«Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом...» (Мк.
10, 33).
Я начинаю, дорогие мои, с вопроса ко всем. Мой вопрос таков: действительно ли
мы с вами находимся в церкви? Помимо тела здесь должен быть и наш дух.
Отвлеклись на минуту? Значит мы согрешили. Вот почему я задаю вопрос: «Здесь
ли мы с вами? Следим ли мы за Божественной Литургией?
Слышали ли мы божественные слова, которые рассекают бездушные камни и окаменевшие
сердца? Прочувствовали ли мы событие, описанное в сегодняшнем Евангелии?».
В эти святые дни Церковь передает нам важнейшие послания свыше. И отголоском
этих посланий является то, что мы слышали на службе сегодня: «Се восходим
во Иерусалим...» (Мк. 10, 33).
Эти слова, которые сказал Христос ученикам незадолго до страданий, Церковь обращает также и к нам.
Когда начнутся службы Страстной седмицы, именно это мы услышим в одном
тропаре: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути:
се восходим во Иерусалим» (стихира Великого Страстного Понедельника).
Пойдемте, говорит Он, совершим восхождение в Горний Иерусалим; отправимся в
него своим умом и духом.
Человек должен всегда находиться в готовности, ведь мы не знаем, в какой час
Господь призовет нас к Себе. Но особенно мы должны готовиться в эти святые дни,
еще больше чем обычно, потому что нам предстоит причаститься Святых Христовых Таин.
«Се восходим во Иерусалим...»
Каждый раз, когда мы подходим к Причастию, мы слышим этот голос Господень, призывающий нас в горняя. Но многие ли достойны причащаться? Целый год мы согрешаем; и я боюсь, братья мои, что самый большой грех мы совершаем на Страстной седмице, когда с нечистым сердцем подходим ко Святая Святых.
Боюсь, что, возможно, из ста христиан не найдется и одного достойного
причащения. Недостаточно просто открыть рот и причащаться; нужно еще и
подготовить себя и тогда уже приблизиться к святым тайнам.
В чем причина того, что молодые и взрослые люди безчувственно, формально и
механически подходят к Пречистым Тайнам? Причина заключается в том, что мы никогда не озаботились
тем, чтобы исследовать, изучить, что же это за таинство — Божественная Евхаристия.
Есть замечательные книги. Я рекомендую каждому из вас перед причастием
открыть молитвослов, часослов или требник и со вниманием прочитать последование
ко Святому Причащению, которое должен читать перед причастием каждый
христианин.
Эта таинство таинств. Неверующий не видит в нем ничего. Но у верующего есть
духовные очи; он входит в церковь и видит сердцем. Верующий имеет веру. Прежде
всего он верит словам Христа. А Христос нам сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй
Мою Кровь имать живот вечный» — тот, кто вкушает Тело и Кровь Господа,
имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54).
Христос сказал нам, что это необходимо: «Аще не снесте Плоти Сына
Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» — человек не
имеет духовной жизни, если он не общается со Христом (Ин. 6, 53).
Верующий в церкви ощущает трепет благоговения. Когда во время богослужения на
святом престоле возлежит хлеб и вино и священник говорит «Твоя от Твоих...»,
когда все мы преклоняем колени и певчие поют «Тебе поем, Тебе благословим…», в
это время происходит чудо — величайшее чудо в міре.
Сходит Святой Дух, и хлеб становится Телом Господа нашего Иисуса Христа, а
вино — Его Кровью, той самой Кровью, которая пролилась на страшной Голгофе.
О, что за таинства, братья мои! Кто не верит, тот пусть лучше не входит в
церковь; пусть будет на улице. Когда верующий входит в храм, он ступает не по
земле, не по каменному полу: он находится высоко над землей, на крыльях ангелов
и архангелов; он пребывает на высоте. «Се восходим во Иерусалим...»
Так мы веруем, и так оно и есть. Но неверующие и еретики, «свидетели Иеговы»
и протестанты… мы слышим, как они говорят: «Разве возможно, чтобы хлеб и вино
стали Телом и Кровью Христа? Я не понимаю этого, я не чувствую этого». Что мы
должны им ответить?
