суббота, 20 февраля 2021 г.

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис): Фарисеи, смиритесь!

 

ФАРИСЕИ, СМИРИТЕСЬ!

Проповедь митрополита Флоринского Августина в Неделю о мытаре и фарисее (02.02.1958).

ЕСЛИ, мои возлюбленные, мы взглянем на природу, окружающую нас, то увидим нечто удивительное: все создания Божии возносят хвалу своему Творцу, каждое по-своему. Море благодарит Бога плеском своих волн, ручей — своим нежным журчанием, деревья — шелестом своих листьев, птицы — своими прекрасными трелями, звезды — своим мерцающим светом… Даже самая маленькая курочка, когда она пьет воду, делая каждый глоток, поднимает голову вверх, словно говоря Подателю всех благ: «Господи, слава Тебе!».

Может ли человек оставаться безучастным к этому священному зову и не обратиться с молитвой к своему Создателю? Конечно же, нет. Человек тоже молится. Самым благородным проявлением человека, когда раскрывается вся глубина его сердца, является время молитвы. Общение творения со своим Творцом — это мгновение, когда человек чувствует необходимость поблагодарить Бога за все Его величайшие благодеяния, а также тот момент, когда он, преисполнившись скорби и не имея надежды на людей, прибегает ко всемогуществу Божию и просит Его о помощи и защите.

Но, братья мои, что я вижу и что я слышу? Человек умудряется согрешить даже в этот священный час, оскверняя свое общение с Богом! Каким образом? Ответ на этот вопрос нам дает Сам Христос в сегодняшней притче о мытаре и фарисее.

Мы мысленно следуем за Господом в храм Соломонов и оказываемся там во время молитвы иудеев. В ветхозаветные времена в этом священном месте человек чувствовал особое присутствие Божие. Он молился и ощущал, что Бог нисходит к нему, а он восходит мысленно к Богу. Мы видим, как в храм с благоговением входит множество людей. Они идут туда, чтобы помолиться. Их движения сдержанны, они стараются вести себя тихо.

Но вот появляется какой-то человек, который нарушает благоговейную тишину, царящую в храме. Это фарисей. Что он делает? Он проходит сквозь толпу с таким видом, что люди расступаются перед ним. Походка его горделива, взгляд высокомерен. Он считает себя чистым, справедливым и святым; отвращается от других, как от скверны. Вход его совершается с шумом. Он ступает так, чтобы обратить на себя внимание, чтобы взор всех людей был прикован к нему. И чтобы в храме звучала только одна молитва: его собственная. Он становится посреди храма, на виду у всех, воздевает руки горе и начинает молиться вслух, чтобы все его слышали.

Но разве это молитва? Молитва фарисея — это просто насмешка над Богом. Фарисей позабыл, что он обращается не к какому-то простоватому иудею, а к великому Богу, перед Которым содрогается от трепета вся Вселенная. Этому напыщенному и самовлюбленному эгоисту даже не приходит мысль о том, чтобы встать на колени, преклонить свою главу и молиться о спасении, о помиловании своей души. И вот он отверзает уста…

И начинает со слова «благодарю»[1]. За что же он благодарен Богу? За здоровье, за многие блага, которыми наполнен его дом, или за то, что Бог сохранил его от греха? Послушайте, что говорит фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю»[2]. Обращена ли его молитва к Богу? На самом деле, она обращена к людям, чтобы они слушали о его добродетелях и восхищались им.

Другими словами, он превратил священное время молитвы в какое-то представление, в какое-то зрелище. Где собранность и нерассеянность ума, где сокрушение сердца, где смиренное предстояние перед Богом, где сознание своей греховности и испрашивание милости Божией? Все его мысли вращаются только вокруг самого себя: «Я не грабитель, я не обидчик, я не прелюбодей...». Ты не таков, но зато ты эгоистичен и горд. А гордость ненавистна Богу даже больше, чем другие пороки и страсти. Если бы ты был грабитель, обидчик или прелюбодей, это было бы даже менее страшно, потому что в таком случае смирение привело бы тебя к покаянию и ты был бы помилован Богом.

