суббота, 14 февраля 2026 г.

От «бога» Эроса до «святого» Валентина


Ламброс К. Сконтзос, богослов и преподаватель.

 

С момента основания Церкви, грешный мир стремится ее захватить, изменить ее спасительную истину, перекроить ее по своим греховным меркам, лишить ее спасительной силы. На церковном языке это называется «обмирщением» и, возможно, является одним из самых серьезных вызовов — пожалуй, самым серьезным — в наше сложное время, когда всюду царит светский, материалистический образ жизни.

Ярким примером попытки обмирщения, умаления спасительной истины Церкви и уничижения святости является ежегодный «праздник» несуществующего, ложного и вымышленного «святого», который был «заимствован» нами, среди многих других, с еретического Запада и был введен в обиход миром торговли. Речь идет о пресловутом «святом» Валентине, которого провозгласили «покровителем влюбленных» и чествуют с невероятной помпезностью 14 февраля.

Без сомнения, идет речь о возрождении древнего языческого праздника в честь Эроса — идолопоклоннического бога, который считался «первоначальным богом», породившим последующие поколения «богов» [1]. Отмечался он бурными оргиями [2]. Также в дни 14 и 15 февраля проводились «Дионисии» или праздник «эроса и плодородия, поклонение пробуждению природы с приходом весны» [3]. В тот же самый период римляне праздновали «Луперкалии», опять-таки при помощи оргий. Это был «языческий праздник, посвященный плодородию и эросу». Во время этого праздника многие молодые люди бегали обнаженными и били ремнями всех, встречавшихся им на пути, — в основном женщин, — чтобы «передать» им плодородие. Кроме того, в эти дни девушки помещали в коробку свои имена, после чего молодые мужчины тянули жребий. Вытянув какое-то имя, они вступали с этой девушкой в «брак» сроком на один год. В V веке этот языческий праздник был запрещен Церковью по инициативе Папы Геласия. Его место занял нынешний праздник святого Валентина, который отмечается 14 февраля.

Известно, что Запад так и не смог полностью отойти от дохристианского язычества, которое он в значительной степени перенес в христианство, серьезно изменив и исказив учение Христово. Учреждение праздника «святого» Валентина в средние века является классическим примером возрождения вышеупомянутых языческих праздников под маской христианских. Говорят, что «в средневековье Валентин был одним из самых известных святых в Англии и Франции. В частности, в Великобритании день святого Валентина стал популярным в середине XVII века, и до середины XVIII века влюбленные обычно обменивались любовными записками»[5].

Однако на самом деле празднование этого дня приобрело широкий размах и он стал самым популярным «святым» среди светских людей лишь в прошлом веке, среди торговцев, которые внедрили его, чтобы увеличить продажи, поскольку «по обычаю» в день этого праздника предполагался обязательный обмен подарками.

Некоторые считают «святого» Валентина реальной личностью, святым и мучеником древней Церкви, который, как предполагается, жил и действовал в III веке по Р. Х. (не случайно) в Италии. Говорят, что он был священнослужителем и тайно венчал молодых, нарушая императорский указ, согласно которому браки молодых людей были запрещены, чтобы они не могли избежать военной службы. За это он был обезглавлен. Однако ни одно историческое свидетельство и ни одни святцы древней Церкви не упоминают такого святого. Кроме того, ни один исторический источник не упоминает императорский указ, запрещающий подобные браки. Очевидно, что эта история была придумана теми, кто извлекает материальную выгоду из этого праздника.

Но даже если бы в этот день и почитался православный святой по имени Валентин, он не мог бы иметь отношения к этому «святому», покровителю всех без разбора влюбленных, законных и незаконных, включая блудников, прелюбодеев и гомосексуалистов, которые заявляют о так называемой «влюбленности» в своих любовных партнеров. В нашей Православной Церкви — в истинной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой — в этот день не празднуется святой с таким именем, а тем более покровитель беззаконной любви!

В отличие от истинной Церкви Христовой, западное христианство признает его существование, почитает его и празднует его в том виде, как о нем говорится во всех мирских источниках! Те из нас, кто знаком с богословием, а особенно с разделами «Символизм» и «История догматов», могут понять, почему там могут почитать такого «святого», как и многих других, с очень странными и во многом антихристианскими качествами.

