вторник, 4 марта 2025 г.

Подвиг Великой Четыредесятницы (cтарец Ефрем Аризонский)


В эти дни мы вступаем на великое духовное поприще благословенной святой Четыредесятницы. Святой и Великий пост — время умиления, период для покаяния, для слез, для преображения человека, для нового этапа в духовной жизни. Наша Церковь как любящая мать, заботящаяся о своих чадах-христианах, определила это время Четыредесятницы как время сугубого подвига, чтобы помочь нам стать более непорочными, очиститься и сблизиться с Богом, для того чтобы мы удостоились праздновать великий день пресветлого Воскресения.

Христиане, и в особенности монахи, всегда уделяли большое внимание этому духовному поприщу и считали его священным, потому что этот период предусматривает как духовные, так и телесные борения. Это подвиг поста, подвиг бдения, подвиг очищения и подвиг хранения духовных обязанностей, которых намного больше, нежели в другое время.

Происходит духовное воссозидание, и человек более внимательно прислушивается к голосу своей совести, чтобы исправить то, что он, возможно, упустил, и чтобы усовершенствоваться духовно. Наша Церковь помогает нам как различными покаянными тропарями и богослужениями, так и наставлениямичтобы подготовить и укрепить нас в борьбе за очищение наших душ.

Совершаются проникновенные великопостные богослужения: Божественные Литургии Преждеосвященных Даров. Преждеосвященная Литургия приносит великую пользу. Ее Херувимская песнь исполнена духовности, созерцания и сопровождается присутствием Ангелов. Поэтому следует в особенности на этих Литургиях Великой Четыредесятницы молиться с величайшим благоговением. Насколько нам, причащающимся Тела и Крови Христовой, подобает быть непорочными и чистыми, насколько же мы должны быть в порядке духовно и телесно, чтобы Божественная благодать смогла воздействовать на нашу душу и тело!

Посему наша жизнь должна быть очень внимательной. Как в келии, так и в церкви нам следует орошать свои лица слезами, чтобы омыть таким образом душу свою, дабы она стала достойной Причастия. Конечно, нередко диавол лишает нас умиления, и прежде всего меня. И тогда слезы не приходят, и он влагает нам скверные помыслы. Скверные помыслы и соответствующие греховные образы мы должны изгонять сразу, как только они появляются. И когда нас одолевают злые помыслы, или когда наша душа холодна и равнодушна по отношению к какому-либо брату, тогда не следует приближаться к Богу Любви, столь Чистому и столь Святому.

Через преподобного Ефрема Сирина Церковь говорит нам: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния [1], любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».

Этими словами Церковь пытается дать нам понять, что помимо прочих добродетелей особенное внимание требуется уделять тому, что упоминается в конце: самоукорению и неосуждению брата, ведь без любви к брату, к нашему ближнему, невозможно сколько-нибудь продвинуться на пути к духовному очищению.

Осуждение является великим злом. Если мы постимся, но не следим за своими мыслями, словами, сердцем, если осуждаем нашего брата и не судим самих себя, то пост не принесет нам пользы. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Любовь к Богу и ближнему — две великие добродетели, на которых зиждется все духовное устроение. Если же нет этих двух великих добродетелей, то все другие остаются без опоры. Что говорит премудрый Сирах? «Преткновение от земли лучше, нежели от языка» (Сир. 20:18). Лучше пасть с высоты, удариться и получить увечье, чем пасть из-за своего языка.

Язык — орудие, дарованное нам Богом, чтобы мы благословляли Его, славословили Его, благодарили Его. Могу сказать, что большая часть преступлений начинается с языка. Приходит скверный демон и обращает язык для оскорбления Бога и насмешки над Ним. Он склоняет несчастного человека к тому, чтобы совершить величайшее преступление в мире — хулить Бога. Многие люди, завлеченные этим диавольским духом богохульства, извергали грязные слова против Святого Бога, забывая, что Христос был распят за нас, излил всесвятую Кровь Свою, простер Свои пречистые руки на Кресте и дал пригвоздить их, окровавленные и израненные, чтобы исцелить сей язык.

