополе не только сейчас, но и давно осознали, насколько болезненным является этот вопрос лично для Вас, Ваше Святейшество, и для сестринской Русской Церкви, мы уважаем Ваши чувства, и поэтому говорим то, что мы сказали вчера, во время нашей братской встречи. Говорю это для того, чтобы все прояснить перед всей священной братией нашей, во избежание недоразумений. Я также благодарю Вас за желание вести диалог, а именно за поддержку со стороны Вашей Церкви моих предложений закрыть вопрос о тематике Святейшего и Великого Собора и приступить к оставшимся вопросам, которые мы должны закончить за три дня (с. 151).

29. Я посоветовал — и повторяю это перед святым сообществом вновь, — чтобы украинские архиереи в США и Канаде под омофором Вселенского Патриарха, которые едут по любой из вышеназванных причин в Украину, прежде всего посещали Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия. Таков порядок. А уже после этого канонического визита они могут общаться со своими соотечественниками и друзьями (с. 151).

30. Я уже пригласил брата Онуфрия поехать со мной в Каппадокию. Он — дорогой брат, мы впервые встретились с ним здесь, но я надеюсь, что он сможет приехать на мое ежегодное паломничество в Каппадокию, чтобы и он мог получить благословение св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского и других великих святых и мучеников Каппадокийской земли. Мне теперь говорят, что митрополит Киевский просит слово, и я с радостью даю ему его (с. 151).

31. Митрополит Киевский Онуфрий: Ваше Всевятейшество, Блаженнейшие Предстоятели Поместных Православных Церквей, пользуясь случаем, благодарю всех вас за молитвы и поддержку, которую вы оказываете нашей стране, моей родине Украине, в трудный для нас период войны. Проблема состоит в том, что верные чада нашей Церкви находятся с обеих сторон, а наша Церковь пытается заключить мир и прилагает все усилия для сохранения не только чистоты веры, но и единства государства (с. 152).

32. Хочу немного сказать о расколе. По прошествии двадцати лет в нашей стране мы столкнулись с таким явлением как раскол, но хотелось бы отметить, что расколы есть почти во всех Поместных Церквах, в большей или меньшей степени. Это болезнь современного мира. Когда кто-то путешествует, приезжает в Украину и хочет встретиться с раскольниками к сожалению, это иногда случается и до сегодняшнего дня становится ясно, что применяются двойные стандарты. У них в Церкви тоже есть расколы, но для своих раскольников они выступают строгими судьями, требующими восстановления канонического порядка. К нашим же раскольникам они относятся как «добрые самаритяне». Впрочем, нам жаль всех раскольников, не только своих. У нас раскольников десятки тысяч, в других Церквах только сотни. Мы переживаем и беспокоимся о каждой заблудшей душе, уклонившейся в раскол. У нашей Церкви всегда была такая позиция: мы всегда держим двери храмов открытыми и всегда зовем их вернуться, но мы верим, что воссоединение может быть достигнуто только на канонической основе, через соблюдение божественных канонов и предания Церкви. Тогда церковный уклад будет стабильным, сильным и правильным. Другого решения быть не может. Посему благодарю всех вас за ваши молитвы и еще раз прошу тех, кто приезжает в Украину, ни в коем случае не применять тактику двойных стандартов и разных мер, то есть не относиться к ним как «добрый самарянин», обещая золотые горы, потому что это возвысит их в своих глазах и они будут выдавать себя за «святых» и за «мучеников»... (с. 152).

33. Вселенский Патриарх Варфоломей: Благодарим Вас, митрополит Киевский... Митрополит Черногории (с. 153).

34. Митрополит Амфилохий Черногорский: Пользуясь случаем, Ваше Всесвятейшество, по поводу проблемы раскола в Украине, напомню, что когда Вы ездили в Киев, в 2009 году, туда приезжал и приснопамятный Патриарх Московский Алексий, который тогда выступал публично. Не знаю, правда ли то, что Вы намеревались встретиться с раскольническим лжепатриархом Филаретом Денисенко в храме Святой Софии. Я был тогда наместником при блаженной памяти Патриархе Павле и написал Вам письмо от имени нашей Церкви, сообщая Вам, что данный клирик имеет полное общение и сослужит с Михаилом Дедеичем, изверженным из сана Вселенским Патриархатом, и что он сам приезжал в Черногорию, чтобы посетить Дедеича и сослужить с ним вместе со своей раскольнической группировкой. Я просил Вас избегать встречи с ним, говоря, что любое общение с упомянутым псевдопатриархом было бы очень опасно для Вселенского Патриархата, для Московского Патриархата и вообще для Православной Церкви. Я не знаю, какую роль сыграла предоставленная мною в то время информация, но я благодарю Вас, потому что с Вашей стороны не было никакого общения с этим раскольником. Упоминаю об этом, потому что до сегодняшнего дня украинские раскольники поддерживают экклезиологию проклятого этнофилетизма — как и другие группировки в Черногории и в других местах, например, в Церкви Скопье. Дальнейшая поддержка этих группировок была бы катастрофой для Православной Церкви и воспрепятствовала бы уврачеванию этой раны, которая, к сожалению, существует сегодня в этой и в других Поместных Церквах. За это я очень благодарен, особенно после того, что мы слышали сейчас о раскольниках Украины, которые представляют собой две-три группировки, начиная с униатов. Они объявляют о своей автокефалии, у них есть патриархи, архиепископы. Это глубокая трагедия для украинского народа и Украинской Православной Церкви, и в то же самое время для Русской Церкви. В любом случае, всем сообществом, всем Предстоятелям Церквей нужно помочь уврачеванию этой раны. С этой точки зрения, клирики украинского происхождения как и аргентинцы, которых я знаю могут общаться со своими соотечественниками, посещать друзей и знакомых в Украине, но они не должны оказывать поддержку расколу, ереси, этой трагедии, которая перерастает в гражданскую войну. Давайте все вместе поможем этим людям вернуться к каноническому церковному порядку и уврачевать имеющуюся глубокую рану в Украине. Благодарю (с. 153-154).

