«И соберутся пред Ним вси языцы» (Мф. 25, 32)
ВЧЕРА, дорогие мои, была родительская
суббота, когда мы поминали наших усопших близких. А сегодня — воскресенье, которое
именуется Неделей о Страшном Суде или Мясопустной неделей.
Что такое «мясопуст»? Этот термин означает прекращение вкушения мяса, преддверие Святого и Великого Поста, подготовку к духовной брани. Но, к сожалению, мир с его сатанинской идеей вседозволенности, извращает эти святые дни, наполняя их греховными традициями и языческими празднествами. Поэтому сегодня, когда многие предаются всяким непотребствам, невоздержанию и разврату, наша Святая Церковь постановила, чтобы в этот день на литургии звучало евангельское чтение о Страшном Суде, наполняющее души слушателей благоговейным страхом, пожалуй, больше других Евангельских глав, которые читаются в православных храмах в течение года. Всякий человек, имеющий хотя бы крупицу разума и веры, услышав эти священные слова, содрогнётся и вострепещет душой.
Евангелие предупреждает всех нас, что будет
суд над всеми людьми, а судить нас будет не кто иной, как Сам Господь наш Иисус
Христос. Человечество будет разделено на две большие группы. С одной стороны будут стоять
праведники, а с другой —
нераскаявшиеся грешники. И каждый из них услышит решение — окончательное
и бесповоротное. К одним будут обращены слова: «Приидите,
благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» (Мф. 25, 34),
а к другим: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный» (Мф. 25, 41).
― Ад? Разве сегодня кто-то
верует в ад?
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как хотел
бы и я, чтобы не было ада, потому что я грешен и страшусь адских мук, а, между
тем, ад существует. Ведь никто не сомневается в существовании ночи; точно так
же и я утверждаю со всею уверенностью, что действительно существует и ад, и суд
над всеми людьми, и воздаяние за дела, совершённые нами при жизни».
Чем мы можем подтвердить эти слова?
Может быть, это какие-то сказки, которыми батюшки пугают людей? Есть сильные
аргументы в пользу того, что утверждение о грядущем суде и возмездии является
истинным. Во-первых, этого требует справедливость. Во-вторых, этого требует
весь мир. А, в-третьих (что самое главное), это подтверждает Слово Божие.
Позвольте мне рассмотреть эти аргументы подробно.
* * *
Я не случайно сказал, что этого требует
справедливость. Ни один человек не желает быть обманутым и обиженным. «Правде
научитеся, живущии на земли» (Ис. 26, 9), поет наша Святая Церковь на
Страстной седмице.
Но где можно найти справедливость в наше
время? Если мы посмотрим не только на наше общество, но и вообще на отношения
между народами в глобальном масштабе, то увидим, что справедливости нет практически
нигде. Несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, мир живет
не по заповеди нашего Спасителя «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34), а
по примитивным «законам джунглей», когда «большая рыба съедает маленькую».
Преступления совершаются каждый день во всех странах, причем многие из них
планируются с такой изобретательностью, что найти преступника не может даже самый
способный сыщик. Виновник гуляет на свободе и посмеивается над властями.
Преступников или совсем не ищут, или ищут и не находят, а иногда они даже пользуются
почетом и славой!
Многие преступления остаются
безнаказанными. Одни кощунствуют над святынями нашей веры; другие
лжесвидетельствуют в суде, положив руку на Святое Евангелие. Женщины бросают
своих мужей и беззаконно сожительствуют с другими; мужчины оставляют своих жен
и уходят к любовнице. Богатые жестоко и бесчеловечно эксплуатируют бедных,
буквально высасывая всю их кровь до последней капли, и сколачивают на этом
громадные состояния... И никто из них не получает наказания в этой жизни. Где
возмездие за совершенные преступления? Человеческое правосудие оказывается
бессильным. Как говорил один древний философ, это похоже на тонкую паутину,
которая ловит маленьких мух, но которую с легкостью разрывают осы. Человеческое
правосудие захватывает мелких и незначительных преступников, а величайшие преступники
выходят сухими их воды.
Как же так? Неужели они останутся
безнаказанными? При мысли об этом в нашей душе возникает протест. Чувство
правосудия, которым наделил нас Бог, вопиет, что обязательно наступит тот день,
когда совершители «гениальных» преступлений, нарушители нравственных законов и
норм попадут в руки неподкупного Судии. И тогда Бог непременно восстановит справедливость,
покарает за все преступления и злодеяния, а за добродетели вознаградит сторицей.
Все люди земли требуют справедливости. И
у людей старшего возраста, и у молодых есть чувство справедливости и понятие о
ней; традиция вознаграждения и наказания существует у всех народов (с
некоторыми вариациями).
