Беседа на тему: «Народ
Божий и мир».
О покаянии и последних
временах.
Жертва Авеля и жертва Каина.
Палатинская капелла
Дорогие братья и
сестры! Нет никаких сомнений в том, что все вы, собравшиеся здесь, являетесь православными
христианами. Это утверждение неоспоримо и верно. Все мы были крещены, и поэтому
имеем честь носить звание православных христиан. Но, к сожалению, есть и другой
факт, такой же неоспоримый и верный, как и первый: именуясь православными христианами,
мы не исповедуем Святое Православие на деле. А происходит это потому, что мы не
хотим отличаться от людей, которых Святые Отцы называли словом «мир»[1]. Несмотря на то, что все или
почти все из нас приняли Таинство Святого Крещения, во все исторические эпохи продолжает
существовать это разделение между людьми на «народ Божий» и на так называемый «мир»,
которое мы рассмотрим в дальнейшем. И почему-то происходит так, что мы не хотим
отличаться от мира и поэтому не исповедуем нашу веру, принижая, таким образом, высокое
звание христианина.
Человек, желающий отделиться от мира и вести себя иначе, чем его окружение, сталкивается с большими искушениями. Это является проблемой для христиан и, если вам угодно, той проблемой, которая особенно характерна для нашей исторической эпохи, стремящейся перевернуть все с ног на голову и объединить всех и вся. Нежелание отличаться от мира чревато для православных христиан тяжелейшими негативными последствиями — мы рассмотрим это ниже.
Первым негативным
последствием является разрушение нашей христианской идентичности. Мы перестаем
быть похожими на христиан, поскольку, желая во всем походить на других, мы теряем
свой христианский облик. Мы начинаем отождествлять себя с миром и не отличаемся
от него ничем. Это то, о чем сказал Христос: «Аще же соль обуяет, чим осолится?»
(Мф. 5, 13). Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она становится
бесполезной, мы высыпаем ее на дорогу. Такая соль — хуже, чем навоз, ведь она не
годится даже на удобрение. Мы выбрасываем ее вон на попрание людям. То же самое,
в конце концов, происходит и с христианами, которые во всем идут на поводу у мира:
их начинают презирать даже те мирские люди, ради которых они это делают. Вы видите,
что последствия обмирщения могут быть очень серьезными.
Конечно, такое отождествление
себя с миром не является официальным отказом от христианской веры. Это не значит,
что человек отрекается от христианства и от Таинства Святого Крещения — вовсе нет.
Тем не менее, это приводит к постепенному принятию духа мира сего или, если вам
угодно, к диалогу между христианством и миром. Под словом «диалог» мы имеем в виду
начало беседы или собеседование с миром.
Например: «Ты пригласил меня пойти с тобой
на вечеринку. Хорошо. Мне не следовало бы туда идти, но если ты настаиваешь, я приду,
только не буду танцевать». Все начинается с диалога, с собеседования, а от собеседования
мы постепенно, шаг за шагом переходим к принятию мирских взглядов и, наконец, к
полному уподоблению мирским.
Мне вспоминается
случай, произошедший в ту пору, когда мы служили в армии после окончания школы.
Это было в одном из районов Греции вдали от Афин. У нас подобралась компания единомышленников,
человек пятнадцать, и мы старались держаться друг друга: вместе ходили в церковь,
вместе проводили дни отпуска в соседней деревне и т. п. Однажды мы решили прогуляться
в городе, но один парень не пошел с нами. После возвращения мы узнали, что этот
парень ушел с другими солдатами в так называемые «дома греха». Сначала он не хотел,
но они настаивали и, в конце концов, упросили его, чтобы он просто их проводил.
Он пошел их провожать, но когда они пришли в это место, то за этим последовал и
следующий шаг: падение, потому что они увлекли его во грех. Я услышал об этом от
двух его товарищей, когда мы возвращались в нашу часть на грузовике. Они сидели
в кузове и обсуждали произошедшее с иронией и насмешкой: «Ха-ха! И все-таки мы уговорили его! Он сделал
то же, что и мы». Вот к чему приводит собеседование с миром. Шаг за шагом,
постепенно. Это наихудший метод дьявола, тот метод, который он применил самым первым.
