четверг, 17 апреля 2025 г.

Крестная жертва Христа (старец Ефрем Аризонский)

Каждую Страстную седмицу Православная Церковь напоминает нам о Святых страданиях Христовых, представляет все священные образы Его Крестной Жертвы и помогает душам христиан, слушающих святые слова Евангелия, понимать и переживать их как можно сильнее, и таким образом погружаться в смысл таинства Его Распятия.

Жизнь Господа нашего Иисуса Христа от Рождества до самого Его Воскресения была одним постоянным мученичеством. Он родился в яслях бессловесных животных столь смиренно, столь тихо, столь безмятежно, что никто не знал об этом (ср. Лк.2:6-7). После Своего Рождества Он, преследуемый, бежал в Египет и затем возвратился оттуда (ср. Мф.2:13, 2:19-23). Прожив на земле тридцать три года, Он оставил нам неповторимый пример святости, учение о том, как подобает жить каждому христианину. Когда пришло время Его общественного служения, Он начал проходить по всей Иудее и проповедовать Евангелие покаяния и обращения, творя чудеса.

Все эти чудеса, вся эта слава, которую воздавали Ему люди за Его чудотворную благодать, стали причиной возникновения зависти и злобы у первосвященников, книжников и фарисеев, которые думали и замышляли, как Его схватить, как Его уничтожить, потому что ослепленный завистью человек не может видеть, что ему полезно.

Прежде предания Себя в руки врагов и распятия, Господь пожелал оставить Своим двенадцати ученикам великое Таинство Божественной Евхаристии — на той единственной и Тайной Вечере, когда Он им сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов. Глаголю же вам, яко не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во Царствии Отца Моего (Мф.26:26-29). И уже после того, как Он даровал им сие Божественное Таинство, произошло Его предательство и арест.

Один из двенадцати учеников, не последовавший за Господом с верой, но утаивший внутри себя страсть, явился тем орудием, которое привело Господа на Крест. Что еще хотел увидеть Иуда сверх тех чудес и знамений, которые он наблюдал в жизни Христа? Из-за своей злобы он был оставлен Божественной благодатью и сделался предателем. Он был великий грешник на земле и предал Христа за несколько сребреников. Но и сегодня как много среди нас таких людей, которые так же предают Его делами и наносят бесчестие Его Святому Лицу, а в особенности тогда, когда они не исповедуют нашу веру — там, где требуется принести подвиг исповедничества и получить мученический венец.

Претерпев великое страдание от бесчестия, Господь шествовал вперед, чтобы поднять на Голгофу Свой Крест. Мы, люди, недостойны этой наивысшей жертвы Спасителя нашего Иисуса Христа. Никто не возлюбил нас так, как Господь, и никто другой не был так оскорблен, так осмеян и так унижен, как Господь. Приходилось ли вам когда-нибудь восчувствовать душой муки Христовы? Сознавали ли вы страдания, которые Он претерпел? Можете ли вы постигнуть, чтобы человек, какой-то раб поднял руку и дал пощечину Христу? Божественный лик претерпел заушение от нечестивого и грешного человека! И что же произошло после этого? Христос прогневался? Пришел в ярость? Сопротивлялся? Нет! Единственное, что Он произнес: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши?[1] (Ин.18:23). А мы, люди, по природе уничиженные, жалкие, грешные, достойные всякого наказания, не можем принять не только заушения, но даже простого слова, обычного оскорбления, малейшего обличения. Мы немедленно восстаем и сопротивляемся.

Вы видели, как в старые времена подвергался бичеванию какой-нибудь человек? Подобное претерпел и Господь ради нас. Достаточно только представить Господа нашего Иисуса Христа, привязанного к столбу, в терновом венце, и воинов, с их враждебным отношением к Нему, — как они издеваются над Ним, как бичуют Его нагое пречистое тело, не оставляя на нем живого места, и как бегут по нему потоки крови, вызывая страшную боль, телесную и душевную, —  все это потрясет нас и заставит почувствовать, в каком великом долгу мы находимся перед Ним, возлюбившим нас такою любовью.

Как обильно истекала кровь из Его пречистого тела, такой преобильной была и любовь Его к человеку! Подумайте, что по этому терновому венцу били всем, что попадалось под руку, чтобы эти ужасные шипы еще глубже вонзались в Его главу, причиняя Ему еще большую боль! Когда в нас вонзится маленькая колючка, то мы кричим «караул» и делаем все, чтобы ее вынуть! С одной стороны, Его голова была в ранах от шипов и ударов, все тело было покрыто следами от ударов и бичеваний, а с другой — хулы, оскорбления и насмешки!

