Прот. Петр Хиирс: Я помню, как в начале эпидемии многие начали писать: «Мир изменился! Прежнее прошло, и нам теперь не вернуться назад. Эта болезнь всё изменила». Мы еще не успели разобраться, что происходит, а они уже начали говорить нам о завтрашнем дне. Что это такое?
Архим. Савва
Святогорец: А наши политики, которые являются завсегдатаями эксклюзивных
клубов и тайных обществ, таких как Бильдербергский клуб, говорили о том, что
«пандемия пришла надолго и эти меры введены, чтобы остаться надолго». Почему они
должны остаться надолго? Если эпидемия закончится, следует все вернуть на круги своя. Но мы видим, что теперь, когда так называемая пандемия почти исчезла, очень
строгие меры все еще сохраняются, особенно в храмах.
Например, мне сегодня прислали список мер,
применяемых в Германии (в Элладской Православной Церкви), где
указано, что верующие обязаны носить маски во время всех служб и держать
дистанцию 1,5 метра. Эти меры и все то, о чем мы уже говорили прежде — это хула
на Святого Духа.
Прот. Петр Хиирс: Это навязывается
государством или Церковью?
Архим. Савва
Святогорец: К сожалению, это идет от Церкви: от церковного руководства. Митрополит Германии издал такую энциклику. Это неприемлемо.
Мы уже говорили о
том, что происходит на освящении храма. Епископ встает на колени и читает особые
молитвы. Он обращается к Богу и молится таким образом:
«Устави его (т. е. храм) пристанище
обуреваемых (= чтобы он был пристанью для терпящих бедствия), врачевство
страстей (=чтобы он был
лечебницей для болезней души и тела).
Раньше во время
пандемии, когда всюду распространялись инфекционные заболевания, люди шли в храмы,
чтобы найти утешение и исцеление. И в наш монастырь в Эдессе привозили больных,
особенно душевнобольных, и оставляли их у нас на несколько дней или даже месяцев.
Вскоре больные поправлялись — благодаря частому пребыванию в церкви и жизни в
благодатном месте, возле святыни. Куда ещё идти больному, если не ко Христу, Который
является Врачом душ и телес наших? Почему мы читаем эти молитвы и, тем не
менее, не верим им?
Прот. Петр Хиирс: А самое трагичное
— это то, что мы, которые должны быть поводырями, наставниками, и вести людей за
собой в храм, напротив, препятствуем им ходить в церковь.
Архим. Савва
Святогорец: Мы сами выгоняем болящих из Врачебницы, это ужасно. Один мирянин
очень точно описал ситуацию: «Пастыри
заперлись внутри овчарни, а овец оставили снаружи, чтобы их съели волки». Вот что сейчас произошло. Архиереи
и священники заперлись в храмах, совершают литургии сами, а мирян оставили на
улице. Знаю некоторые истории, которые никого не оставят равнодушным. Одна бедная
верующая женщина рассказывала мне, как она, стоя на улице, прижала ухо к
стене храма, чтобы постараться расслышать хотя бы одно слово из службы, совершаемой
священниками и епископом в храме. Разве это нормальная ситуация?
Прот. Петр Хиирс: Господи, помилуй!
Архим. Савва
Святогорец: Мне рассказывали ещё один случай со Святой Горы Афон. Когда началась вся эта
история, в монастыре перестали принимать мирян. Один известный старец подошел к
настоятелю и сказал: «Отче, тебе нравится эта ситуация? Сегодня на нашем престольном
празднике не было ни одного мирянина. Он был безблагодатным, понимаешь? Мы не
впустили их внутрь, и сами лишились благодати Божией». Потому что Церковь — это
все мы вместе. Вы не можете лишить кого-либо Божественной Литургии и Причастия по
своему произволу. Это запрещено. «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.
6, 37). Христос очень ясно высказывается по этому поводу.
Прот. Петр Хиирс: Для кого мы
тогда служим?
Архим. Савва
Святогорец: Точно. Только для архиереев и священников? Мы создаем элитную группу?
