
Митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел
«...Главными качествами христианина являются любовь и
прощение... Невозможно любить, если не прощаешь.
Ты любишь не Бога и не людей, а свою собственную волю. Прощение проистекает без труда из сердца, которое любит Бога, поскольку любящий Бога любит и брата своего. Мы вступаем на поприще духовной борьбы и должны подготовиться, привести себя в порядок. Наша Церковь, наряду с постом, призывает нас к испытанию совести.
Любовь, прощение, исповедь — вот основные составляющие
этого периода. Без них не только сорок, но и восемьдесят дней поста не принесут
нам никакой пользы. Очень важно, чтобы мы это понимали.
Сколько
бы дней мы ни постились, без прощения и любви они бесполезны. Они не приносят
мне никакой пользы, а, возможно, даже вредят. Потому что они способствуют развитию
моего лицемерия.
Другим
кажется, что я пощусь, но на самом деле я отвращаю свое лицо от воли Божией. Такая
брань может случиться у каждого верующего человека. Исповедь есть не что иное,
как наше воссоединение с Телом Христовым, Его Церковью, от которой мы постоянно
отпадаем из-за своего эгоизма, совершая грехи.
Самым
большим крестом для нас, духовников, является то, что наши духовные чада, христиане,
не желают прощать. Да и можно ли назвать таковых христианами, если они приступают
к Причастию без любви и прощения?
И
подобному нет оправдания, ибо все это свидетельствует о недобром сердце, о
сердце, которое пытается обмануть, перехитрить Бога, но на самом деле обманывает
себя самого.
Исповедь
— это не перечень повседневных грехов, которые мы снова повторим на следующей
исповеди, потому что мы к ним привыкли и не мыслим своей жизни иначе. Если
исповедь совершается без покаяния, то ее нельзя назвать искренней и она пропитана
большим эгоизмом.
Некоторые
исповедуются только по обычаю, чтобы «показаться хорошими», однако же не хотят
исполнять волю Божию. И это действительно огромный соблазн. Мы приходим на
исповедь, но не собираемся меняться. Богу известны наши грехи. И все же Он ждет
от нас покаяния, потому что мы должны потрудиться и сами.
Вся беда в том, что мы не желаем меняться. И это главная
причина того, что не меняется мир. Христианин — это соль, но когда эта соль обуяла,
она становится бесполезной и не только не спасает, но и способствует разложению
общества.
Нам
давно пора осознать: христианин живет в миру, но он «не от мира сего». Подчиняясь
миру и его умонастроениям, он теряет благодать Божию. Чувствует себя одиноким и
растерянным. И не имеет радости в жизни.
Сегодня,
как и всегда, диавол борется с Церковью. Церковь всегда порождает святых. И
сейчас, в последнее время, Бог дал нам их великое множество. Если мы не
исправимся, не возьмем с них пример, то у нас не будет никакого оправдания на
Страшном Суде. Бог через святых призывает нас к покаянию. Нет смысла
восхищаться святыми, говорить о святых, но не подражать святым своим смирением
перед Богом, своим послушанием воле Божией. В нашей Церкви все взаимосвязано и
существует определенный порядок.
Если
мы не меняемся, это свидетельствует о том, что наша исповедь не является
истинной. Виною тому отсутствие смирения.
Вспомним
притчу о мытаре и фарисее. Кающийся мытарь не обвинял фарисея. Мы же сегодня притворяемся
мытарями, чтобы обвинять в фарисействе других. Однако, делая так, мы сами
оказываемся фарисеями. Ведь мытарь, зная о своих грехах, никого не осуждал. Мы
же судим всех направо и налево. А все это потому, что нам не хватает смирения,
нам не хватает любви. Мы сбились с пути...
Брата можно приобрести не критикой, а любовью. А также молчанием
и смирением. Скромным житием во Христе, а не выставлением себя напоказ, потому
что возвеличивающий себя теряет Самого Бога, сказавшего нам: «Научитесь от
Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.
11, 29).
Вы
должны понимать, зачем вы идете на исповедь, и прежде всего вы должны быть
настроены на прощение и любовь, даже к своим врагам. Иначе ваша исповедь не
будет иметь никакой ценности, и Сам Христос скажет нам: «Имя Божие из-за вас
в поношении между язычниками» (ср. Рим. 2, 24).
