вторник, 23 февраля 2021 г.

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос: Отношение святого Харалампия к идолослужению.

10/23 февраля Святая Православная Церковь светло торжествует, празднуя память святого и славного священномученика Харалампия чудотворца. Празднование памяти святого Харалампия дает нам благоприятную возможность заняться одним важным и наболевшим вопросом, с которым столкнулась наша Церковь ещё в первые века христианства. Это не что иное, как идолослужение, поклонение идолам. Каково было отношение святого Харалампия к идолослужению? 

Можно очень легко найти ответ на этот вопрос, если мы почитаем синаксарь и со вниманием углубимся в житие святого Харалампия.

Согласно синаксарю святого, «игемон Лукиан грозно посмотрел на святого Харалампия и грубейшим тоном спросил:

- Почему же, старик, ты презираешь идолов и нарушаешь царские указы?

- Я, — дерзновенно ответил ему святой Харалампий, — подчиняюсь спасительным заповедям нашего Небесного Царя Христа. Ваш же царь Севир дает указания бесполезные и бессмысленные. Он приказывает вам поклоняться словно богам бесчувственным и бездушным статуям и тем самым предает ваши души вечной смерти. Наш же Царь, Христос, дарует нам искупление, мир душевный и жизнь вечную.

- Принеси жертву богам, злой человек! — воскликнул Лукиан, — а не то будешь предан на лютую мýку.

- Не принесу я жертвы бесам, твердо и с невозмутимым спокойствием ответил святой. — Я принес свою жизнь в жертву истинному Богу, сладчайшему Иисусу Христу, Который претерпел крестную смерть нашего ради спасения. Я не настолько несмыслен и глуп, чтобы поклоняться как богам бесчувственным идолам и бессильным демонам, трепещущим перед силою Его Креста. И все ваши угрозы растерзать мое немощное тело неспособны разлучить меня от любви Христовой».

Мучения свмч. Харалампия.

А эти исповеднические слова святого Харалампия заслуживают особенного внимания:

«Есть только Один Бог, это Бог христиан. Создатель и Правитель Вселенной. Не обманывайтесь, поклоняясь идолам яко богам. Люди в своем заблуждении забыли своего Творца и, подстрекаемые падшими ангелами, бесами, сотворили с помощью своего воображения несуществующих и ложных богов, и поклоняются им. Их подобия, металлические и мраморные идолы, которым вы так много поклоняетесь, представляют собой бездушное и неодухотворенное вещество. Справедливо сказал о них святой пророк Давид: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их» (Пс. 134, 15-17)».

Таково было отношение святого священномученика Харалампия к идолослужению. Святой Харалампий, в Духе Святом, характеризует идолов как бесчувственные и бездушные статуи, неодушевленное и неодухотворенное вещество, несуществующих и ложных богов, демонов бессильных, которые предают души поклоняющихся им вечной смерти. Святой Харалампий, исповедуя истинную веру, не поклоняется «твари паче Творца» и во всеуслышание заявляет, что «все боги язычников суть демоны».

Какой мы можем сделать для себя вывод, читая об исповедническом мышлении святого Харалампия? Те из нас, кто чтит его память, должны подражать и его вере. Он предпочел скорее расстаться с жизнью, чем поклониться идолам мерзким. Кто-то может сказать: «В наше время идолов не существует». Нет! Это ошибка! Может быть, в наше время и нет таких идолов из мрамора, серебра и золота, как были прежде, но сейчас есть другие виды идолов. Что означает слово «идол»? Когда мы любим человека больше, чем Бога, и поклоняемся ему как Богу, он становится нашим идолом, а мы идолопоклонниками.

Есть два вида идолослужения: 1) прямое и непосредственное поклонение идолам; 2) косвенное поклонение идолам, т. е. любостяжание, которое проявляется в любви и привязанности к деньгам, золоту и серебру, когда человек поклоняется твари вместо Творца. Одним из видов идолослужения, по мнению апостола Павла, является чревоугодие (Флп. 3, 19). Идолослужители поклоняются и служат своему чреву как Богу и предлагают ему всевозможные лакомства и яства. Поэтому правы Святые Отцы, когда они обличают чревоугодие и говорят о нем, как о причине множества зол и грехов.

Согласно св. апостолу Павлу, «никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 5). Апостол ясно заявляет о том, что человек корыстолюбивый и жадный, сердце которого привязано к имуществу и деньгам, является идолослужителем; такой человек далек от спасения и Царства Христова не наследует; если он не покается, то душа его попадет на муку вечную в ад. Об этом же мы узнаем из Святого Евангелия, когда Сам Господь говорит: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Всякий любостяжатель работает для своего обогащения и прилагает все свои мысли и все силы своей души к накоплению имущества, которое становится для него идолом; всю свою надежду он полагает не на Бога, а на свои средства. Страсть любостяжания не была создана Богом; её причиной является ненасытность человека и неумение довольствоваться тем, что действительно необходимо ему для жизни.

