понедельник, 20 января 2025 г.

Патриотизм — это хорошо. Но превыше всего — Православие (протопресвитер Феодор Зисис)

 

Отрывок из обращения к митрополиту Фессалоникийскому Анфиму от 05.02.2017 г.

 

…Вы позволяете масонам, ротарианцам, экуменистам, содомитам, папистам, протестантам, нечестивцам, еретикам-монофизитам входить в «овчарню»; вы изгоняете священников, которые неусыпно охраняют ее и изгоняют волков ереси. И это свое равнодушие к Вере, к Православию, к Небесному Отечеству вы прикрываете личиной патриотизма, любви к своей земной родине — что является хорошим качеством, но менее ценным, чем вера... Это похвальные, но временные и земные устремления.

Мы, христиане, любим свою родину, но вся наша забота, все наше естество направлено к небу, к Царству Небесному. В эти дни Святого Богоявления мы слышали, как святой Иоанн Креститель и Сам Богочеловек Христос обращались к своим соотечественникам-иудеям, которые похвалялись своим национальным происхождением от Авраама и презирали все другие народы. На это святой Предтеча им говорил, чтобы они не кичились своим происхождением, ибо Бог «может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9). Они оба, сначала Иоанн Креститель, а затем и Спаситель Христос призывают иудеев одуматься, принести покаяние и ждать не такого Искупителя и Мессию, который будет их национальным вождем, избавит от римлян и создаст земное государство Израиль, а Искупителя и Спасителя от греха, который создаст на земле Церковь для всех народов как Царство Небесное: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2 и 4, 17).

Кто из тех, кто изучает святоотеческие творения, не потрясен тем, что говорит о жизни христиан в миру «Послание к Диогнету», написанное во втором веке неизвестным апостольским мужем и апологетом? «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество чужая страна… Находятся на земле, но суть граждане небесные».

Многие ли из нас, священнослужителей и даже великосхимников, обращаясь к молодежи, правильно расставляют приоритеты и обращают их в первую очередь к жизни иной, к жизни вечной, призывая их связывать все свои упования именно с ней, как это сделал свт. Василий Великий в своей знаменитой речи «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений»? Вот что он говорил им дословно:

«Мы полагаем, дети, что настоящая жизнь человеческая вовсе ничего не значит; совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. Ни знаменитости предков, ни крепости, красоты и величия тела, ни почестей от всех людей, ни самого царства, ни всего прочего, что ни наименуют из человеческого, не признаем великим, даже достойным желания, и не обращаем взора на тех, кто имеет сие, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаться сего всеми силами, а что не переходит в оную, то — презирать как ничего не стоящее».

Борьба за правую веру и осуждение ересей также относятся к тем вещам, которые мы должны любить и к которым должны стремиться «всеми силами», а все, что не помогает нам готовиться к будущей жизни, должно быть проигнорировано «как ничего не стоящее», а не просто как менее ценное, о чем мы уже писали ранее.

Я был очень расстроен прошлым летом[1], когда был в Молдове и Грузии по приглашению тамошних церковных властей, потому что я получал недоуменные вопросы от епископов, священников, монахов и мирян, которые не могли понять, почему епископат Элладской Церкви не выступил решительно против натиска гомосексуалистов и почему он не предотвратил принятие парламентом «Договора о сожительстве для однополых пар», как это удалось сделать им — священникам и людям, вышедшим на улицы. Они чувствовали разочарование и горечь, потому что считают нас, греков, учителями в вопросах Веры, благочестия и добродетели, и возмущаются, когда учителя и лидеры предают их, как это, к сожалению, происходит сейчас со всеересью экуменизма, где главенствующее и центральное место занимает греческий Вселенский Патриарх, при прискорбном соучастии, опять же, всех грекоязычных поместных церквей, которые поддерживают его из нездорового патриотизма.

Неужели те, кто говорят об этнофилетизме и указывают пальцем в другую сторону, не замечают очевидной поддержки по национальному признаку — и в ущерб Вере — Патриарха, который является их соотечественником? Неужели они не видят, какой соблазн это несет для православных на вселенском, всеправославном уровне, и считают виновным о. Феодора и «иже с ним» — тех, кто пытаются унять скандалы и успокоить совесть?..

 

Источник:

https://www.vimaorthodoxias.gr/nea/ti-apantai-o-p-theodoros-zisis-ston-mitrpoliti-thessalonikis-anthimo/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


[1] В 2016 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!