Из-за
вас. Нашу исповедь нельзя назвать чистой не потому, что мы говорим неправду, а
потому, что мы не покаялись по-настоящему, потому что мы, как я уже сказал, затрудняемся
простить. А ведь к нам, верным христианам, обращены и эти слова: «Если не
оставите..., то и Отец Небесный не оставит вам согрешений ваших...». Но мы не принимаем
это во внимание и продолжаем идти фарисейским путем, отталкивающим людей, а не путем
смиренных, который привлекает людей к Церкви.
Всех
наших великих святых отличало то, что они были очень строги к себе и очень
снисходительны к другим людям. Мы очень строги к другим, но очень
снисходительны к себе. И в этом наше заблуждение...
Так давайте же проживем Великий пост так, чтобы
приобщиться к нему не только по форме, но усвоить себе то благословенное и
многогранное духовное содержание, которое он нам предлагает. Чтобы это отразилось в жизни каждого из нас.
Мы должны стать лучше.
Святой
Максим говорит: «Каждый раз, когда ты входишь в Церковь, ты должен вернуться из
нее лучшим, чем прежде. Подняться на одну ступень вверх». Но часто, переступая
за порог храма, мы духовно спускаемся на много ступеней вниз, потому что не имеем
почтения ни к этому священному месту, ни к чему либо еще... Ради кого мы ходим
в Церковь? Идем ли мы к Богу? Идем ли мы, чтобы собраться умом? Мы идем для
молитвы?
Или
мы идем туда посмотреть на других, чтобы было о чем рассказать? Вспомним мытаря:
он не смотрел на других людей в храме, даже на фарисея, который указывал на
него, и поэтому он был принят Богом. И здесь, дорогие братья и сестры,
возникает последний вопрос. Желаем ли мы быть принятыми Богом? Или мы желаем
лишь одного: быть принятыми людьми? Вот вопрос, на который мы все должны дать ответ...
...Мы должны восстать против самих себя. Это единственное восстание, которое будет для нас спасительным.
Измениться в лучшую сторону, стать другими людьми. Иначе мы — соль,
которая не только не спасает, но и способствует гниению.
Дорогие
братья и сестры, давайте помолимся (и я прошу ваших молитв обо мне), чтобы мы
прожили этот Великий пост так, как хочет Христос, как постановила Церковь, с
прощением, любовью, смирением; с молитвой и с участием в богослужениях в храме.
Иначе
это будет не Великий пост, а одно название.
Попробуем
принести истинное покаяние, измениться на деле, чтобы Бог помиловал нас. Когда
совершилось падение Константинополя, наши отцы говорили, что это случилось по одной-единственной
причине: он пал за наши грехи. И только по этой причине страдает наша страна.
За
наши грехи, а особенно за грехи христиан, потому что мы могли бы изменить мир,
но для этого нужно сначала измениться самим и жить по заповедям, по воле
Божией, без каких-то оправданий и отговорок.
Так давайте же восстанем в молитве, с любовью, в прощении
и смирении, и тогда вы увидите, что Бог преклонит Свою милость на нас и молитвы
наши будут услышаны!
Источник:
https://orthodoxypisti.blogspot.com/2024/11/blog-post_14.html?m=1
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
«Исповедь есть не что иное, как наше воссоединение с Телом Христовым, Его Церковью, от которой мы постоянно отпадаем из-за своего эгоизма, совершая грехи.»…
ОтветитьУдалитьС этим трудно согласиться. Иначе получается, что человек может толком и не знать в Церкви он находится или нет. Так же и священник, и архиерей… Это неверная экклезиология.
Известны многократные святоотечесие наставления о великой силе примирения, вспоминаемые нами в Прощеное воскресенье. Также известны пояснения к "подставлению врагу другой щеки": мириться следует с личными врагами, не отвечая им злом, потому что добро побеждает зло своим духовным величием. Но не следует мириться с врагами Божиими, это было бы предательством Бога; так же Церковь относилась и к врагам нашего православного Отечества, служащего Богу. То есть не всякий мир богоугоден: бывает мир, который хуже войны.
ОтветитьУдалитьЛучше прения о благочестии, чем ущербное единство [с еретиками- врагами Бога и Церкви]. Свт.Григорий Богослов.
Митр. Павел выражает правильную и важную мысль, ибо в разрешительной молитве, которую произносит священник над исповедающим грехи свои человеком, он произносит слова, обращаясь к Богу: «примири и СОЕДИНИ его (человека) Святей Твоей Церкви».
ОтветитьУдалить