воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Эксклюзивное интервью с Преосвященнейшим митрополитом Киккским и Тиллирийский Никифором на тему «Украинский вопрос и Кипр».



Ведущий: С нами сегодня Его Преосвященство митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, с которым мы побеседуем об украинском кризисе. Добрый день, Владыка!

Митр. Никифор: Здравствуйте! Да благословит Вас Господь!

Ведущий: Вы — один из тех митрополитов, которые не согласились с действиями Архиепископа Хризостома. По какой причине?

Митр. Никифор: Мы выразили свое несогласие с тем, чтобы Архиепископ поминал Епифания в качестве пятнадцатого предстоятеля так называемой Украинской автокефальной церкви без ведома Священного Синода и несмотря на то, что 9-го сентября мы все высказали свое несогласие с этим. Но всё равно, пренебрегая Священным Синодом и действуя в обход, он приступил к этому действию, которое противоречит и Священным Канонам, и Уставу Кипрской Церкви. Снова напомню 34-е правило Святых Апостолов, которое подчеркивает, что ни Предстоятель не может сам делать то, что ему заблагорассудится, по своему произволу, ни синодальные епископы сами по себе, без Предстоятеля, не могут принимать такие решения, которые выходят за рамки их полномочий и касаются не только внутренних дел их митрополии, но всей Церкви. Это относится, например, к догматическим вопросам, осуждению ересей, хиротонии архиереев и т. п.[1]

Ведущий: Архиепископ Хризостом спрашивал Ваше мнение по этому вопросу или должен быть созван Священный Синод, чтобы Вы могли изложить все свои взгляды? Потому что вчера в своем интервью газете «Кафимерини» Архиепископ сказал, что Вы не просили созыва Священного Синода ни в письменной форме, ни в личном разговоре.

Митр. Никифор: Прежде всего, я должен подчеркнуть, что 19 марта 2019 года Священный Синод Кипрской Церкви единогласно решил, что мы не будем признавать Епифания; что мы будем сохранять молчание, чтобы дать возможность нашему Предстоятелю выступить с инициативой в качестве посредника и, по мере своих сил, способствовать урегулированию этого вопроса: убедить Вселенского Патриарха созвать Вселенский, Всеправославный Собор или собрание предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. Таким и только таким было единодушное решение по украинскому вопросу.

В сентябре 2020 года Блаженнейший пришел на заседание Священного Синода и в конце заседания сказал: «Вы знаете, у меня есть письмо к Вселенскому Патриарху, и я бы хотел, чтобы его зачитал вслух секретарь». Секретарь начал читать. И — ни много, ни мало — в письме говорилось о том, что Архиепископ собирается приступить к поминовению Епифания. Но, тем не менее, после обсуждения Архиепископ пришел к заключению, что он не отправит Вселенскому Патриарху это письмо и продолжит сохранять нейтралитет. О сохранении нейтральной позиции он попросил и нас. Все архиереи, без единого исключения, сказали, что сейчас не время для громких заявлений и что любые вопросы о поминовении должны обсуждаться на специальном заседании Священного Синода. И мы остановились на этом.

Накануне рукоположения во епископа Арсиноиса (Пагратиса) мы обсуждали различные вопросы. Архиепископ скрыл свои намерения и ничего нам не сказал. Поэтому для нас стало полной неожиданностью, когда мы услышали, как он поминает Епифания с Украины в качестве предстоятеля… Это было во время Божественной литургии в монастыре Хрисорогиатиссы.

Ведущий: Как вы думаете выразить свой протест? Требовать созыва Священного Синода?

Митр. Никифор: Прежде всего я хотел бы прокомментировать интервью нашего Архиепископа в газете «Кафимерини». Его Блаженство сказал: «Я посчитал правильным — чтобы они (митрополиты Кипрской Церкви) мне не досаждали и чтобы мы не ссорились — не информировать их, поскольку, если бы я это сделал, они бы мне сказали “нет”. И тогда в своём ответе я бы им сказал: “Я вас не послушаю”, что было бы ещё хуже. Сказать им о поминовении означает вызвать их протест. А теперь, когда они ко мне придут, чтобы выразить свой протест, я им скажу: “Братья, поскольку я не собирался вас слушать, потому я вам и не сказал об этом поминовении. Я прошу прощения, но это моё право и я это сделал”».

И он продолжает: «Когда я отправлялся на межсоборные конференции, приснопамятный Архиепископ Хризостом I никого об этом не спрашивал. То же самое и я: никого не спросил, когда направил митрополита Пафосского».

Господи помилуй… Зачем надо было созывать Священный Синод, если заранее знаешь, что примешь положительное решение и поступишь так, как ты хочешь? И если знаешь, что не пройдет на голосовании какое-то твое мнение, то делаешь так, чтобы оно вообще не обсуждалось нами и не созываешь Синод? Кто сказал, что ты имеешь право действовать сам, по своему произволу, и командировать митрополита Пафского [от имени всей Поместной Церкви]?