Западное христианство, отделившись от единой и неделимой Церкви Христовой, претерпело значительные изменения, утратив свою принадлежность подлинной Церкви. Среди множества своих заблуждений оно исказило библейское и святоотеческое понятие спасения, которое оно считает «нравственным совершенствованием», а не обожением по благодати, как учит наша Православная Церковь. Святым там считается не тот, кто достиг обожения, а «нравственный» и «хороший человек», имеющий «доброе свидетельство от внешних», и все это потому, что, согласно схоластической «теологии», соединение с Богом невозможно, и единственная наша связь с Ним — это «нравственная чистота», которая «удовлетворяет» божественное правосудие. Кроме того, согласно их крайне кощунственной вере в «удовлетворение божественного правосудия», под «спасением» понимается восстановление «нарушенной» из-за человеческого греха божественной справедливости. Как только она «восстанавливается», происходит спасение! [6] В данном случае, тот, кто «любит» всех без разбора, даже если эта «любовь» несет в себе грех, является «хорошим христианином» и даже пользуется покровительством этого «святого любви». Примерно так обосновывается присутствие «святого» Валентина в «святцах» западного христианства.

Однако, как писал приснопамятный протопресвитер Георгий Металлинос, «Церковь как выражение Православия не стремится сделать человека «нравственным» в светском смысле этого слова. Хороший человек и христианин — это не одно и то же. Православный христианин стремится соблюдать заповеди Божии, но не как некий свод правил хорошего поведения (savoir vivre), а для того, чтобы при содействии Божественной благодати достичь нравственности во Христе, которая исходит из его сердца как «плод духовный» (Гал.5:22) и «вода, текущая в жизнь вечную» (Ин.4:14). […] Еретики, которые находятся среди нас, рассматривают заповеди Божии с моральной точки зрения, стремятся стать «хорошими людьми», чего, впрочем, желают и атеисты, и нехристиане, и последователи иных религий и верований мира сего. Однако православный верующий стремится стать не просто «хорошим» и «нравственным», но стать святым, соединиться со Христом, а через Него и со всей Святой Троицей, стать «храмом Божиим» (1Кор.3:16 и др.), потому что тогда он «познает Бога истинного» (1Ин.5:20) и станет истинным человеком, «ближним» и братом другого; когда Божественная благодать (Его «царство») будет обитать в сердце христианина, то его любовь не будет такой, как у грешников (Лк.6:33), т. е. расчетливой и корыстной, но она будет бескорыстной, как любовь Бога, которая «не ищет своего» (1Кор.13:5) и поэтому «никогда не перестает» (1Кор.13:8). Святые, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, — это «живые храмы Божии, живые скинии Бога», потому что «через ум (гр. διὰ το νο) в их телах обитает Сам Бог»[7]. «Не забываем: одни святые признают святыми других! История Церкви нас учит, что признание святости никогда не было произвольным и основанным на эмоциях, никогда не зиждилось только на хорошей репутации, нравственности и на благотворительности какого-либо человека, но всегда совершалось при наличии осязаемых и подтвержденных, то есть исходящих от Бога, признаках действительного обожения. Обожение преобразует природу человека, а не просто «улучшает» его характер. И это происходит потому, что, по словам святого Григория Паламы, «весь Бог пребывает во всех достойных, а во всем Боге во всей полноте пребывают все Святые, восприняв вместо себя Бога» [8, 9].

Таким образом, согласно правильному представлению о святости, как его выразил упомянутый выше приснопамятный отец Георгий Металлинос, западный «святой» Валентин, «покровитель влюбленных», не имеет никакого отношения к истинным святым нашей Церкви и, конечно же, к подлинной любви и подлинной жажде Бога в том виде, как они переживаются верующими.

Любовь считается «матерью добродетелей» и является неотъемлемым свойством, характерным для Триединого Бога, поскольку «Бог есть любовь» (1Ин.4:16). Однако «влюбленность», которой покровительствует «святой» Валентин, не является жертвенной христианской любовью  той, которой учит Христос и которую Он показал Своим собственным примером самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Истинная христианская любовь — это «опустошение» человека от своего «я» и полная «отдача» себя другому. Напротив, мирская «любовь», подобная той, которой покровительствует «святой» Валентин, носит характер сделки: человек дарит «любовь», чтобы получить нечто в ответ. И что еще хуже, эта мирская «любовь» не только искажена плотскими порывами, но и во многих случаях заражена сексизмом и грехом. Например, «клятвы в вечной любви» дают своим возлюбленным и прелюбодеи, и блудники, и гомосексуалисты!

