вторник, 25 января 2022 г.

В послании Александрийского Патриарха Феодора II наблюдается сокрытие и искажение истины!

Автор: Николай Манис, преподаватель


К сожалению, в недавнем Послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор [1], наблюдается сокрытие и искажение истины.

А именно:

I. Хотя Патриарх Феодор справедливо пишет, что «изначально организация христианского мира состояла из пяти патриархатов», то есть из патриархатов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, далее он ошибочно утверждает, что «в западном христианстве первопрестолие (первое место) принадлежит Римскому Патриархату, а в Восточной Церкви Константинопольский Патриархат (Новый Рим) получит равноценное положение и воспримет первопрестолие (первое место) среди других древних патриархатов».

Истина же заключается в том, что до Раскола 1054 года (которым Римский Патриархат был отсечён от Церкви и стал еретической и раскольнической парасинагогой, о чём учат Святые Отцы, но с чем, судя по всему, не согласен Патриарх Феодор) все пять Патриархатов были равны по чести, а первопрестолие относилось просто к совершенно формальному элементу порядка и очерёдности поминовения в диптихах и не имело ничего общего с первенством власти над всей Церковью (как представляли себе папы римские и о чем грезят сегодня константинопольские неопаписты)!

Таким образом, Патриарх Феодор существенно искажает понятие пентархии [2] и, по сути, представляет его как диархию (первенство Рима на Западе, а Константинополя — на Востоке)!

Невозможно не заметить, что эта теория диархии [3] имеет сходство с еретической теорией «двух легких» [4].

II. Несмотря на то, что Патриарх Феодор очень правильно пишет, что в давние времена «православный мир был разделен на четыре патриархата (и Кипрскую Церковь) и их географические границы были разделенными, четкими и недвусмысленными», он не раскрывает, каковы именно были эти границы. Сокрытие истинной юрисдикции, утвержденной Вселенскими Соборами за каждым из патриархатов, довело до того, что сегодня звучат утверждения о совершенно ложных границах, как для Константинопольского Патриархата (как будто термин «Вселенский» является не просто почетным титулом, а якобы означает власть над всей Вселенной), а также для Александрийского Патриархата, якобы имеющего юрисдикцию «над всей Африкой и её островами»!

Поскольку Патриарх Феодор не цитирует решения Вселенских Соборов, которые явно содержат границы юрисдикции именно этих двух патриархатов, мы приведем эти решения ниже, чтобы показать имеющие место искажения истины, которые распространяются все больше и больше:

1) Первый Вселенский Собор своим 6-м правилом [5] определил юрисдикцию Александрийского Патриархата в Египте, Ливии и Пентаполе (как тогда называлась Киренаика, т.е. восточная прибрежная область современной Ливии, граничащая с Египтом).

2) Четвертый Вселенский Собор своим 28-м правилом [6] определил юрисдикцию Константинопольского Патриархата в понтийских областях (т.е. от Понта до Трапезунды [7]), в асийских областях (т.е. от западной Малой Азии до Памфилии, поскольку восточная Малая Азия относилась к юрисдикции Антиохийского Патриархата [8]) и во фракийских областях (то есть это либо вся провинция Фракия со всеми митрополиями на запад «до Дурреса», как толкует Вальсамон [9], либо, как толкует Зонара [10], только географическая Фракия, без митрополий «Македонии, т.е. Фессалии, Эллады, Пелопоннеса, так называемого Эпира и Иллирика», которые тогда принадлежали юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, упомянутый Вселенский Собор передал тогда в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над иноплеменниками, жившими по соседству с вышеуказанными областями, а именно над аланами (Восточное Причерноморье) и россами (северная Фракия) [11].

III. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшую эпоху некоторые народы, получившие свои государства, хотели иметь свои независимые Церкви, и действительно, Вселенский Патриархат отрезал свои территории и создал новые независимые Церкви, получившие название автокефальных. Одна из них — Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной лишь в 1589 году».

