Иоаннис Хадзидигенис,
богослов.
На вопрос о закрытии
священных храмов отвечают
Святые Отцы, «вся премудро устроившие»!
Достопочтенные архиереи!
Вы очень хорошо знаете, что Церковь Христова, действуя в Духе Святом, «перекрыла» раз и навсегда все пути к отступлению от Евангельской истины и Священного Предания, которое включает в себя и богослужения в храме. Всех святых просвещает Один Дух Святой и, ведомые Им, они открывают нам всякую истину. Церковь ни в коем случае не уклонится от Истины, потому что она подтверждена жизнью святых и запечатлена в их творениях в письменном виде. Вот почему, видя закрытие храмов для верующих, мы вновь, и сегодня, прибегаем к этому достоверному и надежному источнику и убеждаемся в том, что совершаемое ныне — это беззаконие, а вы, наши епископы, принимаете его!
Чтобы оправдать принимаемые меры политики выбрали такой аргумент как «охрана здоровья». По всей видимости, большинство епископов согласились с тем, что физическое здоровье является наивысшим благом, и полностью поддержали политиков. Но является ли физическое здоровье «наивысшим благом», если рассуждать со святоотеческой точки зрения? Конечно же, мы не должны разрушать свое тело, но до какой степени нам следует беречь его? И что делать, если его защита наносит вред для души?
Наша Святая Церковь — это уникальный Путеводитель, Компас духовный и Кормило правления (как называли в древности штурвал на корабле). Как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем Она будет ориентироваться на Библию и Священное Предание, то есть учение Господа нашего Иисуса Христа и опыт применения этого учения верующими — Телом Господним. Никто другой, кроме Христа, никогда не руководил и не может руководить Церковью. Следовательно, никто из людей не имеет права навязывать Церкви практики, чуждые Священному Писанию и учению Святых Отцов, т. е. Священному Преданию. Сборник «Пидалион», написанный св. Никодимом Святогорцем, среди прочего, содержит 4-е правило Седьмого Вселенского Собора, где совершенно четко и ясно говорится о закрытии святых храмов. Это правило строго запрещает епископам закрывать храмы по какой бы то ни было причине!
Внимательно прочтите это правило и пояснения толкователей:
Отрывок из
«Синтагмы Божественных и Священных Канонов», Ралли-Потли,
том II, изд-во «Григори».
Правило 4 Седьмого Вселенского Собора, Никейского:
«Если будет замечено, что какой-то епископ, требуя золото или что-то иное, или по причине какой-то своей страсти запрещает совершение Божественной Литургии и отлучает кого-либо из подчинённых ему клириков, или закрывает честный храм, чтобы в нем не совершались Божественные службы, устремляя свое неистовство на безчувственные предметы, то такой поистине лишен чувств, и пусть он будет подвержен тому же наказанию, которому подверг другого. «И обратится болезнь его на главу его» (Пс. 7, 17), поскольку он нарушил заповедь Божию и апостольские постановления».
Толкование св. Никодима Святогорца, Священный «Пидалион», с. 266:
«Итак, архиерей, который будет уличён в том, что он отстраняет от служения или отлучает какого-либо иерея или клирика, или закрывает церковь, для того чтобы получить деньги или по какому-то иному своему пристрастию, такой пусть претерпит то же, т. е. пусть будет отстранён от служения или отлучён своим митрополитом, если он епископ, или своим патриархом, если он митрополит».
ТОЛКОВАНИЕ ЗОНАРЫ: «Если епископ закроет храм, чтобы не было в нем священнодействий, устремляя свой гнев (который в правиле наименован «неистовством» по причине крайней силы его и неразумности) на нечувственное, то есть на храм, таковый, по словам правила, бесчувственен и должен быть подвержен тому, чему подвергал другого, то есть должен быть отлучен и потерпеть, что сам сделал, — епископ от его митрополита, а митрополит от патриарха, которым подчинены; и обратится болезнь на главу его (Пс. 7, 17), как преступника заповеди Божией и апостольских постановлений».
ТОЛКОВАНИЕ ВАЛЬСАМОНА: «Епископ, заключающий храмы каким бы ни было — законным или незаконным образом — должен подвергнуться наказанию».
ТОЛКОВАНИЕ АРИСТИНА: «Если какой-то епископ… по какой-нибудь собственной страсти удаляет от служения, или отлучает кого-либо из подчиненных ему клириков, или запирает честный храм, чтобы не было в нем священной Божией службы, должен быть подвергнут тому же наказанию».
Что касается вопроса о том, добровольно ли согласились епископы на закрытие храмов, то истина, к сожалению, такова: они желают принятия этих мер даже больше, чем наш премьер-министр Мицотакис, потому что очень боятся заразиться и — не приведи, Господи — умереть!
Разве можем мы под каким-либо предлогом отсечь себя от Церкви, Тела Христова? Это равносильно отсечению от живого человеческого организма какого-то члена тела, например, руки или ноги. Вот почему для тех, кто лишает пребывания на службе других и себя, священные каноны предписывают особенно строгое наказание. «Всех тех верных, которые входят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и во время Святого Причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви» (9-е правило Святых Апостолов).
7 ноября 2020 г.
Источник: http://www.orthodoxia-ellhnismos.gr/2020/11/blog-post_35.html?m=1#more
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Хочется согласиться с самим посылом автора - епископу не должно закрывать храмы,
ОтветитьУдалитьно ссылка на 4-е правило 7го Вселенского собора неверна. Там речь совсем о другом.
Ссылка верна или не верна, людям все равно.
Удалить