«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся» (катавасия Рождества Христова)
Дорогие
мои отцы, сегодняшняя моя беседа будет посвящена божественному Рождеству Господа
нашего Иисуса Христа — таинству вочеловечения Бога, которое не способен объять ограниченный
человеческий разум.
Небесный Отец, по Своей непостижимой любви,
послал в мир Сына Своего возлюбленного. «О, бездна богатства и премудрости и ведения
Божия!»[1].
Безграничная любовь Божия нашла этот способ вочеловечения, дабы принести сюда,
на землю, свет богопознания и соделать Себя Самого настолько близким человеку, чтобы
помочь ему познать Бога как своего настоящего Отца и через это познание
возвратить изгнанника на прежнее место, в рай. Таким способом Бог устроил
спасение человека.
Подобно тому как диавол использовал змея, чтобы преткнуть первозданных людей, а через них — и весь род человеческий (что произошло по попущению Божию), так и Христос пожелал выбрать такой способ вочеловечения, чтобы посрамить и преткнуть обольстителя человека и исхитить у него эту добычу; чтобы соделать человека свободным и вновь ввести его в рай, но уже не в земной, а в духовный и небесный.
Как
Сын Божий стал человеком? Он сокрыл преблистательный свет Своего Божества под
покровом человеческого естества, и тогда земля смогла принять,
гостепримствовать Бога, а человек — разговаривать с Ним. Царь царствующих и
Господь господствующих[2]
пожелал родиться как человек от Девы Марии; у Него не было ни крошечного
жилища, ни малого очага, ни простого домика, который есть даже у самого бедного
человека на земле! Он пожелал избежать славы и почестей, и Его приняла
смиренная пещера.
Но
Небесный Отец, умеющий прославлять как никто иной, послал звезду, светлого Ангела,
которая словно устами проповедала всей природе Божественное Рождество Его Сына.
Ангелы воспели: «Слава в
вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»[3].
Пастыри в своей простоте удивились и благовествовали сию великую радость, что
родился Царь на земле. И богопросвещенные волхвы поспешили под водительством
светлой звезды на поклонение неведомому на земле Богу и удивлялись, не в
состоянии постигнуть это таинство. И даже бессловесные животные, следовавшие за
пастырями, собрались вокруг Божественного Младенца и смотрели на Него с
недоумением и ликованием.
Пресвятая
же Матерь наша, Дева Мария, удостоившаяся этой великой чести — стать Матерью
Бога, будучи Девой, безсеменно и безмужно, в столь юном возрасте — удивлялась и
изумлялась. Она недоумевала. Ее ум не мог постигнуть, как возможно Ей родить
человека без требуемых для этого условий и как Невместимый Бог может вместиться
в Ее святейшее чрево! Она смотрела Своими девственными очами и удивлялась.
Сердце же Ее было исполнено безбрежной любви и поклонения Божественному Младенцу.
Оставив
Свое Божественное величие, наш Христос пожелал явиться на земле и родиться в убогой
пещере. Согласно святому Исааку Сирину, Бог облекся в ризу смиренномудрия и
сошел на землю, чтобы встретиться с человеком лицом к лицу; и таким образом и
человек, и творение смогли соприкоснуться с Ним, ибо иначе Божественный Огнь
должен был сжечь и человека, и сотворенное[4].
Облаченный в смиренномудрие как в боготканную одежду, Бог приблизился к людям с
любовью и состраданием. Евангелист Иоанн говорит: «Слово стало плотию и обитало с нами»[5].
Бог принял человеческую плоть, стал совершенным, однако же без греха,
человеком, чтобы, духовно возродив нас, соделать нас Своими друзьями и чадами.
Милосердие,
смирение, жертвенность и послушание привели Христа на землю. Если бы Он не
любил человека, то не смирил бы Себя до конца, в наивысшей степени, исполняя
Божественное послушание: «Быв
послушным даже до смерти, смерти же крестныя»[6].
