воскресенье, 15 мая 2022 г.

Архимандрит Афанасий (Митилинеос): «Народ Божий и мир». Часть 3.

Икона «Аз есмь Лоза истинная».

Все, сказанное нами прежде (см. часть 1 и часть 2), представляет собой предысторию создания Церкви.

Вы, конечно же, слышали, что когда епископ служит Божественную литургию, он, выходя из Царских врат, говорит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя»[1]. Что означают слова о насаждении винограда Богом? Он вывел евреев из Египта и привел их в землю Ханаанскую. Господь насадил их на этой земле. А Христос сказал: «Аз есмь Лоза истинная». Эти слова Спасителя приведены в 15-й главе Евангелия от Иоанна[2]. Что означает «Лоза истинная»? Разве была когда-нибудь лоза ложная? Да. Первая лоза — это ветхозаветный Израиль, о котором в книге пророка Исаии говорится, что Бог «обнес его оградою… и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды»[3], «виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских»[4]. Совершилось отпадение народа от Бога. И вместо него насаждается «иной виноград». А лозой, от которой он произрастает, является Богочеловек Иисус Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви»[5]. Все верующие, как ветви с лозой, соединены с Господом нашим Иисусом Христом. Именно это и есть Церковь.

Таким образом, на этом третьем этапе, Церковь входит в мир и распространяется повсюду. Дух Божий устами Апостола Павла во Втором Послании к Коринфянам[6] изрекает то, о чем говорил Бог в Ветхом Завете: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». Господь говорит, что Он не только будет жить посреди верующих, но и передвигаться, ходить вместе с ними — занимать не статичное положение, но активное и динамическое, чтобы всем было понятно, что Бог христиан есть Бог Живой.

Однако мир очень опасен, и Церковь рискует подпасть под его влияние и быть поглощенной миром. 

Древний и проверенный метод диавола актуален и сегодня. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». Помните, что я говорил вам об Аврааме? Как когда-то Господь говорил ему выйти из своей земли, так и теперь Он говорит выйти из мира верующим!

Куда и каким образом мы должны уйти? Может быть, уйти в горы? Или в пустынные места, не заселенные людьми? Нет, здесь имеется в виду выход другого рода — в своем образе жизни. Мы живем посреди людей, мы живем в миру. Но мы не должны жить так, как этот мир.

Продолжая, Господь говорит: «И не прикасайтесь к нечистому». Многие вещи считались нечистыми в Ветхом Завете, но здесь имеются в виду не они. Речь не идет о мышах или тараканах, о навозе и т. п. Если мы даже прикоснемся к чему-то из этого, то легко омоемся и будем чисты. Есть только одна по-настоящему нечистая вещь — это грех. «Будь осторожен, — говорят своему чаду родители, а через них и Сам Бог. — Не совершай блудных дел и прелюбодеяния — это грязь, это мерзость. Не кради, не убивай — это нечистота, это грех». Всю нечистоту и духовную скверну можно назвать лишь одним словом — грех. Это то, что не угодно Богу. И в этом отрывке из Священного Писания Он говорит нам не только не делать грехов, но и «не прикасаться», т. е. не допускать их даже в своих мыслях. И когда вы будете иметь такое душевное расположение, «Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит нам Господь. Как же это прекрасно!

Итак, дорогие мои, вы видите, что означает «быть народом Божиим». Следует постоянно отстраняться от того, что не угодно Богу. Некоторые задают вопрос: «Должен ли христианин отличаться от других?». Что на это можно сказать? Мы и так постоянно говорим об этом. Но если вы хотите услышать еще более подробный ответ, то тогда послушайте, как сильно Господь настаивает на том, чтобы Его народ отличался от остального мира, о котором Иоанн Богослов так говорит в своем Первом Послании: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.»[7]. Он говорит, что весь мир — весь! — заключен в объятия диавола. Слышите? В объятия диавола. Это очень страшные вещи.

Послушайте, что говорит Апостол Павел в своем Втором Послании к Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою»[8]. Кто же такие те, кто преклоняется под чужое ярмо? Раньше, когда вспахивали землю, — старое поколение еще помнит, как это было, — запрягали двух животных, например двух волов. Сверху на шею животным набрасывали ярмо, деревянную дугу, чтобы во время вспахивания они шагали одновременно. В Ветхом Завете говорится, что не стоит использовать двух разных животных, например, осла и вола, потому что их силы неравны и тогда одно животное будет тянуть другое. Кроме того, известно, что вол считался чистым животным, а осел, напротив, нечистым, поэтому их не следует ставить под одно ярмо.

Точно так же не следует, чтобы верующие сочетались браком с неверующими, которые гуляют направо и налево. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит нам «не сообщаться с блудниками». А именно он говорит нам следующее: «Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.»[9]. Апостол Павел призывает христиан даже не садиться за стол с тем, у кого дурная слава, если он злоречив, сквернословен, если он пьяница или идолослужитель. «Не сообщаться» означает отделяться от некоторых людей, быть отличным от них...