Всю ту ночь, когда Его держали под стражей, над Ним смеялись, Его оскорбляли, Его бичевали, Его избивали в кровь, Его уничижали и бесчестили, как будто Он был каким-то бродягой и человеком с дурной славой! После этих мук бичевания Пилат вывел Господа нашего Иисуса Христа в преторию, на Лифостротон, чтобы выставить Его пред народом, где была собрана вся когорта, весь еврейский народ, где находились назначенные книжниками и фарисеями люди, чтобы они прокричали обвинительный приговор: распни, распни Его (Лк.23:21, Ин.19:6).

Пилат как правитель мог отпустить Христа, но убоялся народа и, чтобы удовлетворить их, он пожертвовал истиной. Он искал одобрения и сделал угодное народу, хотя и знал, что Господь неповинен. Весь этот народ, который несколькими днями ранее восклицал: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев (ср. Ин.12:13), сегодня в безумии кричал: да будет распят! (Мф.27:22). Вот каков человек. Все в нем изменяемо и переменчиво. Сегодня мы кого-то восхваляем, а завтра осуждаем. И мы продолжаем бесчестить Бога нашими делами. Можем ли мы с чем-нибудь сопоставить подобное смирение Господа?

У нас, православных, есть икона этих Страстей Господа, которая, могу сказать, является самой священной среди многих икон, украшающих наши храмы. Она называется «Се Человек» и изображает Господа в претории, в красной хламиде и с терновым венцом на Его пречистой главе, с тростью, с потоками крови, которые текут повсюду, и весь Он словно одна открытая рана, точно такой, каким выставил Его Пилат пред народом после мучительного издевательства над Ним. Эта икона оказывает особенно благодатное воздействие на душу, поскольку Господь стоит с величайшим смирением перед этой нечестивой толпой!

Только крайнее смирение нашего Христа дало Ему возможность претерпеть всю эту несправедливость со стороны архиереев, книжников и фарисеев, всю дикость наносимого воинами бесчестия и восхождение с бременем Креста на Священную Голгофу. Поднимая Крест, Он подъял вместе с ним и все грехи человечества!

Так Господь, держа Крест, начал восхождение на Голгофу. Но посреди пути Он ослабел, упал от тяжести, от изнеможения, от боли, от тернового венца, от потери излитой Им крови и от скорби. Его ученики, которые были с Ним во время всех Его Божественных дел, которые ели вместе с Ним, которые видели чудеса, которые всей душой веровали, что Он есть Сын Божий, Богочеловек на земле, которые обещали, когда потребуется, принести себя в жертву, ― все они покинули Его, бежали, убоялись. Они оставили Его, и к своей великой жертве Он шел один.

Неблагодарность людей не имеет пределов. Не только ученики, но и вообще никто из людей, которые были тогда облагодетельствованы Им, не защитили Его. Нашлась только одна женщина — жена Пилата. Она вступилась за него и сказала своему мужу: «Послушай! Во сне я много пострадала сегодня за Человека сего. Ты несправедливо будешь Его судить. Ты несправедливо Его осудишь. Несправедливо кричат те евреи внизу» (см. Мф.27:19). Но она не была услышана.

Когда Господь предсказывал ученикам Свои страдания, апостол Петр хвалился, что если и все отрекутся от Него, то он никогда не сделает этого (ср. Мф.26:35). Увлеченный своей ревностью, он считал, что станет героем, и хвастался, уповая на силы свои, хотя в дальнейшем убедился, что слаб, и дрожал как осенний лист на ветру. Он отрекся от Христа не перед тираном, а перед служанкой, перед маленькой девочкой: не знаю Человека сего (Мф.26:72). Не ты ли, Петр, похвалялся, что никогда не отречешься от Него? И сейчас, когда Он рядом с тобой и над Ним насмехаются, Его заушают, Его бичуют, на Него клевещут, у тебя нет силы сказать, что ты Его знаешь? И вот запел петух, и Петр вспомнил слова Господа, вышел и оплакал с глубоким покаянием свой грех. Видите, насколько слаб человек? Сегодня он кажется сильным, а завтра, когда сила Христова покинет его, — он совершенно бессилен.