Прот. Петр Хиирс: Какую-то касту
избранных.
Архим. Савва
Святогорец: Касту, да. Посмотрите, как прекрасно говорится о храме в чине освящения. Епископ
молит Христа, чтобы храм стал лечебницей для страстей и «прибежищем немощных». Храм
— это убежище для больных, и он не может быть закрыт. Даже если человек болен и
стар, почему вы закрываете перед ним двери храма? Где он найдет утешение?
Говорят: «Он войдет внутрь и заразится». Как он может заразиться? Храм наполнен
благодатью, потому что Христос «посреди нас». Разве Христос когда-нибудь
позволит нам заразить друг друга в храме?
Прот. Петр Хиирс: В связи с этим
возникает вопрос, Геронда, может быть, это мы потеряли ощущение благодати?
Архим. Савва
Святогорец: Да, именно так.
Прот. Петр Хиирс: И поэтому мы не
понимаем, что происходит?
Архим. Савва
Святогорец: У нас нет настоящего духовного опыта;
нет у нас духовной
жизни.
Прот. Петр Хиирс: Как же нам
понять, ощутить это, если мы утратили смысл духовной жизни?
Архим. Савва
Святогорец: К сожалению, сейчас наблюдается сильное падение нравственности и среди духовенства,
и среди мирян, поэтому мы сильно уклонились от веры. То, о чем мы сейчас говорим,
относится не к области нравственности, а к области догматики; это заблуждения и
грехи против веры. Но, как говорил наш научный руководитель профессор Димитриос
Целенгидис, если кто-то согрешает против нравственности, он вскоре согрешит
и против веры. Все Святые Отцы говорят нам это.
Прот. Петр Хиирс: Да, это так.
Архим. Савва
Святогорец: Если мы потеряем нравственность, как это уже случилось с большинством из
нас, то отступление от веры — это всего лишь дело времени.
Прот. Петр Хиирс: Могу ли я
спросить, в чем находится корень зла? Как мы дошли до такого состояния?
Архим. Савва
Святогорец: Корень зла — это, конечно же, грех, это отступничество, это подчинение родоначальнику
всякого зла, диаволу. Первый шаг ко греху — это праздность, как говорят нам
Отцы. Праздность или небрежение о духовном — это корень всех пороков. Диавол вовлекает
нас в праздность, нерадение, а затем во грех. А вслед за грехом наступает
отчаяние, и он применяет всевозможные уловки, чтобы довести нас до самоубийства,
потому что он есть человекоубийца искони. По такому пути развивается зло.
Храм ни в коем
случае не может быть местом заражения верующих, они должны хорошо это уяснить. Это
задача номер один, чтобы мы могли занять надлежащую позицию и правильно противостоять
всему этому искушению, этому нападению. Мы должны сопротивляться, как только
можем, и сделать все, что в наших силах, чтобы служить литургию.
Мы уже говорили,
что мы не должны подчиняться беззаконию. Когда Святых Апостолов привели к
первосвященникам, которые запретили им говорить о Воскресении, те сказали: «Мы
не можем этого сделать». Вы можете на это сказать, что это были первосвященники
того времени. Да. Но это касается также и нас. «Должно
повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).
Мы не можем подчиняться тем приказам людей, которые отвращают нас от послушания
Богу.
Так вот, в молитве
на освящение храма говорится, что храм есть «врачевство страстей, прибежище немощных,
бесов прогонение». Одержимые бесами и те, кто находится под воздействием
нечистых духов, входя в храм, освобождаются от демонической энергии (конечно, при
покаянии во грехах и соблюдении всех остальных условий).
Далее епископ
говорит: «Во еже быти очесам Твоим отверстым на него день и нощь». Это
означает: Господи, да будут глаза Твои день и ночь прикованы к этому храму. Понимаем
ли мы, что это значит? Это означает, что каждый храм, освященный по православному
чину, охраняется Самим Богом. Очи Божии непрестанно взирают на храм Его святый.