Что сделал дьявол в Раю? Разве он оказывал на первозданных людей физическое воздействие?
Или, может быть, изгнал их из Рая силой? Нет, он заговорил с ними, и они вступили
с ним в диалог. Вот что обозначает «собеседование
с миром».
Итак, продолжим.
Сегодня мы могли бы сказать, что наши люди — наши православные христиане — страдают
от того, что начинают вести диалог с грехом, с диаволом, с миром. Истина заключается
в том, что Господь всегда извещает мир о Своей Святой воле, но мир не всегда занимает
правильную позицию по отношению к Богу и по отношению к Его посланиям. Бог сообщает
людям, как им следует поступить и какие их действия являются правильными. Но одни
это принимают, а другие — нет. Люди отделяются друг от друга и (обратите на это
внимание!) самопроизвольно распределяются на два лагеря: на тех, кто принимает
волю Божию, и на тех, кто её не принимает. Те, которые принимают волю Божию, называются
«народ Божий», а те, кто её не принимает, называются «мир».
Так вот, человечество
самопроизвольно делится на два лагеря. Не будем забывать о том, что присутствие
Христа размежевало, разделило наш мир на две части. Некоторые даже говорят: «Но ведь Христос — это Миротворец». Он
является Миротворцем в том смысле, как это понимается в Библии, а не в том смысле,
чтобы объединилось несоединимое — то, что по определению не может быть соединено.
Ведь именно Христос сказал эти страшные слова: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести,
но меч»[2].
Он также говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал
бы, чтобы он уже возгорелся!»[3]. Что это значит? Он Сам говорит о том,
что пришел, чтобы принести разделение. И речь не идет о разделении Европы и Азии,
а о том, что «отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь
против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей»[4]. Слово «разделение» совершенно
не означает, что учение Христа побуждает некоторых принимать, а других — не принимать
его. Следуя этой логике, можно было бы прийти к выводу, будто это Христос виноват
в том, что Его учение приводит к разделению людей. Виновником разделений является
не Христос, а злое произволение людей и лукавый дух, называемый диаволом.
Таким образом, становится
совершенно ясно, что существует народ Божий, который прислушивается к воле Божией,
и другая категория под названием «мир». Слово «мир» обозначает совокупность людей,
которые не хотят иметь никакого общения с Богом, которые желают жить автономной,
самодовольной, самодостаточной жизнью и на первое место ставят свой эгоизм (так
будет продолжаться до конца истории, имейте это в виду). Люди такого типа, эта часть
человечества называется «миром».
Миром является также
совокупность людей, которые хотя и признают существование Бога или Его воли, но
не выполняют волю Божию. Они говорят: «Да, я верю в Бога». Но пусть такие слова
не вводят вас в заблуждение. «Я верю в Бога. У меня есть вера в душе, и я иногда
бываю в церкви». Однако они не исполняют заповеди Божии. «Вы скажете мне, — говорит
Христос, — в тот же день: «Господи, разве мы Тебя не приняли? Разве не было в нас
веры? Ведь мы слушали Твои слова, когда Ты проповедовал у нас на площади? Почему
же Ты теперь нас отвергаешь?»[5]. «И тогда объявлю им: Я никогда
не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Таким образом, дорогие мои,
бывают люди, которые принимают Бога, признают Его существование, а бывают и такие,
которые заявляют, что «верят в некую высшую силу» (хотя, на самом деле, это ничего
не значит, поскольку речь не идет о чем-то конкретном) — они-то и представляют собой
ту общность, которую мы с вами называем «мир». В эту же категорию входят и те, кто
отвернулся от Бога, отступив от веры или полностью отрицая существование Божие,
в чем заключается суть такого явления, как атеизм. Как бы там ни было, все они могут
быть названы одним словом — «мир».
