ПАСТЫРСКОЕ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
В СВЯЗИ С ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ 2020 г.
МИТРОПОЛИТА ПИРЕЯ,
ФАЛИРО, ДРАПЕЦОНЫ И СВ. ИОАННА РЕНДИ
С Е Р А Ф И М А
К СВЯЩЕННОМУ КЛИРУ И ХРИСТОЛЮБИВОМУ НАРОДУ
ЕГО МИТРОПОЛИЧЬЕЙ ОБЛАСТИ
Чада мои возлюбленные,
Перешла к жизни вечной Пресвятая
Богородица,
Матерь Жизни — Христа Бога нашего!
В эти августовские дни, когда в наших церквах
пели молебные каноны ко Пресвятой Богородице, мы видели, как многие люди притекали
за помощью к Её благодати, каждый со своими страданиями и ранами, со своими бедами
и страхами. С теми жизненными обстоятельствами, с которыми им пришлось
столкнуться: внезапными и неожиданными или ожидаемыми и предсказуемыми. Следует
отметить, что этим летом на лицах прихожан было заметно какое-то общее для всех
едва уловимое беспокойство, которое омрачало их лица и делало их не такими
радостными и улыбающимися, как это бывало прежде в столь великий праздник.
Виновата ли в этом пандемия, которая
стала испытанием для всего мира? Она ли является причиной нашей общей печали?
Кадры с больными и умершими из разных уголков земли? Информация и статистика о
распространении болезни? Затворнический образ жизни и изоляция от любимых нами
людей? Меры предосторожности и ограничения, введенные руководителями государств
и специалистами? Временное отстранение от работы и потеря рабочего места, от
чего пострадали тысячи? Правда и ложь, которые было трудно различить? Закрытые
двери храмов и умолкшие колокола, которыми проверяли стойкость нашей веры?
Безусловно, все вышеперечисленные меры были
беспрецедентными и даже жестокими. Нас вводили в заблуждение, нас шокировали,
нас разочаровывали, нас пытались разозлить, нас приводили в недоумение, нас
заставляли сидеть на месте, нас пугали. Однако за всем этим стоит нечто более
глубокое и существенное — то, что касается не только конкретных обстоятельств и
текущих условий нашей жизни. То, что мы испытали в этот период, только выявило
нашу большую проблему. И это не что иное, как страх смерти — величайшего врага человечества.
И когда мы в Церкви говорим о смерти, то
имеем в виду не только последний вздох человека. Смертный час исполнен трагичности
и ужаса, но смерть не ограничивается каким-то одним мгновением. Смерть накладывает
свою тень на все аспекты человеческой жизни. Мы переживаем смерть и в своей повседневной
жизни, встречая лишения, несправедливость, насилие, конфликты, разлуку, болезни
и боль. Мы переживаем смерть и в конце нашей жизни, как возможность и как приближающееся
событие, как угрозу и как неизбежность. После грехопадения первозданных людей контакт
со смертью — это неразлучный и болезненный спутник человека, характерное свойство
нашей падшей природы, от которого никто не может спастись. Способ существования
вдали от Бога, разлучение от Жизни. Способ выживания без перспективы духовного роста,
совершенствования и обожения.
Этого страшного врага победил Христос — Своим
вочеловечиванием, Своими страданиями на Кресте и Своим Воскресением. Он победил
смерть, умирая вместе с нами, умирая за нас. Христос сошел «в преисподняя земли»,
чтобы освободить нас, пленников диавола, от оков смерти. Он воскрес, чтобы даровать
нам возможность жизни и перспективу обожения. Теперь человек может жить
по-настоящему, он может быть своим, близким Богу, он может любить Бога всем
сердцем, а чтобы выразить свою любовь к Богу — возлюбить ближнего, для чего
следует прежде всего возлюбить самого себя.
Но сегодня человек, несмотря на великий
дар Христа, остается далеким от Бога. Это то, к чему вот уже некоторое время призывают
нас мудрецы века сего. И такое удаление от Бога называют сегодня «свободой» и «раскрепощением».
И считают его развитием и прогрессом. Но сейчас нас постигла болезнь, которая
охватила всю вселенную и заставила нас посмотреть прямо смерти в лицо, чтобы мы
осознали, насколько фальшивы все наши иллюзии. И не будет ложью сказать, что этот
взгляд породил в душах людей невероятный, громаднейший страх.
Человечество переживало различные
бедствия и болезни уже множество раз, в далеком и не столь далеком прошлом, и,
к сожалению, они будут постигать нас и в будущем. Но то, что произошло в наши
дни, было чем-то особенным. Впервые, глядя в телевизоры и смартфоны, мы наблюдали
за тем, как все уголки земли оказались равны перед лицом смерти. Даже если мы
не заболели сами и не потеряли кого-то из близких, мы всё равно оказались
беззащитными перед ее властью.