Думали ли вы, размышляли ли вы о том, как Он был распят? Какими ужасными были Его боли, когда эти варвары распяли Его на Кресте и прибили Его, живого, коваными гвоздями — не сегодняшними гладкими, а теми, старинными жуткими гвоздями. Представьте, как Его кровь лилась из ран и разбрызгивалась повсюду! Подумайте о Его муках, когда подняли Крест и вся тяжесть Его тела держалась на этих гвоздях, которые еще больше открыли эти огромные раны! Как это было ужасно!

Один, всецело истощенный, Он с такой любовью, с таким незлобием, с таким долготерпением и великодушием претерпевал это мученичество, когда гвозди пронзали Его руки и ноги, когда шипы тернового венца вонзались все глубже в Его пречистую главу. Какой скорбью Он был исполнен, принимая бесчестия со стороны всего облагодетельствованного Им народа! Он был один, лишенный всякой человеческой поддержки и помощи.

Можно видеть, что Его оставленность со стороны учеников и облагодетельствованных Им людей была еще одним видом жестоких мучений. Странное дело: апостолы, которые были мужчинами, которые должны были стать Его непосредственной поддержкой, бежали, в то время как немощные жены, Его Мать и мироносицы, разделили с Ним скорбь и усладили Его боль, стоя рядом с Ним у Креста.

И тогда, как говорит Писание, произошло великое землетрясение, потряслась земля, солнце померкло, гробы отверзлись, мертвые восстали и явились многим (ср. Мф.27:51-53). Произошло потрясение всего мира. Дионисий Ареопагит, находившийся тогда в Александрии, видя все эти знамения сказал: «Или настал конец света, или страждет Бог». А когда позднее апостол Павел пришел в Афины, проповедовал Евангелие и говорил о знамениях Распятия Христа, тогда Дионисий воскликнул: «Воистину проповедуемый Павлом есть Сын Божий, есть Бог!». И тогда уверовали многие.

Мы видим, что на Кресте Христос дошел до того, что сказал: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? (Мф.27:46). Не то, чтобы Бог нуждался в помощи людей, но Он хотел показать, что человек со своей немощной природой, каким бы сильным он не считался, поднимая свой крест, иногда доходит до состояния истощения. Зачастую человек приходит в тупик и говорит те же слова: «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?»

Даже самый духовный и самый сильный человек доходит иногда до изнеможения. И тогда он нуждается в некоем киринеянине. Он нуждается в помощи благодати Божией, потому что ему необходимо продолжить борьбу, вынести претерпеваемое искушение до последнего издыхания. Потому что всякое искушение всегда приходит по попущению Божиему с определенной целью и для смирения. Человек никогда не подвергнется опасности и не будет искушаем, если нет на то воли Божией, ведь и Сам Христос сказал, что ни волос с головы, ни лист с дерева, ни птица не упадет без воли Божией (ср. Лк.12:6-7, Мф.10:29).

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Знай, что, когда к тебе придет искушение, которое ты не можешь вынести и молишь Бога избавить тебя от него, в зависимости от того, насколько большим будет искушение, ты лишишься и соответствующей благодати»[2]. Он имеет в виду то, что соответственно брани, которую ты будешь вести, преодолевая искушение и испытание, ты увенчаешься, получишь награду, получишь почетное место, обретешь дерзновение перед лицом Божиим. А если ты сдашься и скажешь: «Боже мой, останови искушение, не могу его больше вынести» и Он послушает тебя, знай, что на этом остановится и польза, которую ты бы извлек. Что же это значит? То, что в искушениях следует молиться, чтобы Бог дал нам терпение и просветил, и просить, чтобы Он Сам остановил их когда хочет. Также нам следует размышлять о крестной жертве Христовой, потому что это благодатно изменяет нашу душу.

Когда христианин таким образом размышляет о страстях Христовых и живет ими; когда он запечатлевает их в своем сознании и делает их своей жизнью; когда он размышляет, что Сам Бог на земле претерпел все эти страдания для нас, то его сердце исполняется веры и Божественной истинной любви. Он воспринимает великую божественную мудрость, и его сердце трепещет и горит от любви ко Христу. Многих отцов Церкви и подвижников, пребывающих в безмолвии и ведущих чистую жизнь, размышление о страстях Христовых возвело к великому боговидению.