О надменный фарисей, ты вышел из храма, раздувшись от гордости, потому что тебе удалось вызвать восхищение людей, они ублажали тебя и сочли тебя хорошим. Но согласился ли Бог с этой оценкой? Похвалил ли тебя Бог? Принял ли Он твою молитву? Такая молитва не доходит до Бога. Вот почему Христос, предостерегая нас от греха, рассказал, как нам следует молиться. Хочешь ли ты, человече, иметь общение с Небом? «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»[3]. А фарисейские молитвы никому не нужны.

Получается, что из-за гордости человек может страшно согрешить даже в священное время молитвы.

Но давайте не будем задерживаться нашим внутренним взором на таком печальном зрелище, как молитва фарисея. Рассказывая эту притчу, Господь обращает наше внимание на ещё одного человека, молящегося в этом же храме. Фарисей напыщен и горд, а этот человек кающийся и смиренный. Кто это такой? Это мытарь. И он тоже занимается испытанием совести. Фарисей видит одни только добродетели, мытарь видит одни только грехи. Из уст фарисея звучит благодарение, которое преисполнено самодовольства, из уст мытаря — покаянная молитва, проникнутая болью сердечной. Первый кичится, а второй бьет себя в грудь. Этот не понимает, перед Кем он стоит; тот осознаёт, что перед ним Бог, единственный Святой и Совершенный, Тот, Чьё величие «покрыло небеса»[4]. Он чувствует себя жалким и убогим грешником и не поднимает глаз к небу. Разве могут поврежденные глаза смотреть на солнце? Разве может грешный человек воззреть на Всесвятого Бога? Он болезнует сердцем, плачет, рыдает и, сокрушенно «бияше перси своя», вопиет: «Боже, милостив буди мне грешнику»[5].

О смиренное сердце, познавшее высоту Бога и свое убожество! Ты не пришел в храм, чтобы «показать себя» или вызвать восхищение людей, но пришел для того, чтобы высказать свою боль, рассказать о том бедственном положении, до которого довели тебя твои грехи, и попросить милости и любви Божией!

Вот почему молитва мытаря была услышана. Некоторые могли бы подумать, что этого человека Бог не послушает, потому что он — грешник, презираемый всеми… и фарисеем, в первую очередь. Но одно дело суд Божий, а иное — суд человеческий. Мы не знаем, что происходит во внутренней храмине сердца каждого человека. По суду человеческому мытарь был достоин осуждения, а по суду Божию он был оправдан. Его презирали люди, но зато его молитву принял Сам Бог. Смирение мытаря привлекло к нему любовь Божию.

И сегодня, мои возлюбленные, есть мытари и фарисеи. И сегодня люди приходят в церковь молиться с разным расположением души. Сколько людей, подобно фарисею, приходят в храм с гордым и высокомерным видом! Сколькие демонстративно крестятся, чтобы показать свое «благочестие»! Сколькие приходят не для того, чтобы помолиться, а чтобы похвастаться красивым платьем или пальто, посверкать украшениями, чтобы вызвать восхищение, чтобы стать предметом для разговора! Сколь многие говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что мы лучше других»! Сколь многие называют себя «хорошими христианами»! Но всегда есть и другие, такие же, как мытарь. Какая-нибудь старушка, которая скромно сидит на лавочке в уголке и с сокрушением молится: «Пресвятая Богородица, спаси меня!», напоминает мне мытаря. Какие святые души!

Обращаюсь к фарисеям. Фарисеи нашего времени, не возноситесь, если люди говорят о вас хорошо. Загляни в свое сердце и посмотри: может быть, тебя ужалил змей гордости и ты болен? Займись испытанием совести, чтобы понять, с тобою ли Бог. Если же нет, то восплачьте и возрыдайте, и скажите с сокрушением: «Боже, милостив буди нам, грешным», чтобы получить отпущение грехов. Потому что нет такого человека, который был бы жив и не согрешил. Даже если вы взойдете на высоту добродетели, всё равно у вас будут какие-то упущения. А посему «смиритесь пред Господом, и вознесет вас»[6]. Ибо Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать»[7]. Аминь.

 

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис).

Проповедь была произнесена в Афинах 02.02.1958.



[1] Лк. 18, 11.

[2] Лк. 18, 11-12.

[3] Мф. 6, 6.

[4] Авв. 3, 3.

[5] Лк. 18, 13.

[6] Иак. 410; 1 Петр. 5, 6.

[7] Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5.

Оригинал на греческом: http://www.pigizois.gr/kiriakodromio/augoustinos/14_telonou_kai_farisaiou.htm

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!