Это заявление Александрийского Патриарха является совершенно безграмотным, потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», а была возвышена до статуса Патриархата и включена в пентархию вместо отпавшего Патриархата Рима.

Причём произошло это не в 1589 году, когда правивший в то время Константинопольский Патриарх Иеремия II пытался сделать это своими усилиями, а в 1593 году на Всеправославном Соборе!

Так, в 1589 году Константинопольский Патриарх Иеремия II Трано́с, находясь в Москве, самостоятельно провозгласил митрополита Иова Патриархом и отдал Московскому Патриархату третье место в новой пентархии [12].

Однако, осознавая неправомерность своих действий и превышение своих полномочий (что произошло из-за политического давления), по возвращении в Константинополь в мае 1590 года он созвал Собор, где присутствовали Патриархи Антиохийский и Иерусалимский вместе с девяносто пятью архиереями, которые признали Русскую Церковь Московским Патриархатом, по очередности занимающим пятое место в пентархии [13].

Однако тогдашний Патриарх Александрийский, святой Мелетий Пигас, которым по праву может гордиться его родной остров Крит и который является украшением Православия, новый Фотий после Раскола [14], величайший отец и учитель Церкви того времени, трепетно относившийся к соблюдению священных канонов и нисколько не отличавшийся раболепием по отношению к «Вселенскому» (как некоторые его соотечественники, не являющиеся его преемниками по духу![1]), выразил свое несогласие с этим деянием и потребовал созыва Вселенского Собора, как единственно правомочного признавать юрисдикции Поместных Церквей и устанавливать их границы.

В 1591 году в своем письме к Константинопольскому Патриарху Иеремии он в нескольких словах написал, что возведение митрополии в ранг патриархата является обязанностью не одного патриарха (если только он не следует тактике папизма), а входит в компетенцию Собора, причём Вселенского (Всеправославного), и только такой способ известен нашей Церкви, поэтому необходимо созвать такой Собор, ибо ни один патриарший престол не подвластен какому-либо другому! [15]

И действительно, Константинопольский Патриарх Иеремия II, действовавший не как папа-тиран, а как смиренный Православный Патриарх, подчинился гласу Каноничности (греч. Κανονικότητα), выразителем которой стал достойный и бескомпромиссный Александрийский Патриарх, святой Мелетий Пигас, и согласился созвать Всеправославный Собор, который и состоялся в 1593 году.

Этот собор, названный участвовавшими в нем патриархами и архиереями «Святым и Великим» [16], созыву которого в значительной мере способствовал святой Мелетий Пигас и который так сильно раздражает неопапистов Константинополя и его сподвижников (вот почему они стремятся к его сокрытию), постановил возвысить Московскую митрополию до патриархата и включить в юрисдикцию Московского Патриархата все страны, находящиеся на территории Российской империи, а также другие области крайнего Севера, установив на соборном и всеправославном уровне новую юрисдикцию. Также этот Собор признал Патриарха Московского сочинным (греч. ομοταγής) и сопрестольным (греч. σύνθρονος), т.е. равным по сану и достоинству с остальными Патриархами [17].

Следовательно, только Всеправославный Собор с участием всех пяти канонических Патриархов обладает компетенцией предоставлять автокефалию или возводить в ранг Патриархата (при условии, конечно, что ни один из них не был обвинен в ереси).

До тех пор, пока Патриарх Феодор не возьмет на себя смелость последовать за своим предшественником, святым Мелетием Пигасом, сравнение с которым позорит его вдвойне (поскольку он является соотечественником святого Мелетия и его преемником на патриаршей кафедре), и не начнет противодействовать церковному неопапизму Константинополя, пусть он не скорбит об основании экзархата Русской Церкви на африканском континенте, над которым, как мы видели выше, по священным канонам он не имеет никакой власти, кроме «Египта, Ливии и Пентаполя», что постановил Первый Вселенский Собор.

14.01.2022. 