Другое дело, в отношении которого мы должны понуждать себя как можно усерднее, — это молитва. Будем молиться именем Христовым без небрежения и не теряя времени. Во время бдения в нашей келии будем понуждать себя, дабы не допустить того, чтобы нас охватил сон или нерадение и вялость, но будем с готовностью посвящать себя духовному. Сразу после пробуждения первым делом обратимся к молитве, а потом к нашему молитвенному правилу, четкам, изучению Священного Писания и созерцанию. Будем ходить в храм с готовностью и желанием, и тогда мы преодолеем это поприще с наибольшей пользой.

Пост вместе с телесным трудом способствует прощению грехов и очищению. «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:18). Призри на труд мой, Боже мой, и на смирение мое, ибо я не могу сделать ничего без Тебя, и прости мне все, чем я согрешил пред Тобою. Когда мы подвизаемся в посте, в коленопреклонениях, в молитве, в умно-сердечном делании, то этот труд, совершаемый во имя Божие, является святым и получает большое воздаяние от Господа, и за него мы удостаиваемся венца, славы и чести. Пост является прогонителем демонов, и потому они очень боятся его. «Сей же род (то есть демонов) изгоняется только молитвою и постом», — сказал Господь (Мф. 17:21).

Поэтому у Святых Отцов каждое дело во имя Божие всегда предварялось постом. Они верили в великую силу поста и говорили, что Дух Святой не осеняет, когда человек насыщен, когда его желудок полон [2]. Это касается не только монашествующих: каждый христианин, желающий очищения, должен начинать с таких основ, как пост, молитва и трезвение. Когда в человеке сочетаются эти три духовные делания, он способен достичь высокой степени духовной жизни.

В былые времена у отцов был благочестивый обычай. Перед Великим постом они уходили из монастырей и удалялись в глубокую пустыню, где жили в суровом воздержании и подвигах до Лазаревой субботы, в которую они возвращались, чтобы всем вместе отпраздновать Вербное воскресенье. Одни брали с собой только самую необходимую пищу, другие питались лишь травой, чтобы еще больше подвизаться в пустыне. Далее на Страстной седмице они проводили все время в храме, ежедневно питаясь лишь кусочком сухаря и несколькими сухими плодами. Господь сподобил и благословил нас знать таких подвижников, которые пребывали в посте и подвиге не только во время Великого поста, но и в течение всего года.

Мой духовный наставник, блаженной памяти старец Иосиф Пещерник, получивший такое имя за то, что он жил в пещерах, где я и встретил его, — в Великую Четыредесятницу налагал на себя суровейший пост. Конечно, такой же пост он налагал и на нас. С понедельника по пятницу, пять дней в неделю, не было другой еды, кроме как 80 граммов муки, из которой мы делали похлебку на воде. Вот так. Одна тарелочка еды за целые сутки. И одновременно с этим — работа целый день, с грузом на спине, а всю ночь — множество, сотни поклонов и часы молитвы. Все это для того, чтобы уцеломудрить внутреннего человека, чтобы он стал более чистым, более ценным в глазах Божиих, чтобы он обрел дерзновение к Богу и молился за весь мир. Ибо мир нуждается в молитвах святых, а особенно — подвижников. Антоний Великий своей молитвой поддерживал всю вселенную.

Конечно, подвиг поста надлежит совершать по силам, с рассуждением, потому что не все мы одинаковы. Как сказано: добро не есть добро, если не совершается добрым способом. То есть всякое доброе дело, если оно совершается не по-доброму: не хорошим способом, не в нужное время, не в меру, без рассуждения, — принесет не благо, а зло. Так и пост, хотя он и крайне необходим и является благом, но это всего лишь средство, а не цель. Средства должны помогать достигать цели, которой является смирение.

Поэтому нам следует сообразовывать все с рассуждением духовника, просвещенного Святым Духом. Духовник скажет тебе, как следует поститься, когда причащаться, как поражать врага, что тебе надлежит делать здесь, а что там. И так по рассуждению духовника ты сообразовываешь самого себя. Не будем делать что-либо сверх должного, во всем нужна мера, ибо неумеренность уничтожает пользу. Так что пост свят, но он является средством. Нужно упорядочивать его в соответствии с указанием духовника и нашими душевными и телесными силами. Лишь бы было произволение. Святой Василий Великий говорит, что разница между выносливостью тел разных людей так же велика, как разница между железом и травой.