Разве может Господь допустить, чтобы мы, верующие в Него, заболели от
присутствия в Его Доме?
И далее: «И
ушесам твоим внемлющим в молитву со страхом Твоим». Да внимают уши Твои
молитве и прошениям, воссылаемым верующими.
А в другой молитве говорится: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость». Внутри храма пребывают ангелы, которые служат вместе со священниками и славят Бога вместе со всем народом. Может ли быть, чтобы в таком месте произошло заражение? Нет, ни при каких обстоятельствах.
Прот. Петр Хиирс: А значит…
Архим. Савва
Святогорец: Во-первых, мы должны укрепиться в вере. Потому что все так называемое «ковид-богословие»,
которое они нам по-прежнему предлагают, на самом деле является просто
мутнословием. Они загрязняют чистоту веры, которую передали
нам Святые Отцы. Ни при каких обстоятельствах источником
заражения не может быть ни Причастие, ни другие святыни, то есть антидор, святая вода, благословенный хлеб, коливо,
святые мощи, святые иконы. Ни при каких обстоятельствах.
Все, что находится
внутри храма, свято, так как все святыни осиявает Нетварный Свет. Это то, что
следует уяснить в первую очередь.
И второй момент:
нам нужно держаться тех священников, которые правильно учат о вере. К сожалению
правда и то, что мы переживаем великое падение духовенства. Святой Косма
Этолийский пророчествовал, что наступит время, когда некоторые клирики станут
хуже мирян. Он говорил, что когда такой священнослужитель войдет в дом, после его
ухода нужно будет покадить в помещении, чтобы прогнать греховный смрад,
принесенный им с собой. Простите, что мне приходится говорить вам такие вещи.
Прот. Петр Хиирс: Господи помилуй.
Архим. Савва
Святогорец: К сожалению, состояние духовенства уже дошло до такого падения… Мне известно
много печальных и постыдных случаев такого рода, о которых мне рассказали люди
на исповеди, увы.
Один из богопросвещенных
греческих старцев, который почил совсем недавно, говорил: «Сегодня в Греции трудно
найти даже двести праведных священников». Разве это не печально? И ещё одно
свидетельство на эту же тему я слышал сам лично от отца Афанасия Митилинеоса, подвижника благочестия и выдающегося проповедника, около сорока 40 лет назад. Во время одной из своих
проповедей он говорил, что из восьми тысяч священнослужителей, которые тогда служили
в Греции, примерно тысяча ни во что не верят. Он сказал, что у него есть
соответствующие доказательства, которыми он готов подтвердить эту цифру.
Прот. Петр Хиирс: Тысяча из восьми
тысяч.
Архим. Савва
Святогорец: Это было сорок лет назад.
Прот. Петр Хиирс: Представь себе,
что творится теперь…
Архим. Савва
Святогорец: А теперь, может быть, осталось человек двести, которые имеют веру и страх
Божий. К сожалению, это очень прискорбно.
У нас есть еще
одно свидетельство современной подвижницы благочестия, которая упокоилась около
семи или восьми лет назад, если я не ошибаюсь. Ее звали Христина, и она
подвизалась в Ксанти. Ей было видение, о котором она рассказала одному из своих
духовных чад. Она просила его не рассказывать об этом никому до самой её смерти.
Что это было за видение? Она видела Христа. Он явился ей наяву, а не во сне, и
сказал об архиереях, которые тогда были в Греции: «Только восемь из них Мои».
Это происходило где-то 8-10 лет назад. Из восьмидесяти архиереев, которые
служили в то время, только восемь были верны Христу. Не знаю, сколько таких
осталось сегодня… не дерзаю назвать это число, одному лишь Христу это известно
с точностью.
Самые страшные грехи
— это не грехи против нравственности (в которые, к сожалению, мы погрузились
сегодня), а грехи по отношению к вере. И мы, наша Элладская Церковь, совершили два
нечестивых деяния, два кощунства против веры.