[1] https://www.romfea.gr/patriarxeia-ts/patriarxeio-alexandreias/47883-aleksandreias-i-ekklisia-tis-rosias-san-antipoina-paraviase-tin-paradosi-ton-oikoumenikon-synodon

[2] «Нынешний первопрестольный [патриарх] Римский, второй — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это — пятиглавая власть Церкви» (прп. Феодор Студит. Послание 478. К сакелларию Льву (II, 129). // Οσίου Θεοδώρου του Στουδίτου, PG 99, 1417.

[3] Может быть, речь идет о двурогом звере? (Откр. 13, 13); 

[4] Δημητρίου Τσελεγγίδη, Είναι οι ετερόδοξοι μέλη της Εκκλησίας; (https://www.imkythiron.gr/index.php/antiairetika/3690-)

[5] "Τὰ ἀρχαῖα ἔθη κρατείτω, τὰ ἐν Αἰγύπτῳ, καὶ Λιβύῃ καὶ Πενταπόλει, ὥστε τὸν ἐν Ἀλεξανδρείᾳ πίσκοπον πάντων τούτων χειν τὴν ἐξουσίαν...".

[6] "...Καὶ ὥστε τοὺς τῆς Ποντικῆς, καὶ τῆς Ἀσιανῆς, καὶ τῆς Θρακικῆς διοικήσεως μητροπολίτας μόνους, ἔτι δὲ καὶ τοὺς ἐν τοῖς βαρβαρικοῖς πισκόπους τῶν προειρημένων διοικήσεων χειροτονεῖσθαι π τοῦ προειρημένου ἁγιωτάτου θρόνου τῆς κατὰ Κωνσταντινούπολιν ἁγιωτάτης ἐκκλησίας...".

[7] Вальсамон, толкование на 28-е правило IV Вселенского Собора.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Зонара, толкование на 28-е правило IV Вселенского Собора.

[11] Там же.

[12] Χρυσοστόμου Παπαδόπουλου, Οι Πατριάρχαι Ιεροσολύμων ως πνευματικοί χειραγωγοί της Ρωσίας κατά τον ΙΖ΄ αιώνα, Ιεροσόλυμα, 1907, с. 14–15.

[13] W. Regel, Analecta Byzantino-Russica, Petropoli, 1891, с. 85–91.

[14] Χριστόδουλου Παρασκευαΐδη (в дальнейшем — Архиепископ Афинский Христодул), Μελέτιος Πηγάς, Αθήνα, 1971, с. 27.

[15] «Я очень хорошо знаю, что ты погрешил возведением московской митрополии на степень патриаршества, потому что тебе не безызвестно (если только новый Рим не научился следовать древнему), что в этом деле не властен один патриарх, но властен только собор и при том вселенский собор; так установлены доныне существующие патриархии. Поэтому ваше святейшество должно было получить согласие остальной братии, так как согласно постановлению отцов третьего собора, всем надлежит знать и определять то, что следует делать, всякий раз когда рассматривается вопрос общий. Известно, что патриарший престол не подчиняется никому иному, как только кафолической церкви, с которой он соединен и связан исповеданием единой и неизменяемой православной веры» (Μεθοδίου Φούγια, Επιστολαί Μελετίου Πηγά, Εκκλησιαστικός Φάρος ΝΒ΄ (1970), с. 232).

[16] Καλλινίκου Δελικάνη, Πατριαρχικών εγγράφων, τόμ. γ΄, Κωνσταντινούπολη, 1905, с. 10.

[17] Там же. См. оспариваемый ныне отрывок из Деяния Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России: «…престолу благочестивейшого и православного града Москвы быть и называться престолом патриаршим, потому что оную страну Бог удостоил быть царством, — и всей России и северным странам подчиняться сему патриаршему престолу… так же быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: «Патриарх Московский и всея России и северных стран».

 

Источник: https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/47902-stin-egkyklio-tou-patriarxi-aleksandreias-apokryptetai-i-alitheia

 


[1] Аллюзия на нынешнего Александрийского Патриарха Феодора II, — прим. переводчика.

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

1 комментарий:

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!