суббота, 2 мая 2020 г.

Старец Гавриил Афонский отвечает на актуальные вопросы: о закрытии храмов, о признании псевдо-автокефалии раскольников из Украинской «Церкви» Епифания, о совместной молитве с еретиками, о войне и о браках с инославными…




Старец Гавриил: Всей душой желаю: благословение Божие да будет со всем православным греческим народом. Да защитит нас Господь, да выведет нас из этих ситуаций, которые кажутся безвыходными. И да посрамит всех, кто ведет брань против нашей веры.

Бог ждет от нас, христиан, покаяния. Без покаяния мы не спасемся. Когда персы пришли, чтобы захватить Афины, афиняне послали к дельфийскому оракулу и спросили: «Как нам спастись?». [Сначала они получили ответ, что погибнут, но после многих и слезных молений] пифия ответила: «Город спасут деревянные стены», [и они избежали погибели].

Святые Отцы говорили: «Нашу любимую Грецию спасет только покаяние. Без покаяния мы не спасемся».

У нас в стране приняли так много законов, которые противны Закону Божию! Есть 10 заповедей Божиих, одна из которых гласит: «Не убий». А греческие законодатели говорят: «Долой Закон Божий!». Они узаконили аборты. Бог говорит нам: «Не прелюбодействуй». А греческие законодатели приняли решение, которое попирает заповедь Божию. Они узаконили прелюбодеяние, блуд, свободное сожительство, гражданский брак, сожжение мертвых. Они выступают за то, чтобы отменить изучение Закона Божия в школах и удалить изображение креста с флага Греции.

Они вводят законы, которые разрешают однополые «браки» и дают право однополым сожителям на усыновление детей. И как после этого помилует нас Господь? Мы должны принести покаяние. Без покаяния мы не спасемся. Сейчас, когда закрыты церкви, до тех пор, пока их не откроют, мы должны сделать так, чтобы наши квартиры превратились в «домашнюю церковь».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Молитесь, где бы вы ни были, потому что вы храм Божий, ибо Бог не в рукотворных храмах живет, а в сердцах ваших».

И он приводит такие примеры: «Когда апостол Павел и апостол Сила были в темнице, они не могли пойти в храм и молились в тюрьме — и молитва освободила их от уз. Пророк Даниил не мог пойти в храм, он молился во рве со львами. И эта молитва затворила пасти львов, они его не тронули. Три отрока не могли пойти в храм, они молились в печи — и пламя их не коснулось, оно превратилось в росу.

Благоразумный разбойник не мог молиться в храме, он молился на кресте и вошел в рай. Не было храма и у пророка Ионы, он молился во чреве кита и вынудил кита выпустить его на сушу у берегов Палестины. Не мог молиться в храме и праведный Иов, он молился на гноище. Будем молиться, где бы мы ни находились. Душа каждого человека — это Святой престол, и каждый христианин может приносить жертву Богу и служить Ему молитвой.

Есть такая притча: когда Бог распределял земли между людьми, греки подошли к Нему последними. Он им говорит:
- Мне нечего вам дать, все уже роздано!
- Господи, а где же мы жить будем?
- Что поделаешь, вы опоздали.
- Господи, мы ради Тебя опоздали, потому что беседовали о Неизвестном Боге!
И тогда сказал им Господь:
- Ладно, есть у Меня еще одна земля, Я сохранил её для Себя. Возьмите её, и Я буду жить там с вами.
И Бог дал нам Грецию. И как Господь благословил греческий народ среди всех народов земли: из всех языков на планете Бог выбрал для написания Евангелий греческий. Разве такое благословение — это мало? Величайшие Отцы нашей Церкви — греки. Не великое ли это благословение? Когда мы читаем жития святых, то видим, что в каждом уголке земли есть свои святые и мученики. А в одном только городе Салониках — сорок два святых. Разве это маленькое благословение? Святые приносили великую пользу человечеству и во время своей земной жизни, и после успения.

