понедельник, 13 сентября 2021 г.

Святой Киприан Карфагенский о Крещении (прот. Ангелос Ангелакопулос).



Святая Православная Церковь 31 августа/13 сентября празднует память иже во святых отца нашего священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Святой Киприан был известен не только как епископ  своей пастырской деятельностью, но и глубокими знаниями в вопросах веры, в области догматов и особенно догмата о Крещении. Святой Киприан организовал три поместных собора в Карфагене. Первый — в 255 году от Р. Х., второй — в 256 г. и в том же году — третий, на котором было изложено правило, где указано, что еретикам и раскольникам следует креститься, поскольку «крещение» еретиков и раскольников является недействительным. Более подробно с позицией св. Киприана можно ознакомиться в Правиле Поместного Карфагенского Собора (256 г.).

Крещение или миропомазание у еретиков (католиков, протестантов, англиканцев, иеговистов, пятидесятников, евангелистов, монофизитов и прочих) и у раскольников (например, у зилотов-старостильников) не имеет силы и не является действительным. «Мы утверждаем: никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение  одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви… И, конечно же, «помазание» еретиков совершенно не имеет благодати».

Причина ясна: «Грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви». Кроме того, «нельзя принять одно из этих утверждений, отвергнув другое. Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, Духа Святого не имеет, то не может и крестить приходящего. Ибо Крещение — одно, и Святой Дух  один, и Церковь — одна, основанная Христом Господом нашим (на апостоле Петре, как было Им сказано) на едином основании и по принципу единства. И по этой причине все у них происходящее тщетно, ничтожно и лживо» [1].

Это правило не является для Церкви чем-либо новым. Оно представляет собой отголосок экклесиологии апостола Павла: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» [2]. Любая другая точка зрения ниспровергла бы эту экклезиологическую основу [3]. Потому что, с одной стороны, если Кафолическая Православная Церковь — одна, и истинное Крещение — одно, как может быть истинным крещение у еретиков и раскольников, если они не состоят в Православной Кафолической Церкви, а откололись от нее через ересь? С другой стороны, если истинным является крещение у еретиков, и у Православной Кафолической Церкви Крещение тоже истинное, тогда, получается, крещение не одно, как провозглашает Апостол Павел, а два, что является совершенной нелепицей.

Комментируя Правило Карфагенского Собора, прп. Никодим Святогорец подчеркивает, что данное Правило приводит множество доказательств в подтверждение того, что крещение еретиков и раскольников неприемлемо, и что они должны быть крещены, когда возвращаются в Православную веру Православной Кафолической Церкви.

1) Крещение — лишь одно, и оно находится только в Кафолической Церкви, единой и единственной, а еретики и раскольники, находящиеся вне Кафолической Церкви, не имеют «единаго крещения»[1].

2) Вода для крещения должна быть прежде очищена и освящена молитвами священника и благодатию Всесвятаго Духа, дабы потом очистился и освятился крещаемый в ней; но еретики и раскольники не суть священники, а паче святотатцы, не суть чистые, а нечистые, не суть святые, как не имеющие Духа Святаго, — следовательно, не имеют и крещения.

3) Через крещение в Кафолической Церкви подается оставление грехов. Но как может быть даруемо отпущение грехов через крещение еретиков и раскольников, которые вне Кафолической Церкви?

4) Крещаемый после крещения должен быть помазан святым миром, которое приготовляется из елея и других благовонных веществ и освящается наитием Св. Духа. Но как может освятить такое миро еретик, не имеющий Святаго Духа и отделившийся от Него через ересь и схизму?

5) Священник должен молиться Богу о спасении крещаемаго; но еретики и раскольники — святотатцы, как мы уже сказали, и грешники (не столько из-за дел своих, сколько из-за ереси и раскола, которые суть тягчайшие из всех грехов), могут ли быть услышаны Богом, когда Писание говорит, что грешников Бог не послушает?

6) Потому не может быть приемлемо Богом крещение, совершенное еретиками и раскольниками, что они враги Бога и воюют против Него; св. апостол и евангелист Иоанн называет их «антихристами».

По всем этим причинам настоящее правило, акривии ради, требует крещения всех еретиков и раскольников [4].

Данное правило Карфагенского Собора при святом Киприане особенно актуально в наши дни, когда всеересь межхристианского и межрелигиозного экуменизма распространяется с бешеной скоростью. Для достижения своих целей экуменизм вынужден отбросить в сторону или пересмотреть основные принципы Православия, включая Крещение. Он выдвигает понятие «крещального богословия» и «Разделённой Церкви», согласно которому Церковь — одна и включает в себя христиан любой «конфессии» с того момента, как они приняли крещение. Таким образом, все «христианские конфессии» якобы являются между собой «Церквами-сестрами». На основе модернистского и анти-святоотеческого «крещального богословия», «крещение» всех «христианских конфессий» считается действительным независимо от того, совершается ли оно традиционным троекратным погружением, или окроплением святой водой, или когда речь идет о «воздушном крещении»[2], или о других «символических» крещениях, которые встречаются, главным образом, в протестантских группировках. К сожалению, сегодня в экуменической среде уже утвердилось и активно продвигается позорное «крещальное богословие», богословский продукт ВСЦ, которое широко пропагандируется как элемент №1 для единства между «церквами». Уже одно только это подрывает устои не только святоотеческого, но и Апостольского предания.