Святая Синклитикия в последние годы своей жизни тяжело болела, страдая горловой чахоткой. Подверглось гниению ее благословенное горло, непрестанно возглашавшее Слово Божие. Ее уста спасли бесчисленное количество душ, а теперь диавол испросил позволения испытать ее, и Бог попустил, чтобы он поразил ее чахоткой. Гниение вызвало зловоние такой степени, что даже монахини стали испытывать трудности при уходе за ней. Они использовали всевозможные благовония, чтобы хоть на несколько минут принести ей облегчение от болезни. Эти уста, когда они были здравы, глаголали и приносили благо, а когда они заболели, то стали проповедовать еще сильнее. Что же говорили молчащие и гноящиеся уста? Они беззвучно проповедовали великое терпение и стойкость в испытании, посланном от Бога. Святая вела титаническую борьбу, чтобы противостоять бесу, который искушал ее нетерпением, ропотом, тяготами и муками болезни. Какой еще ей требовался пост?

Поэтому болезнь вменяется в подвиг. У одного — рак, у другого — диабет, у третьего — множество других проблем со здоровьем, которые его изнуряют. Как очистятся эти люди? Как они увидят свет Божий? Они увидят его через терпение и благодарение Бога. Терпение и благодарение заменяют тот пост, который они не могут соблюдать по причине немощи, и они совершают в десять раз больший подвиг, чем воздержание в еде.

В этот период следует подвизаться с особенной силой, чтобы очистить себя. Из аскетической традиции мы знаем о подвижниках, которые всю свою жизнь провели в пустыне, в трудах, в страданиях, в посте, в слезах, спали па земле и были лишены всякого удовольствия. И весь этот труд, вместе с душевой борьбой против различных помыслов при восстании вожделений, породил святость. Так и всякий христианин, не являющийся монахом, но желающий очищения, имеет право потрудиться и принять воздаяние за свой труд.

Целомудрие имеет великое дерзновение пред Богом, ибо непорочен и Сам Бог; непорочной была и Пресвятая Богородица, и святой Иоанн Богослов сохранял девство, и столь многие другие святые. Вся красота Церкви основывается на непорочности и чистоте. Когда наше сердце чисто и прекрасно, оно будет источать благоухание и красоту. Напротив, человек, имеющий в своем сердце смрад, извергнет его наружу. Будем бороться, чтобы очистить внутреннее нашего сосуда, наше сердце, чтобы мы были чистыми и благоугодными в глазах Господа.

В церковной истории есть примеры многих людей, которые угодили Богу и стали великими.

Авва Пафнутий, подвижник с великими духовными дарованиями, некогда молился Богу и спросил:

Боже, кому из святых я подобен?? Кому я равен в добродетели?

И услышал голос, говорящий ему:

Живет в Александрии в подвале один бедный человек, сапожник. Ему ты равен в добродетели.

Я, аскет, с юных лет в пустыне, и равен мирянину, женатому?

Да, ты ему равен.

На следующий день святой берет свой посох и торбу, кладет в нее немножко сухарей и идет в Александрию. Приходит он в город, находит там мирянина и говорит ему:

Брат мой, чем занимаешься здесь?

Чем мне заниматься, отче, я грешный человек. Я худший человек в этом мире.

Можем мы поговорить?

Можем.

В чем твоя добродетель, каково твое делание?

Какая у меня добродетель? Ты же видишь меня. Я живу в миру и такой же, как все. Это у вас, монахов, есть добродетели.

Нет, ты в чем-то подвизаешься.

Ни в чем я не подвизаюсь.

Мне указал на это Господь, и ты не можешь обмануть меня. Я молился, и Он указал мне на тебя как на равного мне в добродетели. Ты не можешь быть случайным человеком.

Простите меня, отче. Если то, что происходит, считается чем-то важным, то я скажу вам об этом. Я женился, и с того момента, как я возложил на себя венец, я сказал своей жене: «Если ты меня любишь, то давай жить в девстве, будем жить как брат и сестра, для того чтобы бороться за освящение душ наших! Согласна ли ты?» — «Согласна». — И с тех пор мы живем в чистоте и девстве.

Преподобный Пафнутий стремился очистить себя, живя в пустыне в крайнем воздержании и хранении чувств, в чем ему способствовали и условия жизни. Другой жил с женой в девстве в миру, посреди всех соблазнов мира, и с помощью Божией достиг той же степени святости. И его борьба была большей, чем борьба аскета. Вот свидетельство того, что он был велик пред Богом. Послушайте, что случилось с этим сапожником в дальнейшем.

