суббота, 17 октября 2020 г.

Святой новомученик Димитрий Самаринский

В мрачные годы турецкого владычества тысячи новомучеников были одновременно и национальными героями Греции, потому что для православного грека вера и Родина неразделимы. Они принимали мучения за святую веру Христову и за свободу своей Родины. Одним из самых героических мучеников и национальных героев Греции был преподобномученик Димитрий Самаринский.

Он родился в конце XVIII века в горной местности Самарина (область Гревены), где влияние османских тиранов было ограниченным из-за труднодоступности этой территории. Поэтому в этих местах была особенно развита идея революции и освобождения от бесчеловечного турецкого рабства, и росло народно-освободительное движение.

Нам мало что известно о его происхождении и детстве. Всем, что мы знаем, мы обязаны французскому консулу в Янине — путешественнику и филэллину Франсуа Пуквилю (Pouqueville), который познакомился с Димитрием в Самарине и был свидетелем его последующих пыток и мученической смерти. Мы предполагаем, что он был рожден и воспитан благочестивыми родителями, которые вдохнули в него веру в Христа, как единственного Спасителя и Искупителя человеческого рода. Похоже, что они также внушили ему и взрастили в его душе высочайшую идею свободы и человеческого достоинства, которую беспощадно попирали варвары — иноверцы и тираны.

С детских лет он восхищался монахами и имел горячее желание жить монашеской жизнью. Большое влияние оказал на него св. Косма Этолийский (1714-1779), который многократно обходил самаринские деревушки с проповедью. Димитрий последовал за ним и стал его учеником. Достигнув совершеннолетия, он решил служить Богу в монашеском чине. Он принял монашеский постриг в старом Самаринском монастыре св. Параскевы, который был действующим до 1921 года.

В то время, когда Димитрий подвизался в этой святой обители, в окружавших её высоких и неприступных горах сформировались крупные отряды партизан, арматолов[1] и клефтов[2], которые боролись против турок и наносили им сокрушительные удары. Хотя Димитрий и был монахом, он присоединился к ним и участвовал в операциях против захватчиков, помогая им различными способами. В тяжелые времена порабощения Османской империей греческие монастыри были центрами, где находили убежище гонимые греки и готовились восстания.

В 1808 году известный своей жестокостью Али-паша Янинский, под властью которого находилась и Самарина, подавил восстание, возглавляемое свящ. Евфимием Влахавасом в Фессалии, и вселил страх и ужас в порабощенных им немусульманских подданных, которых турки называли «райя»[3]. После этого Димитрий решил последовать по стопам своего учителя св. Космы Этолийского: покинуть монастырь, проповедовать слово Божие и утверждать в вере угнетённых греческих христиан.

Он обходил деревни пешком и горячо проповедовал Православную веру. Проповедь его, прежде всего, была сосредоточена на райском блаженстве, которое ожидает верных в Царствии Божием: таким образом он надеялся воодушевить порабощенных райя и дать им надежду на то, что в будущем веке они, наконец, освободятся от бедствий и невзгод этой жизни. Его проповедь можно было понять и иначе, словно он имеет в виду будущее освобождение греков от османских правителей. Вскоре о деятельности монаха Димитрия стало широко известно. Некоторые истолковали его слова таким образом, будто, говоря о Царствии Божием, он имеет в виду мирскую систему правления, при которой власть находится в руках у духовенства, так называемую «теократию светского типа». Эти люди пошли к Али-паше и ложно обвинили монаха Димитрия в подстрекательстве греков к восстанию. За ним прислали отряд, взяли под стражу и отправили его на допрос в Янину.

Монаха Димитрия привели к жестокому Али-паше, который лично допрашивал его, требуя выдать своих сообщников-повстанцев. Открыть имена архиереев и священников из этой области, которые поддерживали о. Евфимия Влахаваса и революционное движение. Также Али-паша требовал рассказать ему о связях революционного движения Влахаваса с Россией. Димитрий отказался отвечать на эти вопросы, непрестанно призывал имя Христово и просил Господа укрепить его в этом тяжком обстоянии. Чтобы он смог выдержать грядущие мучения и претерпеть боль.