Первое — это то,
что произошло в 2016 году на Крите, в Колимбари, где мы полностью предали Православную
веру, потому что на Критском соборе еретики всякого рода: протестанты, паписты и
т. д., получили наименование «церквей». Мы дали им такое имя, а это
значит, что мы признали еретические сообщества «церквами». Это есть величайшее
нечестие и хула на веру Христову.
Вторым нечестивым
деянием является то, что мы признали раскольников, псевдоепископов из
псевдоцеркви Украины, так называемой «ПЦУ». Является подтвержденным тот факт,
что две трети этих «епископов» были рукоположены изверженными из сана,
следовательно, они не имеют канонического рукоположения. А одна треть и вовсе
нерукоположены, это так называемые «самосвяты». Известен случай, когда один из
них возложил себе на голову святые мощи, чтобы «рукоположить» себя во епископа!
Все это представляет собой ужасное кощунство, и, к сожалению, некоторые из
наших архиереев стоят рядом с ними в алтаре и вместе совершают Божественную литургию.
Но, конечно же,
Святой Дух поругаем не бывает, вы не можете обмануть Бога. Естественно, что в
этом случае литургия не совершается, а те, кто делает такие вещи, принимают суд
и осуждение от Святого Духа.
Прот. Петр Хиирс: Значит, среди
причин кризиса, который мы переживаем в наше время, первое место занимает наше
отпадение от веры.
Архим. Савва
Святогорец: Предательство веры. А другой причиной кризиса являются преступления против
нравственности. Не могу не упомянуть и об этом тоже. Я уже говорил в других
беседах с верующими о современном подвижнике благочестия, святость которого
была засвидетельствована многими, это отец Анастасий Кудумианос, который
подвизался в Кудумском монастыре.
Прот. Петр Хиирс: На Крите.
Архим. Савва Святогорец: Да, на Крите. Он
удостоился видения Нетварного Света, явления Богородицы и стал свидетелем многих
Её чудес. Он рассказал нам об одном из особенных событий в его духовной жизни:
о встрече с Пресвятой Богородицей.
Она показалась ему
очень огорченной, поэтому он спросил Её, почему Она так сильно расстроена. Богородица
сказала: «Я огорчена греками и их ужасными грехами». Старец спросил, что это за
грехи. Богородица ответила: «Три величайших греха современности таковы: во-первых,
это матерная брань и богохульство. Во-вторых, это аборты (по мнению
некоторых, у нас совершается до миллиона абортов в год, хотя точное их количество
неизвестно, конечно). А в-третьих, это противоестественные грехи в браке».
Все эти извращения
пропагандируются в интернете намеренно, каббалистами, сионистами и остальными, чтобы
развратить семьи христиан. Многие супружеские пары практикуют их как нечто
нормальное, и они безмерно распространились. А между тем, это великий грех и,
конечно, хула против образа Божия.
Прот. Петр Хиирс: Геронда, повторим
для наших зрителей. Первый грех: матерная брань и богохульство против Бога, святых
и Богородицы. Второе?
Архим. Савва
Святогорец: Второе — аборты.
Прот. Петр Хиирс: Аборты.
Архим. Савва
Святогорец: Ужасное преступление.
Прот. Петр Хиирс: Да. А третье — это
извращения.
Архим. Савва
Святогорец: Обо всех этих противоестественных грехах, этих извращениях, старец Ефрем Аризонский
советовал вопрошать исповедующихся супругов прямо, потому что многие не считают
их извращением, а потому и не исповедуются в них. Они думают, что такие нечестивые
действия являются нормальными, например, так называемый оральный секс и
гомосексуальные отношения (простите, что мне приходится говорить это вслух).
Все это совершенно недопустимо, это аномалия.
К сожалению, есть некоторые
духовники «без Святого Духа», как говорил святой Симеон Новый Богослов. Они
говорят своим духовным чадам, супружеским парам: «Это не мое дело, вы можете
творить все, что хотите». В наше время эти грехи распространились чрезвычайно
широко…
Прот. Петр Хиирс: Простите, что говорил
святой Симеон?
