Христос пришел в мир, чтобы
спасти человека, и Его Святая Церковь продолжает искупительное дело Христово на
протяжении веков. Но что такое спасение и как оно достигается?
Многие из нас считают, что
спасение — это бегство из мира, занятие только духовными делами и отказ от
физических и материальных потребностей.
Однако спасение — в том виде как его понимает и переживает Православная Церковь, — заключается не в отрицании, не в освобождении от чего-то, т. е. отречении от тварного, но, главным образом, в обретении: это облечение во Христа. Спасается тот, кто облекается во Христа.
Мы поем во время крещения:
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа
облекостеся. Аллилуиа!». Один православный богослов[1] говорит, что таинственное
дело спасения человеческого рода совершается не законом или делами, но единственной
и неповторимой Личностью Богочеловека Христа.
Ведь учение и дела Христовы
тесно связаны с Его Личностью.
Так, человек соблюдающий заповеди
Христовы в своей жизни, обязательно встретит и Самого Христа. Учение и чудеса нашего
Господа не отделены от Его Личности, но всегда важно помнить о том, что спасает
нас только Он Сам и никто иной. Многие могли бы совершить некоторые из тех дел,
которые совершались Христом, или сказать некоторые истины, подобные тем, что мы
встречаем в Евангелии, но они не могут спасти человека, потому что не являются Богочеловеком.
Только
Сын и Слово Божие стал человеком, чтобы человек мог стать Богом по благодати,
как подчеркивает прп. Афанасий Великий. А прп. Симеон Новый
Богослов говорит: «Спасение лица моего
не дела мои, но Бог мой».
Христос спасает нас, не
вырывая из условий этой жизни.
Он
спасает не только нашу душу, но и наше тело. Он преображает Своей
освящающей благодатью душу, тело, материальные блага, всё творение.
Святые Отцы отмечают, что
после грехопадения вместе с человеком страдает и природа. Материальные блага
как творение Божие не могут быть злом. Но использование их человеком часто
приводит к тому, что они служат злым целям.
Наше спасение и единение с
Богом, к которому призывает нас Церковь, не абстрактны. Жить со Христом
означает жить в Церкви, которая является Телом Христовым и которая являет Его
миру. Мы сможем жить со своими братьями и сестрами в любви только тогда, когда в
каждом из них будем видеть Христа. Нет какого-то одного, единого для всех места
или способа спасения, потому что, когда наш образ жизни освящен Церковью, он
благословляется Богом и приводит нас ко спасению. Господь говорит в Святом
Евангелии: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2) и указывает на
спасение, причастниками которого мы можем стать, освятив избранный нами путь
жизни.
Прп. Антоний Великий на
вопрос о том, как спастись, ответил так: «Куда бы ты ни пошел, всегда имей
Бога перед своими очами, чтобы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании
… и спасешься».
Один спасается в семье,
другой — в монастыре; все могут спастись, если только желают спасения и ищут
личного общения со Христом через Таинства Церкви и соблюдение Его заповедей,
где Он открывает Себя нам в зависимости от того, насколько мы Его ищем.
[1] Предположительно речь идет о прп. Иустине Поповиче, — прим. переводчика.
Источник:
https://taksiarxis.gr/ofeleias/028.docx
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!