В своем Послании к Римлянам Апостол Павел говорит: «И не сообразуйтесь с веком сим»[10]. «Сообразоваться» (греч. συσχηματίζομαι) означает принимать такой же самый образ, такую же форму (греч. σχήμα). Если налить воды в стакан и поставить его в морозильную камеру, то застывшая вода примет форму стакана. Точно так же и вы, христианине, не позволяйте втиснуть себя в шаблон мира сего, потому что тогда вы примете на себя его форму, его образ. «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Знаете ли Вы, какой вред претерпела наша Православная Церковь из-за обмирщения? Некоторые считают, что обмирщение — это провести электричество в храм, но это вовсе не так. Послушайте, что говорит по этому поводу апостол Павел в своем Первом Послании Коринфянам: «И пользующиеся миром сим, [должны быть] как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего»[11]. Он обращается к христианам.

Нет никакого греха в том, если ты купишь новую мебель. Можно ли, чтобы она была красивой? Конечно. Ведь и Господь сотворил прекрасным этот мир… Но если ты будешь постоянно пребывать в суете, чтобы не отставать от других (купить, достать, отхватить, обустроить…), то это как раз и есть обмирщение. Христиане не живут в каких-то отдельных городах. Они одеваются как люди своей эпохи. Едят и пьют, как и все люди. Женятся, как и все люди, заводят детей, но в отличие от других они не уничтожают зачатых детей, избегают абортов. Если же это не так, то ты идешь в ногу со всеми, и ты — мирской человек.

Если Церковь подвергнется обмирщению и будет во всем подстраиваться под запросы мира, это нисколько ей не поможет и не будет для нее спасительно. Мир не спасает. Если человек иногда заходит в храм, чтобы поставить свечу или изредка исповедуется и причащается, но при этом не живет и не мыслит по-христиански, следует знать: это его не спасает. Вы спросите меня: ну а кто же спасётся? Спасутся, конечно, лишь немногие, так называемый «остаток». Даже если весь народ Божий усвоит себе мирское мудрование и подвергнется обмирщению, все равно останутся те, кто будет верен Богу и Церкви. Поэтому, дорогие мои, не будем терять надежды.

У некоторых возникает вопрос: «Каковы должны быть мои отношения с остальными людьми? Каково мое место в мире сем? Не нужно ли мне соответствовать остальным?». Нет, это не нужно. Некоторые родители позволяют своим дочерям 14–15 лет гулять допоздна. Они считают, что если их дочери не будут «выходить в свет», то они не найдут себе мужа и не выйдут замуж… Сначала она идет в кафе, оттуда на дискотеку, возвращается домой сначала в полночь, потом в 3 часа ночи, а затем гуляет уже до утра... И катится по наклонной вниз, а наклонная никогда не кончается… Но это мирской образ мышления. Если ребенок попросится пойти погулять в какие-то «злачные места», ты должен сказать: «Радость моя, не ходи туда, это плохое место». Начинай объяснять им это, пока ещё не поздно, как только начнутся школьные вечерники в начальных классах. Предложи ребёнку погулять вместе с тобой. А если у вас есть автомобиль, съездите к морю, но не туда, где толпы отдыхающих: выбери спокойное, тихое место… Отправьтесь в поход, сходите вместе в горы. Вы можете находить разные развлечения для детей, но только такие, чтобы их отдых не был связан с грехом. Чтобы они не проводили время с теми, кто грешен. С теми, кто движим и одержим плотским мудрованием и образом жизни мира сего.

Мы почитаем святых — мучеников, преподобных, праведных нашей Церкви — именно потому, что они не пошли на поводу у мира и не восприняли образ мыслей мира сего. Они пребывали в этом мире, они жили в нем, но при этом не были мирскими людьми. В Церкви все верующие призваны стать святыми и мучениками. Как это может быть осуществимо? Если ты и твой ребёнок видите, что все вокруг предаются греховным развлечениям, а ты отказываешься следовать за ними, то ты являешься исповедником веры и мучеником. А святой — это тот, кто отделяется, отличается от других. Слово «святой» (греч. άγιος) означает особенный, отделённый от всего мирского[12]. Чашу, которая используется во время Божественной литургии, мы называем «Святая Чаша». Это означает: особенная, не такая, как прочие. Святой отличается от остального мира, лежащего во зле. И те, кто войдут в Царствие Божие — это мученики и святые.

Благодарю вас за внимание.

Архимандрит Афанасий (Митилинеос)

15.09.2010

Источник: https://myrophoros.blogspot.com/2021/03/blog-post_89.html

 



[1] См. также псалом 79, 15–16.

[2] Ин. 15, 1.

[3] Ис. 5, 2.

[4] Втор. 32, 32.

[5] Ин. 15, 5.

[6] 2 Кор. 6, 16–18.

[7] 1 Ин. 5, 19.

[8] 2 Кор. 6, 14.

[9] 1 Кор. 5, 11.

[10] Рим. 12, 2.

[11] 1 Кор. 7, 31.

[12] В Ветхом Завете «святое» выражается древнееврейским словом «кадош» (קדוש, qadoš), которое обозначало отделение сферы Божественного от этого мира. В Новом Завете термин ἅγιος обозначает святость самого Бога, а также предназначенный Богу, очищенный для этого, — прим. переводчика.

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!