Давайте вспомним статью 7, пункт 2 устава Кипрской Церкви, который был принят в 2010 году в результате голосования под председательством самого Блаженнейшего Хризостома. Там написано, что «координирует отношения Кипрской Церкви с другими Православными Поместными Церквами, инославными церквами и конфессиями, а также с другими религиями только Священный Синод Кипрской Церкви и никто другой»[2].

Ведущий: Что Вы думаете делать теперь, когда Вас и других епископов, выразивших свой протест, обвинили в «самочинном сборище» или так называемой «парасинагоге»?

Митр. Никифор: Да, действительно, нас обвинили в «самочинном сборище». Прежде, чем это прокомментировать, нужно рассмотреть, что это такое. Понятие «парасинагога» введено святителем Василием Великим в его 1-м Правиле. Он называет самочинными сборщиками (греч. παρασυναγωγός) таких пресвитеров или епископов, которые подлежат осуждению или даже извержению из сана за грех или каноническое преступление, но они не покоряются и продолжают служить Божественную Литургию и исполнять свои священнические или епископские обязанности, и увлекают к своему жертвеннику ещё и других. Вот что такое самочинное сборище и это никак не подходит к данной ситуации

Вероятно, Его Блаженство просто оговорился и хотел обвинить нас в заговоре (греч. συνωμοσία) и сговоре (греч. φατρία). Но на самом деле такие преступления из области церковного права, как «заговор» и «сговор», подразумевают, что какие-то епископы дают клятвы и составляют соответствующий документ (договор), замышляя плохое против своих соепископов или самого предстоятеля, а затем тайно приступают к реализации своих планов. Но в нашем случае ничего подобного не произошло.

Чтобы лучше понять, что такое заговор и сговор, следует обратиться к деяниям божественного Луки, где говорится, что «иудеи сговорились между собой и дали клятву не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла» (Деян. 23,  12). Вот что означает «заговор» и что означает «сговор».

Мы же осудили и высказали свое несогласие с действием Предстоятеля совершенно открыто, публично, а не тайно. Поэтому это не является ни «сговором», ни «заговором», ни «самочинным сборищем» — ничем из перечисленного выше.

Я бы хотел подчеркнуть, что в этом интервью митрополит Тамасский и Оринийский Исаия получил очень нелестную характеристику: «Но когда меня начинает поливать грязью этот малец, митрополит Тамасский — это уж слишком! Это аморально, ведь это мне он обязан своим рукоположением. Позор ему!»[3].

Я очень внимательно перечитал интервью митрополита Тамасского Исаии и искал, где именно он позволил себе неуважительные высказывания по отношению к Архиепископу. И я не нашёл такого нигде. Митрополит Тамасский Исаия не заслужил, чтобы его называли «этот малец»: ему 48 лет и это очень грамотный богослов, который владеет многими языками, в том числе и английским, и русским. Он занимается широчайшей и многосторонней деятельностью на пользу нашего государства, народа и Церкви, в том числе в области благотворительности и культуры. Многие люди очень хорошо отзываются о митрополите Тамасском Исаие, и мы очень сожалеем о том, что в его адрес прозвучали такие высказывания. А также мы сожалеем обо всех тех высказываниях, которые выражают наш эгоизм и нашу безответственность. Что касается подчинения священноначалию, то мы, конечно, должны быть смиренными, но когда нарушаются Священные Каноны и устав нашей Церкви, то наш долг — противодействовать этому.

Возьмем, к примеру, четверых митрополитов Элладской Церкви: Коницкого, Пирейского, Китирского и Этолийского. Ведь и они тоже написали целое обращение к Священному Синоду Элладской Церкви. Причем, это обращение содержало суровую и нелицеприятную критику. Неужели и они тоже должны быть обвинены в заговоре и в сговоре, в создании самочинных сборищ?

То же самое касается и журнала «Предание» (греч. «Παρακαταθήκη») за июль и август 2019 года, выпуск 127, где содержались публикации многих клириков по украинскому вопросу.

Ведущий: Ваше Преосвященство, как мы понимаем, Вы хотели бы дать ответ на высказывания, прозвучавшие вчера в интервью Архиепископа. Вы уже многое нам рассказали. Мы достаточно ограничены во времени, но я хотел бы задать Вам ещё один вопрос. Поскольку Россию обвиняют в «религиозном империализме» (греч. θρησκευτικός ιμπεριαλισμός), и Архиепископ вчера сказал, что, так как на Кипре есть русские, Московский Патриархат может теперь направить сюда своего митрополита. Что Вы ответите на это? О Вас говорят, что Вы защищаете интересы России.