Архим. Савва Святогорец: Святой Симеон
Новый Богослов тысячу лет назад говорил о своей исторической эпохе, что есть некоторые
духовники без Святого Духа! Такие же иереи, к сожалению, существуют и сегодня.
Они говорят супружеским парам: «Делайте, что вам угодно, так как вы женаты, вам
все дозволено»… Они не только не убеждают их отказаться от всяких извращений, но
даже рекомендуют им подобное.
Прот. Петр Хиирс: Они еще и
советуют это?
Архим. Савва
Святогорец: Да, они пропагандируют вседозволенность в отношениях и иногда принуждают одного
из супругов к этим страшным грехам под предлогом сохранения семьи. Разве можно
советовать сохранить семью с помощью диавола?
Прот. Петр Хиирс: Эти грехи
означают, что они будут лишены благодати Божией?
Архим. Савва Святогорец: Да, конечно. Если
супруги занимались такими вещами и не покаялись, то, во-первых, они не могут
приступить ко Святому Причастию, это самое главное. А если ты не причащаешься,
ты отрезан от Жизни, далек от спасения.
Прот. Петр Хиирс: А если их духовник
благословляет их на такие дела, они все равно виновны?
Архим. Савва
Святогорец: Конечно. Потому что мы должны выбирать духовника, который имеет
православный образ мыслей. Если завтра их духовник скажет им покончить с собой,
неужели они это сделают? И хорошо ли это будет?
Прот. Петр Хиирс: В этой критической
ситуации, которую мы переживаем сегодня, мы неоднократно слышали, как люди
говорят: «Мы должны повиноваться архиереям и священникам, пусть они решают. И
они будут в ответе за все». А теперь вы говорите мне, что это неправильно, что
мы тоже должны разбираться в нашей вере.
Архим. Савва
Святогорец: Точно. Мы не какие-то неразумные животные, Господь одарил нас разумом и
бессмертной душой. Поэтому мы должны рассуждать, являются ли действия духовных отцов
правильными. Не осуждать их, не впадать в грех осуждения, а рассуждать об их
действиях и словах, чтобы отличить — как сказал бы приснопамятный отец Афанасий
Митилинеос — правильное от неправильного, фальшивого. Как отличить волка в
овечьей шкуре от истинного пастыря? Для этого у тебя должны быть какие-то критерии.
Надо иметь рассуждение.
Сам Христос сказал
нам: «Судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Христос также сказал: «Не
судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Некоторые иереи и епископы
любят повторять эти слова в том смысле, чтобы им не досаждали и они могли бы делать
и говорить все, что захотят. Но они не могут творить произвол в Церкви. Все их
действия должны подчиняться Евангелию. И все то, что они говорят и советуют
людям, должно соответствовать священным канонам.
Преподобный Никодим
Святогорец приводит в своей книге «Эксомологитарий» один случай, когда духовник
допустил свое духовное чадо к Святому Причастию, несмотря на то, что этот
человек совершил некоторые смертные грехи и по правилам должен был понести
епитимью. И, конечно же, после смерти его духовное чадо попало в ад. Об этом
пишет святой Никодим Святогорец. И вот этот человек явился своему духовнику,
который был еще жив, и сказал ему: «Из-за тебя я в аду. Так как я попал в ад
из-за тебя, то я возьму тебя с собой». И в тот же момент его духовник умер, и душа
его отправилась вслед за духовным чадом во тьму кромешную. Таково наше Священное
Предание, и мы должны помнить о нем.
Прот. Петр Хиирс: Время нашей
беседы подходит к концу, до новых встреч в ближайшем будущем. Благодарим вас за
внимание.
Греческий оригинал: https://www.youtube.com/watch?v=s-I4Okq3XZ0&feature=emb_title&ab_channel=TheOrthodoxEthos, от 15:50 до конца.
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Как же заражались российские священники?
ОтветитьУдалитьНа улице и в магазине, как и все. И есть ли такие священники, которые находятся в храме круглосуточно?
Удалить