«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе»
День за днем, седмица
за седмицею, — и вот прешла уже вся Святая Четыредесятница, хотя иным, по непривычке
к воздержанию и посту, она казалась, может быть, безконечною. Пост еще продолжится
одну седмицу: но дни эти не принадлежат уже Четыредесятнице, а имеют особенное название,
будучи посвящены на воспоминание Страстей Господних. Это как глава и крест на храме.
Поэтому сама Святая Церковь останавливает в настоящий день наше внимание, неоднократно
возглашая: «душеполезную совершивше Четыредесятницу»! Так поступает она для того,
чтобы мы, достигнув конца Четыредесятницы, собрались с мыслями и рассмотрели, достигнута
ли в нас цель Святого поста? Ибо можно, и много сеяв, ничего не пожать; можно употребить
разные лекарства, иждить даже, как говорит Евангелие о жене кровоточивой, все имение
врачам, и не получить исцеления (Лк. 8, 43).
Итак, что теперь с нами, то есть, с душою и совестью нашею? Чувствуем ли в себе какую-либо перемену благотворную? Можем ли сказать с описанною в Песни Песней невестою: «се, зима прейде, дождь отыде... цвети явишася на земли... нашей»! (Песн. 2, 11-12). Ах, мы привыкли называть природу, нас окружающую, неразумною: но посмотрите, как все разумно исполняет она свой долг и делает свое дело! Едва только обратилось к ней лицо летнего солнца, она тотчас начала раздеваться, и теперь совершенно избавилась от своей тяжелой зимней одежды; освященная, согретая лучами весенними, она немедля омылась от нечистот зимних; отдала сполна всю дань вод морю; и теперь, что ни день, то более и более износит из недр своих все, что прошедшей осенью вверила полям и нивам рука земледельца. К светлому Празднику всюду явится у земли новая праздничная одежда из зелени и цветов; горы и холмы препояшутся радостью, и новый хор пернатых возгласит новую песнь радости и благодарения Творцу природы. И к нам, братие мои, с самого начала Святого поста, можно сказать, приблизилось духовное Солнце, Господь и Спаситель наш: ибо не напрасно возглашала тогда Церковь слова апостола: «ныне... ближайшее нам спасение»! (Рим. 13, 11). Что же произвело в нас это приближение к нам и это умножение вокруг нас света и теплоты духовной? Растаял ли внутри нас лед бесчувствия сердечного? Омылись ли мы от нечистот греховных слезами веры и покаяния? Готова ли душа наша, подобно земле, к несению плодов любви и правды? — Встречая день Воскресения Господня, возможем ли сказать, что и мы уже не мертвы духом, что в нас, по благодати Божией, есть хотя малый начаток жизни вечной? — Пост настоящий для этого именно был и предназначен. Ибо, чего хотела Святая Церковь, налагая его на нас? Конечно не того, чтобы сберечь от употребления несколько снедей, или лишить нас известных удовольствий. Нет, пост должен был обуздать нашу чувственность; укротить, а потом и умертвить наши страсти; очистить наши мысли и желания; дать большую свободу духу и совести; пробудить в нас печаль по Бозе и святую тоску по небесному отечеству; приблизить нас к небу; очистить, просветлить и освятить все существо наше.
По этому самому Четыредесятница
и провозглашается душеполезною. — Таковою ли она
была для нас? Что приобрели мы от такого числа чтений, молитв, коленопреклонений,
тем более от нашей исповеди и причастия Святых Тайн Христовых? Не с видом суровых
приставников требуем мы, братие мои, от вас плодов поста; а, подобясь врачам, для
вашей же пользы хотим обратить внимание ваше на состояние души и сердца вашего.
Ибо легко может быть, что некоторые, и желая спасения душе своей, не умели воспользоваться
поприщем великопостным. Это бывает, например, когда во время поста ограничиваются
одним воздержанием от пищи и пития, одним более или менее частым хождением в церковь,
одним поверхностным исповеданием своих грехов пред священником, исправлением каких-либо
маловажных недостатков в своем поведении и жизни: тогда как для спасения нашего
требуется гораздо большее, – необходима совершенная перемена наших плотских мыслей
и чувств, всецелое обновление нашего духа и сердца, или, как выражается слово Божие,
целое новое рождение свыше. Если кто имел неблагоразумие остановиться на указанной
нами малоплодной поверхности благочестия, тот да ведает, что он, и много, по-видимому,
делая, еще ничего не сделал как должно; ему надобно трудиться снова, и начать, так
сказать, сначала. То есть, что сделать? — Углубиться
в свое сердце и совесть, убедиться, что, без освящения свыше, корень всех его действий,
даже благих, есть самолюбие, а не святая и истинная любовь к Богу и ближнему, что
все, произрастающее от этого корня, есть нечисто пред очами Божиими и не достойно
Царствия Небесного; должно познать это и молить Господа, да Сам изведет его из плена
страстей и злых навыков, да Сам созиждет в нем сердце чистое и дарует ему дух сокрушен,
– то сердце, из которого сами собою явятся воистину благие мысли и деяния; тот дух;
который один может быть приятелищем даров благодатных и обителью в нас Духа Божия.
Но как же сделать
все это, вопросит кто-либо, когда уже миновала Святая Четыредесятница и пропущено
время, самое удобное к тому? — Точно, время поста
есть весьма удобное к сему важному делу; но наступающие дни страданий Господних,
можно сказать, еще удобнее. Как на средине земного шара под равноденственной линией,
или так называемым экватором, солнце действует так сильно, что в один день вырастает
более, нежели у нас в неделю, так то же самое можно сказать и о наступающих днях
Страстей Христовых. Это наш духовный экватор: тут сосредоточены все лучи духовного
Солнца. Не было бы только недостатка с нашей стороны в слезах истинного покаяния,
а то в час и минуту может произойти с душою и сердцем нашим то, чего в другое время
трудно ожидать от целых седмиц и месяцев.
Итак, да не теряет
надежды никто! Да соберутся под знамя веры и креста все остальные! Да возвратятся
к своему месту самые беглецы! На Голгофе всем верующим доступ; всем кающимся — прощение; всем, любящим воистину — жизнь вечная! Аминь.
Источник: Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина / Свт. Иннокентий Херсонский. -
Москва: Отчий дом, 2011. - 448 с. - (Серия «Духовный собеседник»). / Великий пост.
5-376 с. ISBN 5-85280-190-9
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!