Христос пришел творить не Свою волю, но волю Небесного Отца. И Он исполнил Его
волю, став Победителем, когда Своей Божественной силой совершенно уничижил диавола
и ад и освободил человека из их плена. Водрузив человека на Свои плечи как
трофей, Он победно взошел на Небеса и принес, привел его к Небесному Отцу,
исполнив с совершенным послушанием Его заповедь. И за это послушание Отец
даровал Ему имя превыше всякого имени, прекрасное имя «Иисус», которое означает
«Спаситель»[7].
Цель
Бога заключалась не только в том, чтобы Его Сын, грядущий в мир, спас человека,
но Он возжелал через жизнь Христа оставить нам святейшее учение, несравненный и
просвещающий свет, чтобы тот, кто пожелает спастись, мог через этот свет шествовать
и приближаться к Богу.
«Мерзость пред Господом всякий надменный
сердцем»[8], говорит Писание. Напротив, всякое смиренномудрие
благоухает пред Богом. Господь настолько смирил Себя, что умыл ноги Своим
ученикам[9]. Бог препоясался лентием и преклонил колена перед
человеком, чтобы омыть ему ноги. Творец — творению, Бесстрастный — страстному, Чистый
— нечистому, дабы показать, что смирение — единственный путь, избавляющий
человека от всякого бесовского затруднения. Поэтому давайте приложим усилия,
чтобы уподобиться Господу нашему Иисусу Христу в братской любви, самоотречении,
смирении и в совершенном согласовании нашего послушания с волею Божией.
Христос
показал послушание не только Своему Небесному Отцу, но и здесь, на земле, он хранил
совершенное послушание Своей Матери по плоти и Своему названному отцу, Иосифу
Обручнику. Бог оказал послушание человеку, в то время как мы с трудом слушаемся
ради любви Божией даже своего духовного отца. Возлюбим же всею своею душою
смирение Христово. Во всякое время будем смотреть на Него и изучать, что
совершил Христос здесь или там. То же буду делать и я. Он безгрешен — я весьма
грешен. Он Бог — я человек. Он пришел ради моего спасения. Я же, если до сих пор и не знал, что нужно делать все ради
Бога, то, по крайней мере, теперь должен стараться поступать таким образом,
чтобы спасти свою душу.
Возвращаюсь
к Божественному Рождеству Христову. Об этом великом и неизреченном схождении
Его на землю прочту вам некоторые молитвенные размышления одной души:
«Рождество!
Колокола радостно звонят, словно сегодня они наполнены особенной благодатью, и
мелодично провозглашают: “Христос
раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся”[10].
Итак, Христе мой, добро пожаловать на нашу землю, в наше изгнание. Ты пришел,
чтобы увидеть последствия нашего преслушания и отступничества. Да будет
благословенно пришествие Твое, Твое Рождество, и Твой исход, Твое Воскресение.
Прославляем Тебя всею душою.
Слезы
текут сами собой, весь мир исполнен ликования! Божественные извещения о крайнем
истощании Бога Слова вызывают почти невыносимую человеческим естеством
блаженную радость. Господи Боже мой, как же Ты невыразимо прекрасен! Как
непостижимо величие Твое! От удивления и изумления я застываю подобно
пораженному молнией! И если Ты открылся мне таким на земле, то каков Ты в
пренебесном мире?!
О,
Божественный Младенец, сколь просто, смиренно и тихо Ты приблизился к нам! Твое
мирное Рождество напоминает нам нежную свежесть и снежок, что тихо падает в
ночи и придает природе белизну, а человеку дарует радость и ликование. Не
родилось ли в ту ночь и множество других младенцев? Но только этот Младенец — Сама
воплощенная Истина и Любовь. Это — воплощенный Предвечный Бог.
“Рождество Твое, Христе Боже
наш, возсия мирови свет разума”[11].
Это единственное знание как Божественный свет разрушило тьму и истребило ложь.