Если вы хотите, чтобы
я добавил что-то еще по этому поводу, то послушайте слова святого Исаака Сирина:
«Если ты хочешь назвать одним словом всю совокупность существующих страстей, ты
должен назвать их словом «мир». Все мирское содержит в себе различные страсти».
Все это, дорогие
мои, называется «миром», и сейчас эти два мира вступают в конфронтацию. Один противостоит
другому. Люди «мира сего» и народ Божий. С одной стороны, народ Божий желает, чтобы
мирские люди благодатью Святого Духа духовно соединились с Единородным Сыном Божиим,
чтобы произошло их «вохристовление». Официально это выражается в миссионерской деятельности,
а неофициально — это когда вы говорите пару добрых слов своему ребенку, своему соседу,
своему согражданину, чтобы он стал христианином, вернулся в Церковь, покаялся… С
другой стороны, мир, отдалившийся от Бога, хочет, чтобы народ Божий прекратил свое
существование. Именно поэтому на протяжении веков ведутся гонения на христиан.
Слыша о гонениях христиан, было бы неправильно думать, что они происходили
только в далеком прошлом. Гонения были, есть и будут всегда, ведь если тебя пытаются
ограничить в правах, если тебя игнорируют, если тебе не дают возможности полноценно
участвовать в жизни общества только по той простой причине, что ты — христианин,
разве это не гонения? Подобных примеров можно найти много… Когда в современных учебных
заведениях учителя и педагоги преподают своим учащимся нечто безбожное, они оправдывают
себя тем, что «так положено по программе, которую составило Министерство образования».
Но, несмотря на все отговорки, это все равно остается гонением, и мы должны отдавать
себе в этом отчет.
С каких пор это началось? С тех пор, когда на земле вместо двух человек,
Адама и Евы, стало четверо. У них родились Каин и Авель. Эта семья из четырех человек
представляла собой мир и Церковь (или народ Божий). Мир был представлен Каином,
а народ Божий — Авелем. И то, о чем я вам говорил ранее, что мир замышляет зло и
плохо помышляет о народе Божием, становится очевидным в лице Каина.
***
В одной из моих прошлых лекций вы уже слышали, что Каин является первым антихристом
на Земле. За его спиной стоит диавол. Услышав, что его власть будет сокрушена, потому
что Семя Жены сотрет главу змия[6], он (диавол)
решил, что это произойдет от рук одного из потомков Евы, которого он увидел
в лице Авеля. Воспользовавшись злым произволением Каина, он направляет его убить
своего брата. Зачем? С той целью, чтобы истребить народ Божий и чтобы не смог появиться
Тот, Кто однажды сокрушит главу змия. Этим Победителем диавола, этим потомком Авеля
должен был стать Иисус Христос. Понимаете ли вы теперь, откуда берет свое начало
история с антихристом?
Однако, давайте не будем останавливаться
на этом подробно. Есть только одна важная вещь, которую я хотел бы сказать. После
того, как Каин убил Авеля, произошло нечто удивительное. Священное Писание гласит:
«И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф,
потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого
убил Каин»[7].
«Сиф» на семитском языке означает «возмещение», то есть тот, кто заменяет, приходит
на смену.
Все мы знаем, что в дальнейшем у Адама и Евы было много детей (Адам прожил
930 лет). Неужели все они, вместе взятые, не заменили Авеля? Нет. Священное Писание
заставляет нас задуматься и понять, что в этом месте кроется какая-то тайна. Эту
тайну вы сможете постичь, прочитав Евангелие от Луки. Как известно, евангелист Матфей
составил генеалогию Христа по нисходящему принципу: он спускается от Авраама до
Иосифа и Матери Божией. А Лука рассматривает генеалогию Христа по восходящей. Он
говорит, что названным отцом Иисуса был Иосиф, а Его Матерью — Мария и, углубляясь
все дальше и дальше в прошлое, он в самом конце пишет: «Сифов, Адамов, Божий»[8]. Так вот, в своей генеалогии он использует
имя Сифа.