Это хорошо видно в ежегодных помпезных праздниках «святого» Валентина, где «влюбленные» — это в основном те, кто испытывает ложную любовь, греховное вожделение! Не менее показателен и сам способ «почтить» этого «покровителя влюбленных»: покупка дорогих подарков (нередко вызывающе непристойного нижнего белья), охапок цветов, множества сладостей; шумные вечеринки и застолья с употреблением алкоголя, что нередко завершается беззаконным блудом «по поводу праздника»! Будет излишним говорить, что такая «любовь» обычно имеет определенный «срок годности», поскольку она не является подлинной любовью!

Подобное «празднование» не имеет никакого отношения к почитанию святых нашей Церкви. Это проявление сильного эгоизма, возможность пробуждения и удовлетворения низменных инстинктов, искусственно созданное и преходящее праздничное настроение. Напротив, почитание наших святых совершается самой нашей жизнью, это плод нашей веры в Бога и стремление подражать и быть причастными тем, кто сподобился усовершения, освящения и обожения. Мы почитаем истинных святых не подарками, сладостями, цветами, пиршествами и греховными действиями, а посещением церкви, причастием и обещанием изменить свой ум и свой образ жизни.

Справедливости ради следует отметить, что есть и те, кто празднует день «святого» Валентина, имея чистую и истинную любовь, как это делают и многие верные супруги, верующие христиане, возможно, из-за незнания и подражания другим; они не знают, что на самом деле идет речь о возрождении древнего языческого праздника, которое продвигается и поддерживается миром торговли. Именно по этой причине мы приступили к написанию и публикации данной статьи.

В заключение хотелось бы отметить, что наша Церковь не противостоит искренней и чистой любви, а лишь только «любви» беззаконной и греховной. Бог вложил в человеческую природу любовное влечение, чтобы оно содействовало сплочению общества и, конечно же, продолжению человеческого рода — появлению новых человеческих душ, новых образов Божиих, предназначенных для спасения и обожения, посредством благословенного союза мужчины и женщины через брак, это «великое таинство» (Еф.5:32), по словам апостола Павла. Кроме того, согласно Отцам нашей Церкви, человеческая любовь является прообразом божественной любви, вечной жажды и стремления души каждого человека соединиться с Богом.

Мы, верующие, не нуждаемся в мифических и вымышленных «святых покровителях», через которых, по причине коммерческой выгоды, совершается возрождение мрачного дохристианского и языческого прошлого. У нас есть настоящие, живые и подлинные образцы истинной жертвенной любви — это святые нашей Церкви, святые супруги, имевшие «нелицемерную любовь», которая «не ищет своего» и «никогда не перестает» (1Кор.13:1-8).

Одной из таких пар является священная, всенародно любимая и благословенная супружеская чета святых Акилы и Прискиллы, почитаемых 13/27 февраля, которых апостол Павел хвалит как своих ценных соработников «во Христе Иисусе». Ради него они «голову свою полагали», поэтому их благодарит как он сам, так и «все церкви из язычников» (Рим.16:3-4). Видя в них идеальных супругов, наша Церковь всегда почитала их как образец благословенной и освященной супружеской жизни, ориентир для современных семей. Так, несколько лет назад покойный архиепископ Христодул, стремясь отвлечь верующих от языческо-коммерческого «праздника» несуществующего и ложного «святого» Валентина, предложил вместо него почитать вышеупомянутых святых как покровителей супружеской любви и семьи. 

[1] Гесиод, «Теогония», с. 120 // Ησίοδος, Θεογονία εδ. 120

[2] https://designmagazine.gr/agios-valentinos-erws-psyxi-i-istoria-apo-tin-arxaiotita-sto-simera/

[3] Там же.

[4] https://www.maxmag.gr/afieromata/agios-o-erotas/

[5] Там же.

[6] Подробнее см. в книге профессора А. Феодору: Основное догматическое учение, изд-во Апостольского служения, стр. 131 и далее // Α. Θεοδώρου: Βασική Δογματική Διδασκαλία, εκδ. Αποστολικής Διακονίας.

[7] Точное изложение Православной веры, прп. Иоанн Дамаскин (15)88. РG 94, 1164 Б и далее)

[8] В защиту священнобезмолвствующих 3, 1, 27.

[9] http://www.diakonima.gr/2013/11/08/%CE%B7 -%CF%84%CE%B1%CF%85%CF%84%CF%8C%CF%84%CE%B7%CF%84%CE%B1-%CF%84%CE%BF%CF%85-%CE%B1%CE%B3%CE%AF%CE%BF%CF%85/

 

Источник: https://makkavaios.blogspot.com/2026/02/blog-post_420.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2026.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.