понедельник, 15 декабря 2025 г.

НА БОЖЕСТВЕННОЙ СТРАЖЕ (Поучение на 4-й ирмос Пасхального канона). Священномученик Иоанн Восторгов


«На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».

О каком Аввакуме здесь говорится? Какая разумеется стража? Какую проповедь слышит и другим возглашает богоглаголивый Аввакум?

Аввакум — это древний пророк Израиля (VII в. до Р. Х.), подобно Даниилу — «муж желаний», вопрошавший о Божественных судьбах грядущего, ожидавший Божественнаго Грядущего, Христа Господа; он жаждет увидеть день Христов; он жаждет увидеть день спасения и избавления от греха; он недоумевает, почему и доколе будет преуспевать нечестие, он ищет разрешения этого мирового вопроса. Все свои муки душевные, все свои чаяния и упования он обращает к Богу; и он услышал на них ответ от Господа и, по Божьему повелению, записал все это на скрижалях для назидания народа.

«На стражу мою стал я, — пишет он в своей пророческой книге, — и, стоя на башне, наблюдал , чтобы узнать, что скажет Господь во мне, и что мне отвечать по жалобе моей» (Авв. 2:1).

Отсюда то и взято начало приведенной пасхальной песни. Пророки очень часто назывались в Слове Божием «стражами дома Израилева» (Иез.3:17; Иер.6:17; Ис.52:8); Сам Господь говорит одному из пророков: «Сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву» (Иез.33:7). Отсюда самое пророческое служение и пророческое вдохновение, при котором пророк получал откровение Божие, называется стражей. Итак, стражу пророка Аввакума надобно понимать не в буквальном, а в переносном смысле, в смысле стражи духовной, когда он, по толкованию одного из святых отцов Церкви (св. Кирилл Александрийский) «по своей жалобе на господствующее в мире зло собирает все свое внимание и восходит на некоторый камень, т. е. на некоторую возвышенную и безопасную твердыню мыслей», ожидая научения от Бога, чтобы возвестить о нем народу.

В чем же вопрос и жалоба пророка? Это мировая скорбь, мировой и вековечный вопрос о том, почему зло преуспевает, почему Бог молчит и его терпит, откуда самое зло и будет ли когда-либо над ним победа. Он предвидел порабощение народа своего халдеям, и жаль ему было Иерусалима, который будет разрушен, жаль народа своего родного. Согрешил этот народ пред Богом, но ведь халдеи-победители были гораздо хуже иудеев, как нечестивцы и идолопоклонники. И вот, пророк взывает: «Доколе, Господи, я буду взывать, — и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. Закон потерял силу, суда правильного нет, нечестивый одолевает праведного... Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв.1:2-4, 12).

Что же слышит пророк на страже своей, на духовной башне восхождения своего к Богу, — что слышит он в ответ от Господа?

«И отвечал мне Господь, говорит пророк: «Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать; ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце, и не обманет, и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, и не отменится. Вот, душа надменная («сомневающаяся», как передано в переводе греческом и славянском ср. Евр.10:38) не успокоится, а праведный своею верою жив будет».

Когда же исполнилось обетование?

Оно исполнилось поздно, чрез 700 лет после проречения Аввакумова. «Непременно сбудется, не отменится», — на еврейском первоначальном языке пророчество можно читать и так, как и читал святой апостол Павел в послании своем к Евреям (10:37): «Грядый приидет и не укоснит» (тоже в перев. 70-ти и в латинской Вульгате), т. е. Имеющий прийти Христос непременно приидет.

И вот Он пришел на землю. Около Него и против Него скопилась вся человеческая злоба, зависть и ненависть; в бесконечно большей степени торжествовало зло, чем это было во дни пророка Аввакума; еще в большей степени и в большей силе стоял неразрешимый вопрос: почему Господь молчит и терпит поругание над Сыном Божиим: «Хочешь ли, мы сведем на них огонь?» — сказали апостолы Иаков и Иоанн, когда самаряне в одном селении не приняли и не впустили к себе Христа. «Не знаете, какого вы духа», — отвечает Господь. «Не ударить ли нам в мечи?», — говорят апостолы, когда Христа схватывает стража в Гефсимании, а Петр уже успел ударить Малха и урезать у него ухо. «Вложи меч твой в ножны его», — повелевает Спаситель. Наконец, Христа Божия схватили, судили, осудили, распяли, погребли... Зло, по-видимому, восторжествовало над Праведником и загнало Его под землю на веки.

Но светоносный Ангел у Гроба Христова возвестил и ясно проглаголал, что зло побеждено, и самая смерть умерщвлена, что Христос воскрес, что Пилат, Анна, Каиафа и Иуда не оказались правыми и торжествующими. Праведный восстал из мертвых; Он путь сотворил на небо всякой плоти. Он показал, что зло может торжествовать над добром только видимо и временно. Этого-то Ангела, ясно возвестившего воскресение Христово, видел и как бы показывает нам богоглаголивый Аввакум.

Христианин! Ясно ли теперь для тебя, что в приведенной песни церковной, столь нам известной, заключен мировой вопрос, дано мировое поучение и при том на все века?