Человек обрел компас. Пришла истина, воссиял свет, и отчаявшийся земной
странник нашел ориентир. О, Свете Божий! Как ты озаряешь человека в молитве и
производишь удивительные изменения в его внутреннем состоянии, что он забывает
этот материальный мир, будучи весь охвачен созерцанием божественного! О, возлюбленный
Свет! Как я Тебя желаю, по Тебе тоскую, как безмерно люблю Тебя! Когда придешь Ты
ко мне, чтобы исполнить всего меня красотою Твоею? Если бы Ты знал, как я Тебя
ожидаю, потому что я слеп, я претыкаюсь и впадаю в грехи.
Христе
мой, Солнце разума, сколько царствовал обман ложных богов прежде Рождества Твоего!
Смутные озарения поэтов и философов были не в состоянии разрушить плотную тьму
безбожия. Ты пришел — единственный, неповторимый, спасительный свет в этот
ледяной зимний Вифлеемский вечер. Ты стал малым, чтобы сделать нас великими. Ты
стал слабым, чтобы сделать нас сильными. Ты пришел в этот мир с плачем, чтобы
отереть наши слезы.
О,
сколь сильно скорблю я душою, что Ты не нашел места во всем мире сем! Но это
было для того, чтобы мы нашли место во Царствии Небесном. О Иисусе мой!
Насколько же велико снисхождение и обнищание Твое, которое Ты соделал для нас,
удалившихся от Тебя, чтобы и нас сделать родными, соделать чадами Отца Твоего,
искупив весь наш долг перед Ним Крестной Жертвой и пролитием Всесвятой Твоей
Крови! “Смирил себе...
до смерти, смерти же крестныя”[12].
Словно окаменев, стою перед Твоим неизреченным смирением, ибо во мне, человеке,
которому, по самой природе его, должно быть свойственно смирение, обретается столько
эгоизма, являющего тьму моего неведения.
Иисусова
молитовка тихо и неспешно продолжает своё непрестанное делание. Мой ум влечется
и пленяется песнопением: “Христос рождается, славите...” Боже мой, Христе мой,
каков же Ты! Сердце мое не в силах вместить неизреченную Твою сладость. Что мне
сказать? Я изумляюсь Тебе. Мое сердце тает как свеча, потому что я во всем
недостойный и негодный. Когда же, когда я увижу Тебя, Отца моего? Но если такое
случится, как останусь я жив, ибо какая тварная природа может удержать Тебя?
Ведь сладость Твоя превосходит всякое помышление и всякое слово!
Воспойте,
народы, Рождество Христа моего, возликуйте в веселии, ибо Он есть единый,
исключительный Творец мира, и Единственный, Кто может исполнить сердце любовию
и Божественным желанием. Недоумеваю, трепещу, не знаю, что сказать о Боге Отце
моем! Какой у нас Бог! Мы, люди, даже не знаем, каким обладаем сокровищем.
Бедная моя душа ликует от любви и плачет в святейших объятиях Бога Отца.
Радость Тебе подобает, Божественный Младенец, а мне — спасение. Живи во веки и
прославляйся!».
Из
яслей смирения и любви да благословит нас Христос Своим Божественным
Рождеством. Да благословит Он и нас последовать Его святому примеру, который
оставил Он нам Своей жизнью. Да благословит нас стяжать любовь, смирение,
послушание. Да благословит нас достигнуть небес, где Он увенчает нас Своей
неизмеримой любовью и милостью, ибо мы недостойны венца. Пусть Его безграничная
милость презрит наши прегрешения и определит нас в чин тех монахов, которые
увенчались венцами и были поставлены в ангельский чин вместо падшего денницы,
чтобы вместе с ними и мы составили единое воинство послушников, законно подвизавшихся
на монашеском поприще. Аминь. Буди.
[1] Рим. 11:33.
[2] 1 Тим. 2:14.
[3] Лк. 2:14.
[4] См. прп. Исаак Сирин. Слово 53.
[5] Ин. 1:14.
[6] Флп. 2:8.
[7] Флп. 2:9.
[8] Притч. 16:5.
[9] См. Ин. 13:5.
[10] Ирмос 1-й песни канона Рождества Христова.
[11] Тропарь праздника Рождества Христова.
[12] Флп. 2:8.
Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 10-16.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!