Ты не чувствуешь этого? Но разве это единственное таинство в міре? Есть и множество других тайн. Хотите пример? Как уголь
в земле превращается в алмаз? Как трава превращается в мясо овцы? Как хлеб,
который мы едим каждый день, становится костями, мышцами, нервами, мозгом,
сердцем, легкими, дает жизнь человеку? Как кровь матери, проходящая через ее
сердце, становится молоком и питает ребенка?
Пусть они сначала объяснят нам все эти вещи, а потом попросят нас объяснить,
как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа.
Мы с вами веруем в таинство. И это таинство, братья и сестры, является
величайшим благом для человека. Мы благодарим Бога за солнце, которое нас освещает;
за воду, которую мы пьем; за хлеб, который мы едим; за воздух, которым мы дышим;
за все блага земли.
Но прежде всего мы благодарим Бога за что? За то, что Он призывает нас, жалких
червей, приобщиться к телу Того, Кого не могут вместить Небеса. Он помещается в
сердце грешника. О благодать, о благословение, о великий дар!
* * *
И теперь я спрашиваю вас, братья и сестры, готовы ли вы приступить к Пречистым
Тайнам? Исследовали ли вы себя, нет ли у вас случайно какого-то скрытого греха,
который жалит вас, как скорпион, и до сих пор вы не исповедовали его своему
духовному отцу?
Вы совершили несправедливость и не загладили свою вину? Вы ссорились,
враждовали с кем-то и до сих пор не попытались примириться?
Обдумайте все эти вопросы. И если ваша совесть чиста, то вы можете приступить
к Чаше. В противном случае — нет.
Некоторые люди говорят: «Нам надо обязательно причаститься на Пасху».
Когда-то священного Златоуста спросили:
- Как часто мы должны причащаться Святых Таин?
И он дал очень мудрый ответ.
- Ты подготовился к причащению, у тебя чистое сердце? Причащайся хоть каждый
день! Ты не готов? Не причащайся вовсе, даже на Пасху!
Ибо и Иуда причастился на Пасху себе в осуждение.
Поэтому мы говорим: христиане, намеревающиеся в эти святые дни причаститься
Пречистых Таин, будьте внимательны. Готовы ли вы? Приступите. Не готовы? Не
походите!
Прочь, ибо Причастие — это огонь! Нераскаявшийся грешник похож на солому, Причастие
попалит тебя вмиг. Но если у человека душа похожа на золото, то сколько бы раз он
ни входил в огонь Причастия, он выйдет из него более сияющим, более освященным.
Так учит наша Святая Церковь. И сегодня она взывает к нам с вами: «Се
восходим во Иерусалим...»
* * *
Я желаю, братья и сестры, от всего сердца, чтобы никто не приступал к Чаше
подобно Иуде. Если у человека есть неисповеданные грехи, лучше ему держаться
подальше от Причастия. Самое правильное — пойти и найти опытного священника,
пожилого духовника, седовласого старца, преклонить перед ним колени, исповедать
свои грехи, попросить милости Божией, выполнить епитимью, которую он даст —
пусть даже на год, на два или три, — а уже потом причаститься Святых Христовых
Таин.
Прочтите житие преподобной Марии Египетской. Причащалась ли она сразу после
того, как принесла покаяние? Нет. Она перешла реку Иордан и удалилась в
пустыню. Скажите, сколько лет она молилась о прощении своих грехов? 47 лет! А
потом уже причастилась.
И она умерла в тот день, когда причастилась Пречистых Таин. Боже мой, Боже
мой! Дай Бог и нам сподобиться такой блаженной кончины! Я не желаю ни денег, я
не желаю дворцов, я не желаю сокровищ, я не желаю мудрости, я не хочу ничего; я желаю, чтобы и мне, и всем вам Бог даровал
такое окончание жизни.
В тот день, когда мы покинем этот суетный мір, да сподобит нас Бог, чтобы
мы в последний раз причастились Пречистых Таин, говоря: «Помяни мя,
Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42).
(†) Митрополит Флоринский Августин
Запись проповеди, произнесенной в церкви Святого Георгия Платоновской
академии г. Афин 26 марта 1961 года.
Источник: https://katanixi.gr/mitropolitoy-florinis-p-aygoystinoy-2/
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!