Был один аскет, который испытывал большое затруднение от искушений и скорбей со стороны людей. Чтобы не возмутиться и не возроптать против Бога, он сильно подвизался, выдерживая натиск искушений, помыслов и сатанинских нападений. Однажды во время молитвы на ночном бдении от усталости он склонил голову и закрыл глаза, сам того не понимая, и увидел перед собой Господа на Кресте — таким, как Он был во время Распятия. Христос повернул Свою голову в его сторону и сказал: «Все то, что с тобой сейчас происходит, разве ты не вытерпишь ради любви ко мне? Как же Я терпел человеческую неблагодарность, злобу, нечестие, и от всей души простил Моих распинателей? Ради любви ко Мне не потерпишь ли ты, не простишь, не перенесешь с благодарностью свои искушения?». И тогда подвижник пал к окровавленным ногам Христа, касаясь и лобызая их, и пообещал все терпеть до самой смерти.

Когда Моисей по воле Божией вывел из Египта израильский народ и повел его в Обетованную Землю, то народ, испытываемый Богом, — верен ли он Ему и любит ли Его, — стал роптать в испытаниях. То же делаем и мы, и первый я, когда ропщем и говорим: «Почему Бог так испытывает меня? В чем я перед Ним провинился? Разве другие лучше меня, что наслаждаются благами, а я храню Его заповеди и бедствую?» И так мы теряем нашу награду. Роптали и израильтяне, и говорили: «Зачем ты нас привел сюда в пустыню? Не было гробов в Египте, и ты пришел похоронить нас здесь? Лучше дыни и лук Египта, чем манна, которую ты нам обещаешь, и Земля Обетованная, где будут течь мед и молоко» (ср. Чис.11:5-8, Исх.16:3).

И Господь, чтобы научить и образумить их, послал им наказание в виде змей, которые жалили их, и роптающие умирали. Тогда Моисей из сострадания к народу встал на колени и попросил: «Боже мой, избавь их от этого искушения. Воспрепятствуй змеям жалить людей. Прости их!». Бог сказал: «Сделай медного змея, подними его на шесте и крикни народу: Кто посмотрит на этого змея, тот исцелится от укусов, нанесенных змеями». И действительно, Моисей сделал медного змея, поднял его высоко, и те, кто смотрели на него, исцелялись (ср. Чис. 21:9).

Этот змей был прообразом Христа, который был вознесен на Кресте. Это упоминает и Христос в Евангелии, чтобы возвестить значение Своей жертвы: И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:14-15). То есть как Моисей высоко вознес змея и те, кто смотрел, исцелились, так и Я, Христос, должен быть вознесен на Кресте. И те из вас, кто с верой будет смотреть на Меня на Кресте, излечится от змеиных укусов греха и не умрет, но обретет жизнь вечную.

Как же излечивается человек? Глядя на Распятого. Будем помышлять о том, что это мы виноваты, это мы привели Бога на Крест. Ради нас Он вынес все это, по любви к нам, недостойным принять Его жертву! Я больше всех людей виновен в том, что произошло, в том, что претерпел Бог на земле! Когда мы отправимся на Его Суд, чтобы быть судимы, Он покажет нам Свою Пречистую главу с ранами от тернового венца, Свой прободенный копьем бок, Свою избичеванную спину, Свои святые руки и ноги, пронзенные ужасными коваными гвоздями. Что же нам тогда сказать, что ответить Ему? Что сделали мы ради Него? Чем воздали Ему? Что предложили Ему взамен? Я лично, говорю за себя — ничего. Мы приносим Ему только уйму грехов. Вот каково наше воздаяние! Вместо манны — желчь. Он нам дал манну, всего Себя, а мы поливаем Его желчью своих грехов. Вот наша «благодарность» за Его Божественное Распятие!

Любовь Божия должна не просто затрагивать нас, но всецело охватывать и преобразовывать духовно, чтобы мы переживали ее на деле, а прежде всего — в нашем сердце, с благодарностью к Нему и с любовью ко всем людям.

Когда я вижу Распятого, нагого на Кресте, когда я вижу, сколько Сам безгрешный Бог перенес от людей, когда я вижу Его любовь, унижение, Его смирение и думаю, что Он по любви был распят ради меня, что Он простил своих распинателей, простил апостолов, которые оставили Его, простил неблагодарность и нечестие всех людей, говоря: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34), как же я не претерплю, если меня унизят, если меня осмеют, если меня оплюют, если со мной что-то сделают? Раз и я ученик Христов, и крещен во Имя Его, и считаюсь Его чадом, и унаследую Царствие Небесное, возможно ли, чтобы я оставался ленивым и бесчеловечным и не простил какой-нибудь незначительной обиды, которую причинил мне мой брат? Никогда! И, взирая так на Распятого, я внутренне изменяюсь, мое сердце смягчается, и во мне разливается любовь. В эту минуту я могу побежать, покаяться и положить поклон перед моим братом, обнять его и сказать: «Брат мой, прости, что я обидел тебя. А если и ты согрешил предо мной, да простит тебя Бог!»