Обетование Божие свершилось! Несмотря на то, что Авель был убит, ему на смену
пришел Сиф, ставший вместо него основателем народа Божия. И непонятное для нас место
из богодухновенной книги Ветхого Завета становится понятным и доступным для толкования
уже тогда, когда мы читаем об этом в Евангелии от Луки как об уже совершившемся
историческом факте. Промысл Божий всегда вызывает удивление и восхищение!
Посмотрите, что происходит дальше! В самом начале Ветхого Завета, в Книге
Бытия, мы читаем следующее: у Каина родились дети, мужского и женского пола, которые
вступили в брак между собой. Братья в дальнейшем разделились. Как говорится в народе,
«Бог развел в разные стороны». Разве может такое быть, чтобы Бог стал причиной разделения
людей? Да. Есть случаи, когда Бог разделяет. Так вот, Бог отделил род Каина, который
ушел от остальных и поселился в земле Нод, на востоке от Едема. Там Каин построил
город (это слово следует понимать не в его современном значении, а как некое поселение),
и его род весьма размножился. Род Сифа также был многочисленным. Людей становилось
много как в одном, так и в другом роде. Но между ними есть существенное различие,
на которое указывает Сам Бог. Тех, кто происходил из рода Сифа, Он называет «сыны
Божии», а потомков Каина Он называет «сыны человеческие» или «люди».
Теперь-то мы сможем понять тот отрывок из Псалтири, который использовал Сам
Господь, чтобы дать ответ фарисеям: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго»[9] (= Я назвал
вас чадами Божиими, богами и сынами Всевышнего Бога). Это то же самое, о чем говорится
и в Ветхом Завете о роде Сифа. И далее Бог продолжает: «Вы же яко человецы умираете»[10]. Толкование таково: «Я причислил вас к народу Божию, чтобы вы были чадами Божиими, а
вы живете и умираете как все люди, потомки Каина». Теперь, мои дорогие, мы можем
понять этот очень важный посыл.
Какой можно сделать отсюда вывод? Бог желает, чтобы эти два рода людей существовали
раздельно. Такова воля Божия. Это очень важно. Однако, это разделение не было сохранено.
По какой же причине? Послушайте: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих,
что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Бог заповедал им
не сообщаться с другой стороной. А они не только общались с ними, но и породнились,
вступили в брак. И тогда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым
человеками [сими], потому что они плоть»[11] (т. е.
стали плотскими, грешными людьми). И знаете, каков был результат? Начался Всемирный
потоп.
Таким образом, в самом начале, ещё до Всемирного потопа, когда Бог повелел
людям не смешиваться, мы имеем первый этап разделения людей на два лагеря,
на два народа, и это разделение производит Сам Бог. Именно поэтому сегодня, когда
повсюду царствует экуменизм — причем бывает не только религиозный экуменизм, но
и экуменизм политический (сегодня говорят об «объединенной Европе», завтра скажут
«объединенная Азия, а затем — объединенный мир в целом…) — это именно то, что нужно
антихристу. Потому что это «объединение» означает, что происходит соединение не
однородных, но разнородных элементов. Начинает объединяться то, что, по сути, чуждо
друг другу. Именно поэтому экуменизм разных мастей, который мы наблюдаем сегодня,
в конечном итоге, приведет к власти антихриста… Прошу прощения, небольшая поправка!
Правильнее будет сказать, что это антихрист использует его в своих целях, чтобы
привести мир к разрушению…
После Всемирного потопа, от которого спаслись только Ной, его жена и их трое
сыновей с женами, снова подымается волна греховности, которая постоянно преумножается,
растет. Теперь люди разделяются на разные народы, которые распространяются по Земле.
В результате, Господь снова хочет разделить людей, и из народа (семитского происхождения),
который проживал на территориях между Тигром и Евфратом (современный Ирак), Он выбирает
человека, которому нарекает новое имя: Авраам, и дает ему обетование, что именно
от него произойдет новый народ, народ Божий — избранный народ (греч. περιούσιος λαός). Прилагательное περιούσιος (избранный, особенный, обособленный) ведет
свое происхождение от существительного περιουσία, которое переводится
как «имущество, владение», то есть это будет народ, которым будет «владеть» Бог,
народ Божий.