Однажды некий христианин пришел к преподобному Пафнутию и сказал ему:

Отче, я поссорился с одним священником и не знаю, проклял ли он меня или сказал дурное слово, но он уже преставился, а мы не испросили друг у друга прощения. Как теперь быть?

Я не могу помочь тебе в твоем деле, но есть некий святой человек, к которому я отправлю тебя, и он поможет тебе.

Кто это?

Отправляйся в Александрию. Там в одном подвале живет сапожник. Скажи ему, что это я тебя послал. Расскажи ему все о своем случае, и он тебе поможет.

Христианин подумал: «Господи, помилуй! Подвижник не может мне помочь, а мирянин справится?» Но послушания ради он отправился в Александрию, нашел сапожника и рассказал ему о своем деле. Тогда сапожник сказал:

Подожди-ка здесь, пока не стемнеет.

Он подождал. Наступил вечер, и с наступлением темноты они пошли к одному из городских храмов. Сапожник сказал ему:

Подожди здесь.

Потом сапожник подошел к большой двери храма, осенил ее крестом, и она открылась сама. Внутри храм был наполнен светом, и слышались небесные песнопения. Сапожник зашел в храм, осмотрел его, вышел и сказал этому человеку:

Войди внутрь и посмотри справа и слева на хорах. Увидишь ли ты там своего священника?

Человек вошел в храм, посмотрел, кто там есть, и вышел со словами:

Да. Он там поет на левых хорах.

Пойдем со мной.

Они зашли внутрь, святой сапожник-христианин прошел вперед и говорит священнику:

Отче, прости раба Божия сего... ибо он согрешил по человеческой немощи. Ты же, как святой человек, даруй ему прощение.

Да будет прощен и разрешен!

Сапожник вывел его из храма и сказал:

Никому не рассказывай о том, что ты видел. Ступай с миром, брат мой, и спасайся.

Видите, чада мои, что делает подвижнический труд? Что творит духовный подвиг? Что сделал этот мирянин, чтобы очистить свою душу? Разве дело было лишь в том, что он предложил девушке, на которой женился, жить как брат и сестра? Нет. Они постились и молились по ночам вместе, и клали поклоны, и читали Евангелие, и читали творения святых отцов, и ходили в церковь, и исповедовались, и причащались, и изгоняли дурные помыслы, и со всяким вниманием подвизались вместе. И так они достигли святости в миру.

Этот случай является еще одним подтверждением того, что и в миру, когда христианин вступит в добровольную борьбу, благодать Божия распространяется на всех, без исключений. Но мы находим разные отговорки и говорим, что живем в миру, поэтому подвиг нам не под силу. Нас побеждают желания. Что же нам нужно? Борьба, причем не только телесная, но и душевная. То есть нужно управлять своими мыслями. Приходят мысли, греховные фантазии, образы, лица, изображения и картины. Будем их немедленно изгонять с помощью молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Когда наш ум бдит, чтобы не принимать все это, вооруженный Божественным оружием — Именем Христовым, — тогда уничтожается всякий супротивный враг нашей души, то есть диавол, действующий на нас посредством греховной фантазии и скверного помысла. И когда мы будем так охранять свою душу, ум и сердце, тогда наш внутренний человек пребудет чистым и непорочным.

Будем же подвизаться, чада мои, с еще большей силой, и польза будет великой. Никто не обретает благодать, не потрудившись. И земледелец, не вспахав свое поле, не увидит плода. Когда наш пост сопровождается, усиливается, окаймляется молитвой, изучением Священного Писания, трезвением, посещением церкви, исповедью, Божественным Причастием, добрыми делами и милосердием, тогда всецело вершится красота приготовления души для встречи со Страстной седмицей. Мы будем способны сильнее прочувствовать Святые и Честны́е Страдания Христовы, поскольку наше сердце умягчится, преобразится и познáет, сколь безбрежна любовь Божия к человеку. И тогда мы будем способны переживать внутри себя Святое Воскресение с великою силой, торжественно отметить его самым боголепным образом и отпраздновать вместе с ангелами Святую Пасху. Аминь.

[1] В греческой традиции здесь другое слово: многозаботливость, суетность (περιέργεια).

[2] Ср. прп. Исаак Сирин, Слово 56.

 

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 29-39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!