35. Вселенский Патриарх Варфоломей: Митрополит Черногорский, благодарю Вас за выступление. То, что Вы слышали о том, будто я собирался ехать на Украину для встречи с раскольником Филаретом и в итоге мы не встретились, это неправда, в этом нет ни капли правды, потому что, хотя они и просили и даже настойчиво желали такой встречи, я с самого начала отклонил ее и не имел никакого намерения с ним встречаться. Что касается извержения из сана Михаила Дедеича Вселенским Патриархатом, видя его дальнейшее отношение и поведение, а именно то, что он остается нераскаянным, я говорю, что его извержение было справедливым, посему мне и жаль слышать, что он создает проблемы в Черногории. Полагаю, что все это еще продолжается, и надеюсь, и желаю, чтобы это ваше искушение скоро закончилось (с. 153-154).

36. В отношении Украины я тоже скажу публично, что мы договорились с братской Русской Церковью, в контексте наших двусторонних братских отношений, что мы вместе рассмотрим ситуацию каждого архиерея-раскольника, как именно он получил рукоположение, потому что некоторые из них были рукоположены каноническими архиереями, а позже уклонились в раскол и вышли из лона канонической Церкви; чтобы мы вместе решали, что подобает делать в каждом конкретном случае, чтобы помочь и способствовать, хотя бы отчасти, уврачеванию раскола, длительное продолжение которого, как я сказал вчера, нас огорчает, вот почему мы должны все вместе молитвой и всеми доступными средствами помочь в его устранении. Предлагаю братьям Русской Церкви, и лично Святейшему, вернуться к намеченному двустороннему соглашению и продолжить рассмотрение таких случаев, чтобы помочь хотя бы некоторым из них вернуться в лоно канонической Церкви. В завершение я напомню то, что сказал митрополит Черногорский, который назвал этнофилетизм «проклятым», и предлагаю священному сообществу осудить всякий этнофилетизм как ересь, как это сделал Великий Собор 1872 года. В рамках наших дискуссий о расколах и извержении из сана всех тех, кто наносит урон нашей Церкви и каноничности Православной Церкви, давайте все вместе единодушно осудим этнофилетизм раз и навсегда (с. 155).


Июль 2023 года

Православные верующие УПЦ причащаются через решетку, в то время как Зеленский приехал с визитом во Вселенский Патриархат...

Вселенский Патриарх Варфоломей: «Константинополь, как Церковь-Мать, и впредь будет интересоваться и любить православных Украины»…


Зеленский в Патриаршем Храме Святого Георгия, в то время как в Киеве «верующие» автокефальной ПЦУ разбивают кувалдами двери храма.

Вселенский Патриарх Варфоломей: «Такова реальность, которую мы все переживаем вокруг единой трапезы любви и на нашем общем пути во славу Православия. Остальное — злонамеренная критика и злословие, которые нас не интересуют»...


P.S. За републикацию протоколов Собрания Предстоятелей протопресвитер Анастасий Гоцопулос был отправлен правящим архиереем, митрополитом Патрским Хризостомом, в запрет на три месяца. Такова цена правды в наше время...

  

Источник:

https://katanixi.gr/oykraniko-aytokefalo-enas-apokalyptikos-dialogos/

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.




[1] Σύναξις τν Προκαθημένων τν γιώτατων ρθόδοξων Ατοκεφάλων κκλησιν, Πρακτικ-Κείμενα, κδ. ποστολικς Διακονίας τς κκλησίας τς λλάδος, θήνα 2021, σσ. 542.

3 комментария:

  1. С благодарностью к Богу о таком протопресвитере Анастасии Гоцополусе- мужественный и смелый.человек .Не многие имеют в себе эти качества души заложеные Самим Богом . Ведь и Господь наш Иисус Христос находясь среди тех кто Его ненавидел боясь потерять контрольную власть над народом обладал этими качествами души ! И только Его добровольная Воля об нашем Искуплении привела Его ко Кресту! В Очах Отца Небесного Который принял Жертву за нас-Собственного Сына.и вощвеличил Его над всеми народами и дал Власть о будущем Суде при скончании века каждого.Подвиг Ииоана Крестителя в веках земных. Не каждому дано обличать власть земножителей не имеющих Власти от Небес. Храни Вас проторесвитер Анастасий Бог . И молитвами малого стада.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Добрый день,! Дорогие Друзья Поздравляю Вас с Успенским Постом - Мир Греции ! Хочу сказать,то , что творится и происходит во Вселенском Православии последние лет 7 очень плохо и вызывает большую тревогу : критский собор на котором была попытка узаконить ересь экуменизма,2018 год раскол , создание пцу , легализация раскола это все страшные вещи говорящие о близости конца этого мира единственное что могу сказать я осуждаю и ереси и расколы и стараюсь выступать за истинное единство и Чистоту Веры Православной!!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Созвать Собор и предать анафеме укр раскольников. Тогда и увидим, кто остался православным. Этот собор в 16 году ничего не решил. Собрание в Аммане ничего не решило. Вопрос не решён. А люди продолжают страдать. Как все неповоротливо на высших уровнях.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!