Напуганные и пришедшие в ужас, словно
маленькие дети, этим летом мы искали материнских объятий, чтобы утешиться,
защититься от страха и успокоиться душой. И мы нашли такую Отраду и Утешение в
лице Матери Божией. Той, Которую почти всегда изображают на иконах с Младенцем
на руках. Она держит в своих объятиях Христа, держит Истину, держит саму Жизнь.
Она приходит к нам словно мать, чтобы узнать, как мы живем и научить нас жизни,
угодной Богу, чтобы научить нас не бояться смерти.
Сначала Она показывает нам Своего Сына и
Бога и говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5). Она просит
нас прислушаться к слову Божию,
потому что оно не накладывает на нас узы, но, напротив, освобождает: это не слово принуждения, но слово любви. Бог не нуждается ни в чем, и Он
ничего не приобретёт от отношений с нами. Единственное, чего Он желает и о чем заботится — это спасение всех людей, которые тоже желают спасения.
К этому нас призывает, к этому нас побуждает, к этому нас ведет слово Божие, которое
для верующего человека становится законом. И Матерь Божия, «Честнейшая Херувим
и Славнейшая без сравнения Серафим», является живым свидетельством того,
насколько возвышается человек, когда он доверяет слову и закону Божию.
Затем, видя Пресвятую Богородицу,
безмолвно стоящую у Креста Своего Распятого Сына, мы познаем великую тайну:
человек, связанный с Богом, получает такую благодать и силу, что он может выстоять
перед лицом смерти и любого бедствия, не падая духом, не теряя надежду, не будучи
побежден безмерной печалью и отчаянием. Богоматерь оплакивала Свое Чадо, как
настоящая мать. Но в глубине Ее существа жила надежда на Его Воскресение, которая
была так сильна, что имела характер ожидания и твердой уверенности. Поэтому, как
считают некоторые Святые Отцы, Она первая удостоилась узреть Воскресшего
Христа. Богородица таинственно свидетельствует о том, как нам следует относиться
к ударам смерти, которые безжалостно поражают нас всякий раз, когда сей мир
покидает человек, любимый нами. Она утешает и уверяет нас в том, что это не
конец и что последнее слово будет за Жизнью.
И, наконец, наступает сегодняшний день,
Успение Богородицы, чтобы привести нас к совершенно иному взгляду на смерть
человека. Мы празднуем сегодняшний день с ликованием, как победу над смертью. Теперь
это уже совсем не то, что было прежде: это переход от нынешней жизни к будущей,
от боли к блаженству, от тления к нетлению, от эфемерного к вечному. С одной
стороны, мы видим на иконе Успения Богородицы Самого Христа, нежно держащего в
Своих объятиях душу Своей Святой Матери. А с другой стороны, в тот же самый
день мы празднуем и воскрешение тела Пресвятой Богородицы, и взятие его Христом
на небо. Непорочное тело Богоматери не было оставлено на земле и не
подвергалось тлению. В руках Божиих находится и душа, и тело человека. Госпожа Богородица
первой получила тот дар жизни, который Спаситель Христос уготовал для каждого из
верных, имеющего общение с Ним в молитве и таинствах.
Праздник Успения является образом того,
как нам следует воспринимать смерть, простирающую на нас свою мучительную
власть, свою тиранию. Созерцая пример Пресвятой Богородицы, мы преисполняемся
смелости, которая позволяет нам не сдаваться в жизненных бедствиях. Именно таким
образом мы, христиане, должны относиться к пандемии и её последствиям.
Преодолевая страх, мы лишаем смерть её жала. Она теряет свою силу и не является
больше непобедимой и ужасающей. Пребывая в руках Божиих, окружённые Его милостию
и любовию, мы находимся в полной безопасности. Что бы не случилось в нашей
жизни, какое бы зло или несчастье мы не испытали, в конце концов, Бог обратит
его нам на пользу.
Молимся, чада мои возлюбленные, чтобы
Богородица Дева, Питательница Жизни нашея, защитила каждого из вас, благословила
наш край и нашу Родину, которая претерпевает множество испытаний в последние
времена, и просветила людей во всем мире, да познают они Сына и воплотившееся Слово
Божие, Иисуса Христа — Того, Кто попрал смерть и упразднил страх.
МНОГАЯ ЛЕТА!
Со всею моею
любовию,
ВАШ
МИТРОПОЛИТ
† Пирейский
СЕРАФИМ
Источник:
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!