воскресенье, 24 октября 2021 г.

«Святые иконы — это окно в Небо» (архимандрит Савва Святогорец).

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня, когда мы празднуем память Святых Отцов VII Вселенского Собора, мы вспоминаем, что такое святые иконы. По сути, иконы — это окно в небо. Через святые иконы христианин может узреть Царствие Божие. Вот почему святые иконы имеют огромное значение в нашей жизни, и очень хорошо поступают те христиане (самые обычные люди, без высокого мирского образования, но воспитанные в благочестии), которые относятся к иконам с благоговением, включая и простые маленькие иконки, те бумажные образки, которые широко распространены в наше время. Мы должны почитать священные образа и в таком виде тоже, потому что даже самая маленькая иконка, сделанная из дешёвого материала, тоже является источником Божественной благодати, если мы прикладываемся к ней с благоговением.

Еретики-паписты не принимают VII Вселенский Собор, они отвергли его и поэтому они не прикасаются к святым иконам губами. Они просто делают перед ними небольшой поклон издалека и, судя по всему, хотят навязать нечто подобное и нам. Посредством распоряжений о ношении «намордников» в храме нас вынуждают хулить святые иконы: не поклоняться и не прикладываться к ним. Но, согласно определению Седьмого Вселенского Собора и трехсот шестидесяти семи Святых Отцов, память которых мы празднуем сегодня, поступающие таким образом — т. е. не целующие святые иконы, не прикасающиеся к ним — подпадают под АНАФЕМУ. Это значит что они отделены от Христа и, если они не покаются, их ожидает геенна огненная. Таким образом, мы понимаем, какое великое кощунство происходит в наши дни, когда некоторые идут в храм и поклоняются иконам в наморднике. По сути, они целуют губами ткань, находящуюся у них на лице, и не прикасаются к святой иконе, которая является источником благодати и не нуждается в дезинфекции (что они тоже, к сожалению, делают).

Мы не говорим, что не нужно протирать святые иконы, потому что, к сожалению, некоторые прикладываются к ним с накрашенными губами и на иконе остаются следы. Но мы ни в коем случае не должны бояться, что нам передастся какой-то микроб от другого человека, прикладывавшегося к святой иконе прежде нас. В нашей Святой Церкви, конечно же, есть все те микробы и микроорганизмы, которые обычно находятся в окружающей среде, но они не обладают вредоносным действием. Они никому не причиняют вреда, потому что благодать Божия, присутствующая в храме, покрывает и освящает нас и, как говорится в молитвах ко Святому Причащению, нас обожает. Она делает нас Божественным огнем. А Божественный огонь никогда никого не заразит и не заразится сам.

Христиане, находясь в храме на богослужении, становятся огнем и пламенем, Божественным пламенем, и поэтому им нечего бояться заражения. Дезинфицировать храм или святые иконы — это кощунство, после которого должен служиться чин от осквернения храма, следует переосвящать храм. Недавно я прочитал в новостях, что один из продезинфицированных храмов на Крите был разрушен землетрясением.

Бог не хочет, чтобы мы богохульствовали и ложно говорили другим, будто, приходя в храм, мы находимся в опасности. А именно такое «послание» делает тот, кто носит намордник внутри храма: он всем своим видом свидетельствует о том, что находится в «опасном месте», где можно кого-то заразить или же заразиться от других. Это самое настоящее богохульство, и мы никогда не должны этого делать.

Давайте вспомним борьбу, которую целых 150 лет наши Святые Отцы вели против нечестивцев, поддержавших ересь иконоборчества. А ведь это были самые культурные, высокообразованные и «духовные» люди того времени! И при этом они называли православных, поклонявшихся святым иконам, «идолопоклонниками» и «идолослужителями». Однако, как мы слышали сегодня в Апостольском чтении, честь, воздаваемая иконам, относится не к дереву, пластику или стеклу, а к первообразу. Она восходит к изображенному на иконе лицу: к Господу нашему Иисусу Христу, Богоматери и к нашим святым. А кто не поклоняется святым иконам и не прикладывается к ним, по сути, не признает воплощение Сына и Слова Божия. То есть он сводит на нет таинство Боговоплощения, потому что святая икона как раз свидетельствует нам о том, что Второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын и Слово Божие стал человеком. Он приобрел человеческую природу, Он восприял плоть, а значит, у Него есть тело, имеющее форму; у Него есть лицо, имеющее определённые черты. И поэтому мы можем Его нарисовать, написать Его образ.

Таким образом, тот, кто не признает, не поклоняется и не прикладывается к святым иконам, по сути, хулит это таинство Боговоплощения и, если не принесёт покаяния в ереси, конечно же, не сможет спастись.

Мы говорим это для того, чтобы все эти вещи глубоко запечатлелись у вас в уме и чтобы вы могли с любовью рассказать о них и другим, чтобы мы никогда не впадали в это ужасное богохульство: иконоборчество. Недавно я прочитал, что некие люди зашли в больницу в Северной Греции (здесь у нас, в Македонии) и, совершая самый настоящий произвол, сняли со стен все святые иконы, чтобы они, как сказали пришедшие, «не беспокоили нерелигиозных людей». Я не знаю, так ли все происходило на самом деле, но если это так, то трагично, что православные греки стали столь нечестивы и что они вновь впадают в иконоборчество, которое преследовало нашу Церковь в течение ста пятидесяти лет и было осуждено как мерзость, ужасная мерзость.

А те, кто приходит извне, должны уважать наше Предание, нашу Веру и не стремиться навязывать нам свои убеждения.

Это то, что я хотел сказать вашей любви в этот праздничный день. Давайте помолимся тем Святым Отцам, память которых мы празднуем сегодня, а также всем Святым Отцам нашей Церкви, чтобы они ходатайствовали о нас, укрепляя нас в вере, чтобы мы не уступили современному иконоборчеству, которое заключается не только в этом намерении антихристовых властей вынести святые иконы из всех общественных зданий и больниц, но, прежде всего, в том, чтобы стереть в человеке образ Христа. Самое большое иконоборчество заключается именно в этом. Это то, что они хотят сделать при помощи целого ряда уловок и махинаций, включая ношение намордников и всё остальное. Они желают, чтобы не было видно лица и чтобы в человеке не проявлялся образ Божий, который, главным образом заключается в способности человека мыслить, в его свободной воле, способности выбора, но вместе с тем он выражается и во всем человеке. То, что именуется «еже по образу Божию» и «еже по подобию Божию», содержится и в душе, и в теле человека. И мы должны поклоняться Богу с непокрытым лицом, прославляя Его и принимая от Него Нетварный Свет, просвещающий нас. Бог желает видеть наши лица, а не безликую массу с натянутыми на лица тряпками. Это полностью противоречит воле Божией.

Давайте противостоять современному иконоборчеству всегда и везде, давайте откроем свои лица и будем радоваться, общаясь со своим ближним лицом к лицу, наблюдая за его мимикой. А также давайте молиться о спасении друг друга.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Архимандрит Савва Святогорец.

Отрывок из проповеди от 17.10.2021.

 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rg0MaU_-jdQ

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Я просто счастлива от этой проповеди.но к сожалению у нас в Москве просто требуют одеть намордник в церкви.если не подчиняешься.то начинают смотреть на тебя.как на врага.мне очень жаль что так решил Патриарх.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.