Мучитель повелел ему снять с груди образ Пресвятой Богородицы, но Димитрий отказался. Тогда разгневанный паша предал его на мучения палачам, чтобы те подвергли его самым изощренным пыткам, надеясь, что невыносимые муки вынудят его переменить свое мнение. И он дерзко обратился к святому: «А теперь посмотрим, как тебя спасет твоя Богородица»!

Они сорвали образ с его груди и плевали ему в лицо. Потом жестоко избили, после чего срезали тростник и сделали из него тонкие заостренные колья, которые вонзали ему под ногти на руках и ногах. Видя стойкость св. Димитрия, мучители еще больше усилили пытки: они взяли железные тиски и сдавили ими его многострадальную голову. Он перенес мучения с неслыханным героизмом и мужеством: не издавал ни криков, ни стонов, и только непрестанно шептал имя Христа и Пресвятой Богородицы. И каким-то непостижимым образом эти железные тиски сломались! Затем его бросили в темницу.

На следующий день палачи разожгли огонь и подвесили его вниз головой над пламенем, которое опаляло его волосы, бороду и кожу. Но поскольку они не хотели, чтобы он умер быстро и желали как можно дольше «насладиться» его мучениями, одновременно надеясь, что он расскажет о своих предполагаемых сообщниках, они бросили его на землю, положили ему на грудь доску и начали прыгать по ней, ломая ему кости.

Видя, что он не сдается, палачи пошли к Али-паше, чтобы уточнить, как расправиться с ним. Тот придумал другой способ, чтобы умертвить его медленно и мучительно: привязать к столбу и замуровать в стене, оставив снаружи только голову, чтобы продлить его страдания. Они давали ему немного пищи, чтобы продлить ему жизнь, а вместе с ней и невыносимые муки. Св. Димитрий прожил в таком состоянии целых десять дней, молча перенося боль и моля Бога о том, чтобы претерпеть все до конца.

На десятый день он предал свою святую душу в руце Божии. Его последние слова были такими: «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114, 7). Это было 18 августа 1808 года.

Один мусульманин, видя героизм и мужество Димитрия, уверовал во Христа и крестился, взяв имя Георгий. Чтобы избежать гнева турок, он укрылся в Агринио. Однако люди Али-паши нашли его, арестовали и тоже подвергли пыткам. Он не проявил малодушие и не отказался от Христа, тоже удостоившись мученической смерти. По свидетельству Пуквиля, эти пытки были настолько ужасны, что ему было не под силу описать их словами! Новомученик Георгий один из тех многочисленных мучеников, которых называют выходцами «из агарян»!

Память прмч. Димитрия отмечается 18 августа (31 августа по н. с.). Великий греческий поэт Аристотелис Валаоритис посвятил героическому о. Евфимию Влахавасу и прмч. Димитрию известную эпическую поэму «Мемориалы». А Франсуа Пуквиль сказал о мученической кончине прмч. Димитрия следующее: «Восстание и мученичество о. Евфимия Влахаваса приуготовили триумф немощному смертному, единственным оружием которого была молитва и кротость. Монах Димитрий из Самарины был одним из служителей Христовых, предназначение которых поддерживать слабых и укреплять малодушных во время мировых потрясений и бурь. Их кровь, смешанная с кровью воинов, мученичеством возвратила христианскому имени былую славу».

Ламброс К. Скондзос, богослов, преподаватель

Источник: https://enromiosini.gr/biografies/αγ-νεομάρτυς-δημήτριος-εκ-σαμαρίνης/

[1] Армато́лы (греч. αρματολοί) в период османского владычества в Греции представители местного христианского населения (преимущественно греки), имевшие право на ношение оружия. 

[2] Клефты (греч. κλέφτες, первоначально означало просто «разбойник») так в Греции времён Османской империи называли участников незаконных вооруженных организаций. Воинственные горцы сами себя называли паликарами (сильные молодцы).

[3] В Османской империи «райя» было особым сословием с низким социальным статусом, которое подлежало высокому налогообложению в противовес более престижной социальной группе аскери — военных и правителей. С XVIII века, когда термин получил наибольшее распространение, в число райя включались немусульманские подданные (христиане и иудеи), независимо от их положения в обществе.

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!