Чтобы представить, насколько глубоко зашла эта экуменическая коррозия, достаточно привести два примера из множества им подобных.

1) 17.04.2011 года произошло массовое «крещение» 550 учеников начальной и средней школы во дворе храма Святого Марка в Белграде, совершенное викарием Блаженнейшего Патриарха Сербского, епископом Хвостненским Афанасием, которое было организовано комитетом по богословским вопросам св. Белградско-Карловацкой Архиепископии, через излияние на голову воды и окропление святой водой по римо-католическому искаженному обряду [5].

2) В августе или сентябре 2012 года в Мексиканской митрополии, которая управляется Преосвящ. митрополитом Мексиканским Афинагором, мы наблюдали следующую картину, неприемлемую для Православной веры. Священник лил из таза святую воду на голову младенца, а помощник держал под младенцем другой таз для сбора воды.

Можно ли считать такое действо Православным Крещением? Или троекратным погружением в купели? Не думаем!!! Это больше похоже на подражание действиям, совершаемым в папской религиозной общине [6].

Пусть нас не удивляет тот факт, что признание действительности крещения инославных подписали и некоторые «православные», и католические представители в Документе Смешанной Комиссии по богословскому диалогу в Баламанде в Ливане (1993), в котором говорится: «Мы считаем это взаимное признание церковной сущности крещения, несмотря на наши разногласия, полностью соответствующим вечному учению обеих церквей» [7].

Здесь необходимо подчеркнуть, что в православной среде основным автором модернистского и анти-святоотеческого «крещального богословия» ВСЦ является Преосвящ. митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, официальный представитель Вселенского Патриархата в диалоге с католиками и сопредседатель Смешанной Комиссии по богословскому диалогу, который считается у экуменистов «главным богословом» нашего века, «святым отцом» экуменизма [8]. Вот какие позорные и богохульные речи говорил Преосвящ. митр. Пергамский:

«Если принять во внимание правила древней Церкви, то мы можем говорить о границах Церкви на основе, я бы предложил, крещального единства… Крещение создает некую границу Церкви. Теперь с помощью этой крещальной границы становится понятным, где существует разделение, но любое разделение в этих границах — не то же самое, что разделение, которое существует между Церковью и теми, кто находится за этой крещальной границей… Я думаю, что мы должны серьезно отнестись к крещальным границам Церкви и признать, что вне крещения не существует Церкви. Но даже если в пределах крещения и существует расщепление, разделение, раскол, то все равно можно говорить о Церкви… На мой взгляд, хорошо уже то, что Православные хотя бы участвуют в экуменическом движении крещеных христиан, которые находятся в состоянии разделения, потому что не могут выражать ту же самую веру вместе. В прошлом это было недоступно из-за отсутствия любви, которое сейчас, слава Богу, исчезает» [9].

Полагаем, что всё вышесказанное совершенно очевидно и явно доказывает анти-святоотеческие и пост-патристические взгляды современных экуменистов, которые в целом могут быть охарактеризованы как «отцеборство». Но мы, следуя святым отцам и святому Киприану, «вопием изо всех сил, где только возможно», и исповедуем, что Церковь Христова — это Одна и Единственная, Неделимая, Единая, Святая, Соборная и Апостольская, Православная Церковь. Все остальные самочинные сборища суть ереси, расколы и лжерелигии. Одно и единственное Крещение Символа веры — это Православное Крещение, и только оно является действительным. Все остальные «крещения» недействительны и лишены благодати. Есть только одна истинная вера — православная. Все остальные веры ложны.

Протопресвитер Ангелос (Ангелакопулос)

Пирей, 02.10.2012


[1] Κανών Καρχηδόνος / Правило Карфагенского Собора

[2] Еф. 4, 4–5

5 ΑΡΧΙΜ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΚΑΨΑΝΗΣ, Ή ποιμαντική διακονία κατά τους Ιερούς Κανόνες,εκδ. Άθως 2003,  σσ. 156–157 / АРХИМ. ГЕОРГИЙ КАПСАНИС, Пастырское служение по Священным Канонам, изд. Афон 2003, с. 156–157

[4] ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣΠηδάλιον, εκδ. Β.Ρηγόπουλος, Θεσ/κη 2003, σσ. 366–371  / ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, Пидалион, изд. Β. Ригопулос, Салоники 2003, с. 366–371.