Св. Афанасий Великий говорит: «Идолослужитель есть тот, кто имеет идолом своим Афродиту, то есть плотское вожделение и нечистоту в своей душе, обоготворяет сластолюбие и сему кланяется с любовию, к сему стремится и сего часто желает». В наши дни наблюдается повсеместный разгул плотских страстей: добрачные отношения, блуд, прелюбодеяния и гомосексуальные связи. «Идолослужитель есть тот, кто подчиняется идолу Арея, то есть гневу, и легко распаляется негодованием и яростью против брата своего. А в целом, всякий, кто имеет какую-то страсть и порабощен ею, служит сей страсти как «богу», — учит св. Василий Великий, — и есть её раб».

Сюжет из притчи о блудном сыне.

Св. Григорий Нисский говорит, что любостяжание является болезнью души в трояком отношении и поражает все три силы души. Мыслительная сила души не правильно, но ложно и погрешительно рассуждает об истинном благе и, не обращая взора на красоту невещественную, мечтательно полагает, что благо состоит в веществе: в злате и в серебре. Желательная сила души стремится к земной выгоде и оставляет поистине вожделенное, то есть Бога. А раздражительная сила души по причине любостяжания находит множество поводов к тому, чтобы вдаваться в гнев, раздоры и распри [1].

В другом месте св. апостол Павел называет идолослужением наблюдение за днями, когда одни дни считают хорошими, а другие плохие; наблюдение за стихиями, т. е. светилами и планетами — немощными и бедными вещественными началами, бездушными и бесчувственными, неразумными, не имущими жизни, хотя эллины (идолопоклонники) считали их одушевленными и разумными [2]. Нет никаких сомнений в том, что эти слова апостола Павла относятся к астрологии, картам Таро, знакам зодиака, игральным картам и другим подобным вещам.

Некоторые обожают науку, телевидение, моду, вечеринки, футбол, напитки, сигареты, наркотики, карнавалы и т. п.

А что представляет собой движение неоязычества и возвращение к поклонению идолам и древним божествам, характерное для эпохи Нью-Эйдж? Все это есть явное идолослужение, потому что они пытаются вернуть в мир поклонение двенадцати древним лже-богам, т. е. бесам.

Что представляют собой различные ереси? По сути, это тоже идолослужение, потому что они боготворят человека и почитают его больше, чем Христа.

Папизм боготворит, обожествляет простого смертного, ересиарха Римского папу, наделяя его непогрешимостью и приписывая ему всемирное первенство власти.

Протестантизм боготворит Лютера, Кальвина и каждого верующего, который ведет себя словно папа.

Мусульманство боготворит лжепророка Мухаммеда и ложного бога магометан Аллаха.

Сионизм боготворит антихриста.

Выразители, последователи и почитатели позорной «после-святоотеческой ереси», восстающей на Святых Отцов нашей Церкви, боготворят сами себя, считая себя новыми «святыми отцами», которые обогнали и превзошли, как они высокомерно думают, всех Отцов, действительно являющихся святыми; они отзываются о Святых Отцах в уничижительном тоне и утверждают, что их учение не актуально для нашей эпохи.

Всеересь экуменизма боготворит своих вождей-экуменистов.

Масонство поклоняется, боготворит и обожествляет ВАВ («Великого Архитектора Вселенной»), то есть самого Люцифера.

Все таковые являются идолами, и они должны пасть.

Таким образом нам становится ясно, что человек, даже не воздвигая идолов и статуи демонов, может стать идолослужителем.

Святой Харалампий, память которого мы празднуем сегодня, говорит нам о суетности поклонения идолам и призывает нас низвергнуть всех идолов и отказаться от служения им. Если мы почитаем этого великого святого, то должны соблюдать его слова. Как он ненавидел и презирал идолов, так же и нам не подобает поклоняться идолам и работать постыдным страстям. Да возрадуется священномученик Харалампий о чтущих с любовию память его!

Молитвами святого и славного священномученика Харалампия чудотворца да сохранит нас Святая Троица от древнего и современного идолослужения. Аминь! 

Пирей, 09.02.2013.

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос,

клирик храма Св. Параскевы (Неа Каллиполи, Пирей).



[1] ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, σ. 659.

[2] Γαλ. 4, 8-9. ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία είς τάς ΙΔ΄ πιστολάς τοῦ π. Παύλου, τ. Β΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1990, σσ. 305-306.

Греческий оригинал: https://sotiriosnavs.com/η-αντιμετωπισισ-τησ-ειδωλολατρειασ-α/

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!