Послушайте, что говорит Бог Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства
твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе».[12]
Запомните это слово «пойди» — оно очень важно… Господь не сказал, что это будет
за земля, потому что хотел, чтобы Авраам непрерывно пребывал в вере. «Я произведу
от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся
в тебе все племена земные»[13].
Конечно, все вы знаете историю Авраама. Хотя у него не было детей (я опускаю
все последующие события, т. к. они вам известны), от Авраама произошел целый
народ, народ Израиля... Этот народ должен был жить отдельно, обособленно от других,
чтобы его представители не смешивались с соседними народами никоим образом. И великим
грехом израильтян, дорогие мои, стало именно то, что они не соблюдали заповедь Божию
и стали смешиваться с язычниками. Приведу вам только один пример из тех многочисленных
наказаний и бедствий, которым подвергся этот народ в результате смешения с идолопоклонниками.
Когда евреи были уже готовы войти в Землю Обетованную, моавитян охватил страх.
Они пригласили из Месопотамии мага Валаама. Моавитский царь Валак одарил его щедрыми
дарами и попросил проклясть этот народ, чтобы он не смог войти в его землю. Но Валааму
ничего не удалось (читайте об этом в Книге Чисел)[14]. Упоминание
об этой истории мы находим и в Книге Откровения, где Сам Христос рассказывает о
том, как поступил Валаам в дальнейшем. Знаете, что он сказал Валаку? Валаам дал
ему пагубный совет постепенно ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели
идоложертвенное и любодействовали, — дабы Господь прогневался на них и подверг их
наказанию[15].
Видите, какое лукавство? К этому методу николаитов, к сожалению, прибегают и люди
мира сего вплоть до нашего времени. В результате, пагубный план был приведен в исполнение,
и моавитянам удалось вовлечь сынов Израилевых в идолопоклонство: «Приглашали
они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился[16]
Израиль к Ваал-Фегору»[17]. И тогда
возгорелся гнев Господень; их постигло истребление. Согрешившие были убиты остальными евреями, и в
один день погибло двадцать три тысячи человек. Народ понес тяжелейшее наказание.
Итак, что мы здесь наблюдаем? Мы видим, что Господь очень хотел, чтобы Его
народ не поддавался смешению с «миром»; чтобы этот народ был закрыт для греха и
отделен от иных народов, языческих. Но это отстранение от других не продлилось долго.
Снова и снова евреи отступали от Бога. Чтобы вразумить их и привести к покаянию,
Бог посылал им наказания: взятие в плен сирийцами и вавилонянами. Чтобы не сильно
углубляться в историю, скажу вам вкратце, что богоизбранный народ после многочисленных
испытаний и постоянного лавирования между Богом и идолопоклонством, в конце концов,
подвергся изгнанию и был рассеян по всему миру.
Здесь заканчивается второй этап, когда Господь просит разделения. Богоизбранный
народ, ветхозаветный Израиль, не прошел
испытания, постоянно смешиваясь с язычниками и отпадая от Бога… И тогда Господь
прибегает к последнему в истории этапу, к третьему разделению, которое осуществляется
в Церкви.
***
Все, сказанное нами прежде, представляет собой предысторию
создания Церкви.
Вы, конечно же, слышали, что когда епископ служит Божественную литургию,
он, выходя из Царских врат, говорит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети
виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя»[18].
Что означают слова о насаждении винограда Богом? Он вывел евреев из Египта и привел
их в землю Ханаанскую. Господь насадил их на этой земле. А Христос сказал: «Аз
есмь Лоза истинная». Эти слова Спасителя приведены в 15-й главе Евангелия от
Иоанна[19]. Что означает
«Лоза истинная»? Разве была когда-нибудь лоза ложная? Да. Первая лоза — это ветхозаветный
Израиль, о котором в книге пророка Исаии говорится, что Бог «обнес его оградою…
и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды»[20], «виноград
их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских»[21]. Совершилось
отпадение народа от Бога. И вместо него насаждается «иной виноград». А лозой, от
которой он произрастает, является Богочеловек Иисус Христос: «Я есмь лоза, а
вы ветви»[22].