[5] ΜΗΤΡ. ΠΕΙΡΑΙΩΣ ΣΕΡΑΦΕΙΜ, «Απαράδεκτος, αντικανονική καί άθεσμος στρέβλωσις του μυστηρίου του Βαπτίσματος υπό της Σερβικής Εκκλησίας», Θεοδρομία ΙΓ2 (Απρίλιος- Ιούνιος 2011) 205-211 / МИТР. ПИРЕЙСКИЙ СЕРАФИМ, «Неприемлемое, антиканоническое и противозаконное искажение таинства крещения Сербской церковью», Теодромия № 12, ч. 2Ι (апрель — июнь 2011) 205–211.

[6] http://aktines.blogspot.gr/2012/08/blog-post_2683.html καί «Βαπτίσεις εις τό Μεξικόν υπό Ορθοδόξων κατά τρόπον πού ομοιάζει μέ των Παπικών», Ορθόδοξος Τύπος (14-9-2012) 1) / http://aktines.blogspot.gr/2012/08/blog-post_2683.html и «Православные Крещения в Мексике по обряду, напоминающему католический», Ортодоксос Типос (14-9-2012) 1).

[7] ΜΗΤΡ. ΝΑΥΠΑΚΤΟΥ ΙΕΡΟΘΕΟΣ ΒΛΑΧΟΣ, Η Βαπτισματική Θεολογία, και Ορθόδοξος Χριστιανικός Αγωνιστικός Σύλλογος «ΑΓΙΟΣ ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΣΤΟΥΔΙΤΗΣ» καί Φιλορθόδοξος Ένωσις «ΚΟΣΜΑΣ ΦΛΑΜΙΑΤΟΣ»,  «Οι βασικές κακοδοξίες του αιρετικού επισκόπου κ. Ζηζιούλα», Κοσμάς Φλαμιάτος 10 (Σεπτέμβριος-Οκτώβριος 2011) 12 / МИТР. НАВПАКТСКИЙ ИЕРОФЕЙ ВЛАХОС, Крещальное богословие, и Христианско-православное объединение борьбы за веру «СВЯТОЙ ФЕОДОР СТУДИТ» и Союз Друзей Православия «КОСМА ФЛАМИАТСКИЙ», «Основные заблуждения еретичествующего епископа Зизиуласа», Косма Фламиатский 10 (сентябрь-октябрь 2011) 12.

[8] ΙΩΑΝΝΗΣ Ν. ΜΑΡΚΑΣ, «Οι «πατρομάχοι» της Ακαδημίας Θεολογικών Σπουδών καί οι όψιμοι υπερασπιστές τους. Αναίρεσις θέσεων του Αρχιμανδρίτου  π. Αθανασίου Κολλά», Θεοδρομία ΙΓ2  (Απρίλιος-Ιούνιος 2011) 288, 304 καί Ελευθεροτυπία (1.6.2009) 49 / ИОАНН Н. МАРКАС, «Отцеборцы» Богословской Академии и их запоздалые защитники. Опровержение доводов Архимандрита Афанасия Колласа», Теодромия №12, ч. 2 (апрель-июнь 2011) 288, 304 и Элефтеротипия (1.6.2009) 49.

[9] ΙΩΑΝΝΗΣ ΖΗΖΙΟΥΛΑΣ, «Orthodox Ecclesiology and the Ecumenical Movement», Sourozh Diocesan Magazine [Αγγλία] 21 (1985) 16) καί ΠΡΕΣΒ. ΠΕΤΡΟΣ HEERS, «Τό Μυστήριο του Βαπτίσματος καί η ενότητα της Εκκλησίας˙ η ιδέα της «Βαπτισματικής Ενότητας» καί η αποδοχή της από τούς Ορθοδόξους Οικουμενιστές», Εν Συνειδήσει˙ Οικουμενισμός˙ ιστορική καί κριτική προσέγγιση, έκδ. Ι.Μ.Μεγ. Μετεώρου, Άγια Μετέωρα, Ιούνιος 2009, σ. 117) / ИОАНН ЗИЗИУЛАС, «Православная экклесиология и экуменическое движение», Приходской журнал Сурожской епархии» [Англия] 21 (1985) 16) и прот. ПЕТР ХИИРС, «Таинство Крещения и единство Церкви: идея «крещального единства» и ее принятие православными экуменистами», Сознательный экуменизм: историко-критический подход, изд. Большие Метеоры, Святые Метеоры, июнь 2009, с. 117).

 



[1] Как мы исповедуем в Символе веры – прим. переводчика.

[2] Крещение умирающего младенца при невозможности совершения таинства обычным образом из-за отсутствия воды, для чего младенца троекратно возносят в воздух с произнесением крещальной формулы, – прим. переводчика.

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

3 комментария:

  1. Зря вы пытаетесь усидеть на двух стульях... Кто считает старостильников раскольниками, сам раскольник!

    ОтветитьУдалить
  2. В Советском союзе, по-моему, всех крестили через поливание водой. Меня, наверняка, так и крестили. И что теперь делать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благоразумный разбойник был крещен окроплением Крови Христовой. Не смущайтесь!

      Удалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!