И после того, как Бог дал нам столько благословений, мы Ему говорим: «Господи, мы не желаем поклоняться Тебе как Богу и Господу нашему». Каким образом мы заявляем об этом? Упраздняем Закон Божий и голосуем за наши собственные законы.

Когда-то Александр Македонский во время битвы заметил солдата, который прятался. Александр спросил солдата: «Как тебя зовут?». Тот отвечал: «Александр». Услышав, что они тёзки, Александр Македонский сказал: «Либо меняй свое поведение, либо меняй свое имя. Разве ты видел, чтобы я когда-то прятался в бою?». Точно так же и греческий парламент не имеет право носить свое имя. Он должен сменить название после тех ужасных законов, за которые он голосовал. Ему подошли бы такие названия: совет нечестивых, безумных или бессовестных. Он отверг Закон Божий и проголосовал за антихристовы законы. И кто после этого греческие парламентарии: отцы народа или губители народа? спасители греческой нации или её могильщики? Судя по законам, за которые они проголосовали, они никакие не «спасители», а самые настоящие могильщики. Народ должен проснуться, протестовать, изменить или отменить эти законы, и восстановить Закон Божий. И тогда Бог помилует нас. В противном случае, мы не увидим милости Божией. Мы, монахи, молимся за весь мир, да сжалится над нами Господь.

Вопрос: Что вы скажете о стихийных бедствиях, постигших Афон около недели назад?

Ответ: По моему убогому мнению, все это произошло потому, что некоторые монастыри на Святой Горе Афон приняли раскольников, нерукоположенных и саморукоположенных, и молились совместно с ними. А еще — поехали на Украину и молились и сослужили с ними там. Это наказание Божие за совершённые нами деяния.

Вопрос: Что бы вы хотели сказать тем монастырям (Ксенофонт, Пантократор), которые сослужили с раскольниками Епифания?

Ответ: Эти украинские раскольники не спасутся. И те монастыри, которые их принимали, совместно молились, сослужили и причащались с ними, тоже не спасутся. Откуда нам это известно? Нам это говорит Закон Божий. Что говорит 45-е Апостольское правило? «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен». Все те, кто сослужили и совместно молились с раскольниками, согласно этому правилу, отлучены и извержены из сана. А согласно 2-му правилу Антиохийского Собора, с ними невозможно какое-либо общение в Таинствах и молитвах.

Вопрос: То есть если такой, как иеромонах Хризостом из скита монастыря Кутлумуш, [который сослужил с Епифанием и другими украинскими раскольниками], служил сегодня, во Вторник Светлой седмицы, на престольном празднике в монастыре Кутлумуш, а мы оказались там, то что нам нужно было делать?

Ответ: Если в храме присутствуют те священники, кто прежде служил с раскольниками, мы не несем такой же ответственности, какую несут эти люди [потому что мы лично с раскольниками не молились]. Но все равно определенная часть ответственности ляжет и на нас за совместную молитву с таковыми.

Вопрос: Значит, что мы должны делать?

Ответ: Мы не должны ходить в такие монастыри.

Вопрос: А если мы заранее не знали, и на службу, где мы были, пришел иеромонах Хризостом из монастыря Кутлумуш, что мы должны были делать?

Ответ: Думаю, что в таком случае нам нужно уйти, мы не можем остаться.

Вопрос: Именно так мы и поступили… Что вы думаете о критических событиях, которые вызовут гнев Божий в ближайшее время?

Ответ: Я не понял вопроса, повторите, пожалуйста.

Вопрос: Как по вашему мнению: ожидает ли нас Божественное возмездие за произошедшие поползновения и за уход с правильного духовного пути у нас на родине?

Ответ: Конечно же, Бог ожидает нашего покаяния, и Он отвращается от того, что мы творим.

Вопрос: Ходят слухи о войне с Турцией...