Напомню вам один случай из истории:
когда Афинский суд несправедливо приговорил Сократа к смерти и его заставили
выпить яд, он сказал: «Прощайте! Я ухожу в мир иной. Туда, где беспристрастные
судьи: Аякс, Минос и Радамант. Они вынесут мне справедливый приговор. Я верю в
божественную справедливость, а не в человеческую».
Суд и воздаяние за грехи действительно
существуют. Этого требует врожденное чувство справедливости, которое есть у
каждого человека; это присуще традициям всех народов. Но самым главным аргументом
является для нас свидетельство Господа нашего Иисуса Христа. Все могут
произнести ложь или впасть в заблуждение, и только Христос не ошибался никогда.
Всё, сказанное Им, произошло в действительности; сбылись все Его пророчества и
предсказания. Он предрек, что храм Соломонов, которым так гордились иудеи,
будет разрушен и не останется «камня на камне» (Мф. 24, 2), и
действительно он претерпел разрушение. Христос пророчествовал, что двенадцать простых
рыбаков станут Его Апостолами, учителями для всего мира, и что их проповедь достигнет
всех концов земли, и действительно Евангельская весть уже известна почти
повсюду. Христос говорил, что на Церковь Его восстанут все силы ада, но не одолеют
Её; и Её не смогли разрушить никакие гонения. Всё, сказанное Христом, сбылось и
продолжает сбываться сегодня. И Его слова о том, что наступит время, когда Бог
будет судить мир, тоже непременно исполнятся.
Когда это случится? В какой день, какой
час, какое мгновение? Это для нас неизвестно. Обычно землетрясения начинаются внезапно; точно
так же настанет и день Суда. Однажды, когда люди будут пировать и упиваться
вином, сквернословить и хулить имя Божие, воровать и обижать своих ближних, совершать всякие непотребства и предаваться разврату, явится
Господь наш Иисус Христос для того, чтобы судить нас.
Как будет происходить Страшный Суд? В
Священном Писании приводятся ужасные картины тех событий, которые произойдут
прежде. Солнце померкнет, потухнет словно свеча. Звезды падут как листья с
деревьев под сильным ветром; горы растают словно раскаленный свинец; иссохнут
реки. И тогда в небе появится великое знамение, честной Крест Господень. «Воззрят
Нань, Егоже прободоша», слышим мы в церкви в Великую Пятницу (Ин. 19, 37).
Все народы земли увидят знамение Распятого, и тогда явится Судия всего мира: уже
не как немощный Младенец в яслях, но как Владыка вселенной. Что это будет за
час, друзья мои!
«И соберутся пред Ним вси языцы» (Мф. 25, 32).
Рядом с людьми бедными и незначительными будут стоять знаменитости и «звёзды»; рядом
с царями, императорами и тиранами, которые сеяли страх и ужас — нищие
обездоленные бедняки, которым было не на что хлеба купить; рядом с жалкими
оборванцами и попрошайками — богачи, которые привыкли развлекаться с пышностью
и лоском; рядом с неграмотными простыми людьми, которые ставят вместо подписи
крест — гении и ученые: платоны, аристотели и эйнштейны.
Женщины и мужчины; маленькие дети и убелённые сединами старики; Восток, Запад,
Север и Юг; все колена и языки, от Адама до последнего из рожденных на земле,
словно безграничное волнующееся море все мы предстанем перед Господом, и
Христос будет судить нас. И Он скажет одним: «Приидите,
благословеннии Отца Моего», а другим: «Идите от Мене,
проклятии, во огнь вечный».
Это звучит невероятно, не так ли? А,
между тем, все будет происходить именно так. Это так же верно, как то, что
завтра наступит понедельник. Судный день непременно придет. В древности наши
предки говорили: «Есть око, еже взирает на вся». Есть глаз, который всё видит;
ухо, которое всё слышит, и рука, которая записывает все наши дела. И, конечно, наступит
момент Суда.
* * *
Дорогие мои братья и сестры! Для чего я всё
это рассказываю? Чтобы вы — те, кто слушает меня — приготовились к этому
великому дню. Чтобы мы были готовы дать ответ Господу нашему Иисусу Христу, и
чтобы Бог, молитвами Пресвятыя Богородицы, помиловал нас, грешных. Желаю, чтобы
ни к кому из нас не был обращён испепеляющий глас «Идите от Мене во огнь вечный»,
но чтобы все мы услышали радостный голос Христа: «Приидите благословеннии Отца
Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.
† Епископ Августин
Воскресенье, 01.03.1981.
Проповедь митрополита Флоринского Августина (Кантиотиса)
в церкви Святого Иоанна Крестителя в Птолемаиде. https://katanixi.gr/orthodoxia/episkopoy-aygoystinoy-kantioti-to-pagkosmio-dikastirio/
@Редакция «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!