Митр. Никифор: Когда я слышу такие вещи, мне становится стыдно. Ваше Блаженство, Вы же сами в июле 2018 года послали письмо Патриарху Московскому, где написали, что мы будем продолжать занимать свою позицию, что мы его поддерживаем, что по украинскому вопросу мы всегда будем с Россией, потому что Украина и Киев это её духовные корни. Это колыбель Русской Православной Церкви. Мы понимаем это намного лучше, чем другие, потому что монастырь св. Апостола Варнавы у места его захоронения был разорён после турецкого вторжения, и он не достиг бы такого процветания, как теперь, если бы не помощь России. Там было написано также следующее: «Без вас мы остались бы незначительным меньшинством христиан на Кипре, без Вас мы не имели бы защиты» и т. д.

Почему же теперь, 20 октября 2020 года, Вселенскому Патриарху было отправлено письмо совсем другого содержания, где Блаженнейший — ни много, ни мало — обвиняет Россию в империализме? И пишет, что Россия вмешивается во внутренние дела Грузии, Украины, Польши, Румынии и т. п.

Теперь, что касается Вашего вопроса.

Мы не придерживаемся ни пророссийской, ни проамериканской позиции. Мы не стыдимся сказать, что наши народы являются братьями по вере и поэтому наши взгляды всегда обращены друг на друга. При этом, мы всегда остаёмся верны Священным Канонам и Уставу нашей Церкви. Когда наши собратья действуют согласно Священным Канонам, то наша душа радуется и мы поддерживаем их. Но когда они нарушают эти каноны и многовековое церковное предание, а также священно-канонический порядок и богослужебную практику, то мы реагируем на эти нарушения. Мы непременно должны реагировать на такие вещи и поступать так, как велит нам наша епископская совесть. Горе нам, если мы будем молчать как рыба, потому что в таком случае мы тоже станем сообщниками всех этих нарушений Кипрский народ должен обязательно всё это услышать и понять, что представляет собой «украинский вопрос».

Ведущий: Чтобы рассмотреть это подробно, потребовалось бы выпустить ещё одну передачу.

Митр. Никифор: Да, я бы очень этого хотел.

Ведущий: У меня последний вопрос, Ваше Преосвященство, в связи с выборами Архиепископа. Блаженнейший вчера сказал, что он не может сейчас уйти, потому что архиереи «поубивают друг друга». Он сказал, что Вы не намереваетесь выдвигать свою кандидатуру, но будете поддерживать митрополита Тамасского Исаию. Что Вы можете сказать нам по этому поводу?

Митр. Никифор: Смотрите. Сам Блаженнейший в своём интервью сказал: «Я хотел бы уйти, но у меня есть предчувствие, что если я уйду, то они поубивают друг друга». На самом деле, эта фраза напоминает мне другое высказывание, которое принадлежит Людовику XIV: «После нас хоть потоп». Нет, Ваше Блаженство. После Вас не будет потопа и не воцарится хаос. И не иссякнут в Церкви Божией воины, готовые постоять за Неё должным образом. Кладбище заполнено «незаменимыми» людьми. Кипрской Церкви вот уже две тысячи лет. За это время были десятки и сотни предстоятелей. Но Церковь остаётся священной и живой, и будет оставаться такою всегда.

Что касается второго Вашего вопроса насчет выборов Архиепископа. Я не думаю, что происходящее связано с выборами Архиепископа. Некоторые решения были приняты под давлением геополитических, геостратегических и геоэкономических интересов. В этом наша проблема.

Хочу ли я поддержать митрополита Тамасского Исаию? Отвечу Вам следующее: он достоин и более чем достоин. Это человек высокой нравственности, образованный в высшей степени. Он очень успешно участвует в самой многосторонней деятельности, проводимой во благо нашей страны и нашей Церкви в сфере духовности, благотворительности и культуры. Мы с ним не обсуждали, планирует ли он выдвигать свою кандидатуру для голосования. Посмотрим.

Ведущий: Будете ли Вы выдвигать свою кандидатуру?

Митр. Никифор: Что касается меня самого, то я хотел бы подчеркнуть, что не намереваюсь предлагать свою кандидатуру и в силу моего преклонного возраста (мне 73 года), и по причине многих болезней. Я нисколько не заинтересован в уходе из жизни нашего Архиепископа. К Блаженнейшему я испытываю глубокую симпатию и от души желаю ему выздороветь и продолжать управлять нашей Церковью. Но всё-таки нужно выбирать подобающие выражения, когда отзываешься о своих собратьях. Благодарю Вас! Всего Вам хорошего!

Ведущий: Всего хорошего и Вам! Спасибо.

Кипрская государственная телерадиокомпания,

передача «Изо дня в день».

2 ноября 2020 года.

 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=FJu2QXSh6ck

@Расшифровка видео и перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.


[1] Правило 34 Святых Апостолов: Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух.

[2] https://churchofcyprus.org.cy/wp-content/uploads/2015/12/KATASTATIKO_DIMOTIKI.pdf

1 комментарий:

  1. Неужели только Константинопольский патриарх вправе созывать всеправославный собор? Не верится. Что в канонах говорится об этом?

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!