Когда человек находится не в присутствии других, но в тишине своей кельи, в час молитвы, когда он мысленно проходит всю эту вереницу событий и этапов Распятия, его осеняет благодать Христова и он полностью пребывает перед лицом Божиим, становясь вне себя. Он переживает это состояние в реальности, и тогда глаза его источают потоки слез покаяния, боли и сострадания крестной жертве Господа нашего Иисуса Христа.

Что же последовало за распятием? Воскресение. Так что и для всякого, кто распнет свои страсти и умертвит их, как был умерщвлен Христос, последует воскресение его души. Знаете ли, что означает воскресение? Если Христос прольет на сердце хотя бы малейшую частичку радости Воскресения, если Бог даст и человек вкусит ее, то он действительно в своем сердце почувствует Рай, в полном значении этого слова, по слову Христову: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). А когда я восчувствую это? Когда я воскресну? Тогда, когда я возьму свой крест. Когда я постражду то, что претерпел и Христос, тогда я познаю Его Воскресение.

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному»[3]. Почему же мы говорим, что видели Воскресение? Как это могло быть? Воскресение каждый познает только внутри своего сердца, когда действительно ощущает воскресшего Христа и все Царствие Его внутри себя. И тогда человек становится совершенно чуждым миру. Мирские дела его не интересуют. Он ходит по земле, но его ум и сердце пребывают на небесах.

Мы видим подвижников, которые пережили столькие бедствия, держали пост, совершали бдения, претерпевали болезни без лекарств и врачей и т.д. Как же они справлялись со всем этим трудом, аскезой и злостраданиями? Они размышляли о Кресте, созерцанием переносились на небеса и говорили: «То, что здесь, — ничтожно перед тем, что на небесах!». Многие святые мученики, многие воины Христовы благодаря этому размышлению ощутили великую Божественную любовь, выдержали мучения от тиранов, и удостоились мученического венца. И святые сорок мучеников говорили: «Люта зима, но сладок Рай: болезнен лед, но сладко восприятие!»[4]

Мучения настоящей жизни являются временными, а радость и наслаждения — вечны. У всех нас есть искушения, у всех скорби, огорчения, то одно, то другое. Какая голова не болела и какое сердце не знало скорбей? Однако, когда мы претерпеваем все это ради любви Христовой с терпением и смирением, то удостаиваемся через это Царствия Небесного. Поэтому Бог попускает искушения и скорби, чтобы у нас был повод для оправдания и чтобы мы могли испросить себе упокоение на небесах.

Это размышление нам понадобится и сейчас, но еще больше понадобится позднее. Почему? Потому что нас ожидают многие беды, трудные и скорбные дни. И тогда распятый Христос восторжествует в душе все тех, кто возлюбит Его, кто с верой и жертвенностью возлюбит Его страдания. Как возможно, чтобы размышляющий о страданиях и любви Христовой не исповедал Его и не пожертвовал собой ради Христа? Кто отречется от Него? От Него отречется тот, кто не желает слышать и размышлять о Его крестных страданиях.

Согласно Апокалипсису Иоанна Богослова (ср. 1Ин.4:1-3) и пророчествам святых, мы ожидаем антихриста. И пусть он приходит. А прийти ему надлежит для того, чтобы «протестировать», проверить людей, насколько они веруют во Христа. Подвиг будет состоять в том, чтобы сохранить веру в божество Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, позаботимся о том, чтобы размышлять о Распятии Христовом, мысленно созерцать Его страдания и переживать их в своем сердце, дабы мы могли постепенно избавиться от укусов греха. И когда мы исцелимся Кровью Христовой, будем готовиться дать последнюю битву, которая введет нас во Царствие Его. Аминь.


[1] То есть «если Я сказал нечто злое, неправедное, то укажи, что именно; а если доброе, то почему Меня бьешь?»

[2] Ср. прп. Исаак Сирин, Слово 34.

[3] Одно из главных воскресных песнопений в православной традиции.

[4] Стихира Сорока Севастийским мученикам.

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 139-150.

1 комментарий:

  1. ВОСКРЕСНИ, ГОСПОДИ, ПОМОЗИ НАМ, И ИЗБАВИ НАС ИМЕНЕ РАДИ ТВОЕГО!!!

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!