Все верующие, как ветви с лозой, соединены с Господом нашим Иисусом Христом. Именно
это и есть Церковь.
Таким образом, на этом третьем этапе, Церковь входит в мир и распространяется
повсюду. Дух Божий устами Апостола Павла, во Втором Послании Коринфянам[23], изрекает
то, о чем говорил Бог в Ветхом Завете: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и
буду их Богом, и они будут Моим народом». Господь говорит, что Он не только
будет жить посреди верующих, но и передвигаться, ходить вместе с ними — занимать
не статичное положение, но активное и динамическое, чтобы всем было понятно, что
Бог христиан есть Бог Живой.
Однако мир очень опасен, и Церковь рискует подпасть под его влияние и быть
поглощенной миром.
Древний и проверенный метод диавола актуален и сегодня. «И потому выйдите
из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму
вас». Помните, что я говорил вам об Аврааме? Как когда-то Господь говорил ему
выйти из своей земли, так и теперь Он говорит выйти из мира верующим!
Куда и каким образом мы должны уйти? Может быть, уйти в горы? Или в пустынные
места, не заселенные людьми? Нет, здесь имеется в виду выход другого рода — в своем
образе жизни. Мы живем посреди людей, мы живем в миру. Но мы не должны жить так,
как этот мир.
Продолжая, Господь говорит: «И не прикасайтесь к нечистому». Многие
вещи считались нечистыми в Ветхом Завете, но здесь имеются в виду не они. Речь не
идет о мышах или тараканах, о навозе и т. п. Если мы даже прикоснемся к чему-то
из этого, то легко омоемся и будем чисты. Есть только одна по-настоящему нечистая
вещь — это грех. «Будь осторожен, — говорят своему чаду родители, а через них и
Сам Бог. — Не совершай блудных дел и прелюбодеяния — это грязь, это мерзость. Не
кради, не убивай — это нечистота, это грех». Всю нечистоту и духовную скверну можно
назвать лишь одним словом — грех. Это то, что не угодно Богу. И в этом отрывке из
Священного Писания Он говорит нам не только не делать грехов, но и «не прикасаться»,
т. е. не допускать их даже в своих мыслях. И когда вы будете иметь такое душевное
расположение, «Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями»,
— говорит нам Господь. Как же это прекрасно!
Итак, дорогие мои, вы видите, что означает «быть народом Божиим». Следует
постоянно отстраняться от того, что не угодно Богу. Некоторые задают вопрос: «Должен
ли христианин отличаться от других?». Что на это можно сказать? Мы и так постоянно
говорим об этом. Но если вы хотите услышать еще более подробный ответ, то тогда
послушайте, как сильно Господь настаивает на том, чтобы Его народ отличался от остального
мира, о котором Иоанн Богослов так говорит в своем Первом Послании: «Мы знаем,
что мы от Бога и что весь мир лежит во зле»[24]. Он говорит,
что весь мир — весь! — заключен в объятия диавола. Слышите? В объятия диавола. Это
очень страшные вещи.
Послушайте, что говорит Апостол Павел в своем Втором Послании к Коринфянам:
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с
беззаконием? Что общего у света с тьмою»[25].
Кто же такие те, кто преклоняется под чужое ярмо? Раньше, когда вспахивали землю,
— старое поколение еще помнит, как это было, — запрягали двух животных, например
двух волов. Сверху на шею животным набрасывали ярмо, деревянную дугу, чтобы во время
вспахивания они шагали одновременно. В Ветхом Завете говорится, что не стоит использовать
двух разных животных, например, осла и вола, потому что их силы неравны и тогда
одно животное будет тянуть другое. Кроме того, известно, что вол считался чистым
животным, а осел, напротив, нечистым, поэтому их не следует ставить под одно ярмо.