Ответ: Это может произойти. Что я могу вам сказать… когда мы не выполняем волю Божию, как нас благословит Господь? Патриарх Константинопольский Герман II пишет в послании киприотам: «Умоляю вас: как можно скорее убегайте от тех иереев, которые впали в ересь латиномудрствующих, и не ходите в те церкви, где они служат, не берите антидор из их рук и не причащайтесь с ними [из одной Чаши], но оставайтесь дома и молитесь; в противном случае, вы попадете вместе с ними в ад». Если какой-то патриарх, архиепископ или епископ не почитает Апостольские правила, не почитает правила Вселенских и Поместных Соборов, не почитает учения наших святых отцов, которые запрещают совместные служения и молитвы с еретиками, то такой патриарх, архиепископ или епископ не является пастырем. Кем же он является? Об этом нам говорит великий Отец Церкви 1-го века: «Всякий говорящий тебе нечто вопреки тому, что повелел Бог, даже если он кажется достойным доверия, даже если постится, даже если пророчествует, даже если пребывает в девстве, даже если знамения творит, да будет в твоих глазах волком в овечьей шкуре, губящим овец» (святой Игнатий Богоносец).

Вопрос: Когда тот, кто возглавляет литургию в сослужении других иереев, епископ или первый из иереев, имеет еретические взгляды, вы нам говорили, что нужно сразу же уходить из этого собрания. Но если случилось так, как сегодня: один из десяти присутствовавших иеромонахов имеет общение с раскольниками, как Хризостом из Кутлумуша, и мы об этом знаем, должны ли мы уйти? Может ли этот один из десяти иеромонахов «осквернить» всех или можно, по икономии, остаться на службе и причаститься?

Ответ: Не могу сказать в точности… Нужно от них убегать. Послушайте, что говорит св. Иоанн Златоуст. Есть некоторые владыки, которые говорят священникам венчать православных и неправославных, а батюшка возражает: «Владыка, я не могу этого сделать, потому что это запрещают Священные каноны нашей Церкви».

Владыка в ответ приводит апостольские слова: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». Он требует послушания и говорит, что он духовный отец.

Как святой Иоанн Златоуст толкует слова «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»?

Святой спрашивает: «Что же, скажете вы мне, если начальствующий лукав, нам ему не подчиняться?». И он сам же отвечает на этот вопрос таким призывом: «В каком смысле ты говоришь «лукав»? Если это касается веры, оставь его и беги — не только от человека, но и от ангела, сшедшего с небес».

Что говорит апостол Павел галатам? «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Мог ли явиться Ангел к галатам и проповедовать им нечто противное тому, чему учил их апостол Павел? Конечно же, нет! А почему же тогда апостол пишет это? Это бессмысленная или лишняя фраза? Чтобы защитить нас, и чтобы бы не попали в ловушку. Ведь мы могли бы сказать: «Наш владыка — святой, его молитва воскрешает мертвых, открывает глаза слепым, воздвигает расслабленных от одра болезни!». Но даже если он делает всё вышеперечисленное и при этом говорит что-то несогласное с учением Церкви, то не только ему, но и ангелу с неба мы не должны оказывать послушание!

Добавлю к этому следующее: у нас есть обязанности перед нашими духовными отцами и обязанности перед Богом. Обязанности перед Богом превосходят обязанности перед духовными отцами.

Если наши обязанности перед духовными отцами вступают в конфликт с нашими обязанностями по отношению к Богу, то они теряют силу, и мы не должны их исполнять.

Пример мы находим в Священном Писании. Что мы читаем в Деяниях Апостолов? Книжники и фарисеи, иудейские архиереи были духовными вождями в эпоху земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Схватили апостолов, бросили их в темницу и запретили им проповедовать. Но явился Ангел Господень и вывел их из темницы и сказал им проповедовать. И когда апостолов схватили и снова привели к архиереям, то им сказали: «Разве мы не запретили вам учить о имени сем?». Тогда апостол Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Как я могу оказывать послушание патриарху, владыке, политическому деятелю, который говорит что-то противное Закону Божию?

- Большое спасибо, Геронда! Христос Воскресе!

- Воистину воскресе! Да благословит вас Бог в сем веке и в будущем!
Пятница, 24 апреля 2020 г.


@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.



1 комментарий:

  1. Спасибо за перевод таких нужных ответов старца Гавриила.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!