Стань, стой и ты на божественной страже! Не мирись со злом; не будь равнодушен к добру. Возгревай в душе священную ревность в борьбе против неверия, нечестия, порока и преступления. Жалей преступника, но возненавидь преступление, жалей злодея, но не мирись с самим злодеянием. Но вместе с тем и не отчаивайся при виде торжествующего и теперь зла, не покоряйся ему, зная, что его господство видимое и временное, что оно уже убито Христом и окончательно будет ниспровергнуто после всеобщего нашего воскресения и Суда Христова. Знай и то, что маловерующий, сомневающийся человек с душою надменною не найдет покоя, не найдет разрешения мировой загадки о зле, останется в вечном недоумении и невольно сам склонится в сторону зла, а праведный своею верою будет жив — жив высшею и вечною духовною жизнью, которой не отнимет у него никакая сила зла (Втор.30:15-19; Иез.18:22; Aм.5:4). «Не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити» — таков завет Христов.

Но самое главное — не приобщайся сам злу и неправде, не усиливай силы греха, не становись на сторону диавола.

Пророк Аввакум возвещает после пророчества своего и откровения от Бога пятикратное «горе» таковым служителям зла и греха, и оно звучит доныне для нас всею полнотою правды, прещения и силы.

«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим — надолго ли? — и обременяет себя залогами» — «густою, липкою грязью», как переводит с еврейского это последнее выражение один из учителей Церкви (блаж. Иероним, II, 6). Скажите, разве в этой безмерной стяжательности не повинен современный человек, разве вся жизнь духа не ушла теперь на приобретение внешних удобств и не заменена тою «липкою грязью» так называемого материализма, из которого, действительно, так трудно выбраться, как из густой грязи?

«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений, чтобы тем обезопасить себя от руки несчастия» (ст. 9): скажите, разве и теперь в материальных стяжаниях не видят залога покоя, разве это не потеря веры в Бога, разве это не замена силы Божией и силы духа грубою материальною силою золота?

«Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою»; об этом «камни из стен возопиют, и перекладины из дерева станут говорить» (ст. 12, 11): скажите, разве в наше время в революции, в социализме, в террористических убийствах, в политической борьбе за свободу и права, в международных отношениях не господствует правило, гласящее, что цель оправдывает всякие, самые нечистые средства? Разве при таких условиях не желает так называемое «новое государство» построить на крови и неправде?

«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей» (ст. 15): скажите, разве подобное лицемерие и предательство не отравляет теперь жизни? Враги Церкви и всякой религии под видом заботливости о Церкви расточают хулы, клеветы на Церковь, требуют равноправия всех вер и свободы для самого неверия, — и все это яко бы желая блага религии. Враги государства под видом заботы о нем потрясают и подрывают его основы. Слов высоких о добре, свободе, уважении к личности, о равенстве и братстве — слов этих высоких сколько угодно, больше, чем когда-либо, а дел нет, и говорят, кричат, шумят о них люди, которые всякое мнение, несогласное с ними, убьют; всякого человека, не согласного с ними, под видом свободы мнений и уважения к человеческой личности, затравят; всякого верующего человека сживут со света, забросают грязью клеветы, всякого рода преследований.

«Горе тому, кто говорит дереву — встань, и бессловесному камню — пробудись» (ст. 19), т. е. горе идолопоклонникам . Но разве не видим мы, как теперь люди, стыдящиеся веры в Бога, верят меняющимся ежегодно научным выводам и высоким «новым словам», как кланяются они пред земными кумирами, как послушным стадом идут они за своими идолами, за модными учителями, как теряют всякую свободу духа и, вместо веры в Бога, верят в судьбу, материю, в атомы, в эволюцию, в прогресс, т. е. вместо разумного миропонимания в религии, вместо Премудрого и Благого Бога, избирают нечто безличное, неразумное и всему этому верят и верят, потому что доказать разумно и научно таких основ жизни невозможно.

«Господь в храме святом Своем: да молчит вся земля пред лицом Его» (ст. 20). Так заключает свое вдохновенное слово на Божественной страже — богоглаголивый Аввакум. Единственное, что достойно веры и упования людей — есть Господь, Живущий в Своей Церкви, в избранных верующих, в святом храме, куда эти верующие собираются, как Его дети.

Вы видите, как глубоко-поучительно слово пророка Аввакума.

Не будем участниками зла, не будем навлекать на себя предреченное пророком горе, напротив, станем бороться со злом, проникнемся глубокою верою в то, что зло окончательно посрамится и будет побеждено Сыном Божиим, нашим Спасителем, и уже побеждено Его воскресением, — и этою верою будем во веки живы.

На Божественной страже богоглаголивый пророк Божий Аввакум пусть станет с нами и покажет нам блистающего светом Ангела, громко говорящего: «Ныне спасение миру, ибо воскрес Христос, как Всемогущий». Аминь.

Протоиерей И. Восторгов.

«Прибавления к Церковным Ведомостям». 1914. № 16. С. 746-749.

@«Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.