Точно так же не следует, чтобы верующие сочетались браком с неверующими,
которые гуляют направо и налево. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит
нам «не сообщаться с блудниками». А именно он говорит нам следующее: «Не
сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или
идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть
вместе»[26].
Апостол Павел призывает христиан даже не садиться за стол с тем, у кого дурная слава,
если он злоречив, сквернословен, если он пьяница или идолослужитель. «Не сообщаться»
означает отделяться от некоторых людей, быть отличным от них...
В своем Послании к Римлянам Апостол Павел говорит: «И не сообразуйтесь
с веком сим»[27].
«Сообразоваться» (греч. συσχηματίζομαι) означает принимать такой же самый образ,
такую же форму (греч. σχήμα). Если налить
воды в стакан и поставить его в морозильную камеру, то застывшая вода примет форму
стакана. Точно так же и вы, христианине, не позволяйте втиснуть себя в шаблон мира
сего, потому что тогда вы примете на себя его форму, его образ. «Но преобразуйтесь
обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая,
угодная и совершенная».
Знаете ли Вы, какой вред претерпела наша Православная Церковь из-за обмирщения?
Некоторые считают, что обмирщение — это провести электричество в храм, но это вовсе
не так. Послушайте, что говорит по этому поводу апостол Павел в своем Первом Послании
Коринфянам: «И пользующиеся миром сим, [должны быть] как не пользующиеся; ибо
проходит образ мира сего»[28].
Он обращается к христианам.
Нет никакого греха в том, если ты купишь новую мебель. Можно ли, чтобы она
была красивой? Конечно. Ведь и Господь сотворил прекрасным этот мир… Но если ты
будешь постоянно пребывать в суете, чтобы не отставать от других (купить, достать,
отхватить, обустроить…), то это как раз и есть обмирщение. Христиане не живут в
каких-то отдельных городах. Они одеваются как люди своей эпохи. Едят и пьют, как
и все люди. Женятся, как и все люди, заводят детей, но в отличие от других они не
уничтожают зачатых детей, избегают абортов. Если же это не так, то ты идешь в ногу
со всеми, и ты — мирской человек.
Если Церковь подвергнется обмирщению и будет во всем подстраиваться под запросы
мира, это нисколько ей не поможет и не будет для нее спасительно. Мир не спасает.
Если человек иногда заходит в храм, чтобы поставить свечу или изредка исповедуется
и причащается, но при этом не живет и не мыслит по-христиански, следует знать: это
его не спасает. Вы спросите меня: ну а кто же спасётся? Спасутся, конечно, лишь
немногие, так называемый «остаток». Даже если весь народ Божий усвоит себе мирское
мудрование и подвергнется обмирщению, все равно останутся те, кто будет верен Богу
и Церкви. Поэтому, дорогие мои, не будем терять надежды.
У некоторых возникает вопрос: «Каковы должны быть мои отношения с остальными
людьми? Каково мое место в мире сем? Не нужно ли мне соответствовать остальным?».
Нет, это не нужно. Некоторые родители позволяют своим дочерям 14-15 лет гулять допоздна.
Они считают, что если их дочери не будут «выходить в свет», то они не найдут себе
мужа и не выйдут замуж… Сначала она идет в кафе, оттуда на дискотеку, возвращается
домой сначала в полночь, потом в 3 часа ночи, а затем гуляет уже до утра... И катится
по наклонной вниз, а наклонная никогда не кончается… Но это мирской образ мышления.
Если ребенок попросится пойти погулять в какие-то «злачные места», ты должен сказать:
«Радость моя, не ходи туда, это плохое место». Начинай объяснять им это,
пока ещё не поздно, как только начнутся школьные вечерники в начальных классах.
Предложи ребёнку погулять вместе с тобой. А если у вас есть автомобиль, съездите
к морю, но не туда, где толпы отдыхающих: выбери спокойное, тихое место… Отправьтесь
в поход, сходите вместе в горы. Вы можете находить разные развлечения для детей,
но только такие, чтобы их отдых не был связан с грехом. Чтобы они не проводили время
с теми, кто грешен. С теми, кто движим и одержим плотским мудрованием и образом
жизни мира сего.
Мы почитаем святых — мучеников, преподобных, праведных нашей Церкви — именно
потому, что они не пошли на поводу у мира и не восприняли образ мыслей мира сего.
Они пребывали в этом мире, они жили в нем, но при этом не были мирскими людьми.
В Церкви все верующие призваны стать святыми и мучениками. Как это может быть осуществимо?
Если ты и твой ребёнок видите, что все вокруг предаются греховным развлечениям,
а вы отказываетесь следовать за ними, то ты являешься исповедником веры и мучеником.
А святой — это тот, кто отделяется, отличается от других. Слово «святой» (греч.
άγιος) означает особенный, отделённый
от всего мирского[29]. Чашу, которая
используется во время Божественной литургии, мы называем «Святая Чаша». Это означает:
особенная, не такая, как прочие. Святой отличается от остального мира, лежащего
во зле. И те, кто войдут в Царствие Божие — это святые и мученики.
Благодарю вас за внимание.
Архимандрит Афанасий (Митилинеос)
15.09.2010
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим
всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на
данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто
не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас
Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
[1] Блаженный Феофилакт Болгарский
определяет мир так: «Писание обычно называет миром житие грешных и пребывающих
в грехе людей плотского мудрования, поэтому и Христос сказал ученикам Своим: «Вы
не от міра» (Ин. 15, 19). Они составляли часть живущих в мире людей, но,
не пребывая в грехе, не были от мира (Толкование на Мф. 18 гл.).
Большинство людей проводило и проводит жизнь греховную, мерзостную пред Богом,
враждебную Богу; по этой причине и потому, что большинство врагов Божиих
несоразмерно велико в сравнении с числом верных служителей Бога, большинство
называется в Писании миром; относящееся к большинству приписывается всему
человечеству». https://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/49
[2] Мф. 10, 34
[3] Лк. 12, 49
[4] Лк. 12, 53
[5] Мф. 7, 21–23
[6] Быт. 3, 15
[7] Быт. 4, 25–26.
[8] Лк. 3, 38.
[9] Пс. 81, 6
[10] Пс. 81, 6.
[11] Быт. 6, 2–3.
[12] Быт. 12, 1.
[13] Быт. 12, 12.
[14] Чис. 22, 2-5.
[15] Отк. 2, 14
[16] В греческом
языке здесь употребляется глагол ετελέσθη (от τελετουργώ); это означает, что они приносили жертвы Ваал-Фегору, божеству моавитян.
[17] Чис. 25, 1-5.
[18] См. также
псалом 79, 15–16.
[19] Ин. 15, 1.
[20] Ис. 5, 2.
[21] Втор. 32, 32.
[22] Ин. 15, 5.
[23] 2 Кор. 6, 16-18.
[24]
1 Ин. 5, 19.
[25] 2 Кор. 6, 14.
[26] 1 Кор. 5, 11.
[27] Рим. 12, 2.
[28]
1 Кор. 7, 31.
[29] В Ветхом Завете «святое» выражается древнееврейским
словом «кадош» (קדוש, qadoš), которое обозначало отделение сферы
Божественного от этого міра. В Новом Завете термин
ἅγιος обозначает святость самого Бога, а также предназначенный
Богу, очищенный для этого, — прим. переводчика.
С каких пор это началось? С тех пор, когда на земле вместо двух человек, Адама и Евы, стало четверо. У них родились Каин и Авель. Эта семья из четырех человек представляла собой мир и Церковь (или народ Божий). Мир был представлен Каином, а народ Божий — Авелем. И то, о чем я вам говорил ранее, что мир замышляет зло и плохо помышляет о народе Божием, становится очевидным в лице Каина.
ОтветитьУдалитьРазве не с грехопадения в Раю началось разделение, а еще ранее с восстания в Ангельском мире?